Нестандартные стандарты

С 1 сентября 2011 года начальная школа перешла на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы). Их введение во многом меняет жизнь учащихся. Речь идет не только о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий, но и о создании открытой, дружелюбной информационно-образовательной среды, доступной школьникам и во внеурочное время. Новые стандарты направлены на формирование личности ребенка, развитие навыков самостоятельной деятельности и коллективной работы, раскрытие его талантов. «Новая Бурятия» выяснила, как «приживаются» новые стандарты во втором классе Коменской СОШ Прибайкальского района.

Учитель – играющий тренер

В кабинете, где занимаются второклашки, перемена. Школьные парты расставляются не стандартными рядами, а распределяются по всему кабинету в хаотичном порядке, детки садятся за них группами – по четыре человека. Нет, здесь не будет утренника или чаепития. Ребята собираются играть.

– Данная форма обучения – игровой подход – является наиболее естественной для учеников начальных классов, – говорит учитель Валентина Некипелова. – Причем игру ученики сейчас будут создавать сами. Конечно, традиционная форма обучения остается, ведь дети только начинают путь к знаниям, но познание через игру – это новый, и, я считаю, эффективный принцип начальной школы.

Раздался звонок, дети поздоровались с учителем, разбились на мини-группы – по желанию, и начался урок русского языка.

– Сегодня мы с вами создадим продукт – игру «лото» по выученным правилам написания орфограмм.

Никто из ребят не спросил, что такое «продукт», терминами, которые мы в свое время не знали класса до десятого, ребята оперируют спокойно.

После повторения орфограмм началась коллективная работа. Ученикам раздали игровое поле, в котором было написано несколько слов, на доске – пронумерованы выученные правила. Задача: найти в словах орфограммы, после – найти цифру правила, записать цифры в игровое поле. Дальше идет взаимопроверка: группы обмениваются игровыми полями и проверяют друг друга.

В течение этого процесса учитель выполняет функцию наставника. Если по старым ФГОСТам он начитывал учебный материал и проверял, насколько точно его усвоили, то сегодня учитель уже не держит дистанцию с детьми.

– Мы можем играть, подсказывать, направлять, корректировать действия учеников, обсуждать с ними тему, – отмечает Валентина Николаевна.

Во время того, как ребята заполняли игровое поле, учитель ходила между столами и включалась в процесс. В итоге совместными усилиями была создана игра. Теперь один разрезает верхнее поле – слова, другой раздает каждому из группы и себе по два слова (слова никто не видит, их переворачивают). Суть игры – как можно быстрее «пристроить» свое слово на верное окошечко с соответствующими ему правилами. Здесь важно все: внимательность, организованность, умение убеждать, мотивировать, коммуникабельность. Это и есть качества будущего лидера, а умение работать в группе сегодня позволит им слаженно работать в любых коллективах завтра.

Победителей оказалось трое. За урок они получают «пятерки». Валентина Николаевна говорит, что в классе хороший костяк, поэтому живая конкуренция чувствуется каждый день, даже на обычных уроках.

Внеурочная деятельность: от кружков до прогулок

В старой системе образования школьники после уроков были предоставлены сами себе: они могли бродить по коридорам, идти гулять по улицам – это было свободное время. Сегодня свободное от уроков время систематизировано и организовано: десять часов отведено для внеурочного времени.

Найти себя и свой талант может каждый – выбор секций разнообразен.

– В школе организованы кружки по квиллингу, рисованию, технологии, – рассказывает Валентина Николаевна. – Мы с детьми и учителем музыки ставим музыкальные и кукольные спектакли. В прошлом году мои первоклашки ставили мини-оперы в Доме культуры («Дюймовочка», «Муха-Цокотуха»), а для кукольного театра сегодня закуплены куклы-перчатки и другая атрибутика. Мы часто гуляем по лесу, изучая окружающий мир. Такие занятия позволяют выявить одаренных детей уже в начальной школе.

Проектная деятельность как способ углубления знаний

Помимо секций и кружков, ученики, будучи первоклассниками, начали работать в другом ключевом уровне новых стандартов – проектной деятельности. Младший школьный возраст – это начальный этап вхождения в проектную деятельность, закладывающий фундамент дальнейшего овладения ею. Школьники учатся размышлять, прогнозировать, предвидеть, формировать адекватную самооценку.

Тематика проектов в Коменской школе разнообразна: экология, биология, краеведение, математика, литература. Проекты, которые уже разработали второклассники, это «Меню для попугаев», «Прорастание лука в разных условиях», «О пользе молока», «Мой домашний синоптик», коллективный проект «Рифма» и многие другие.

Один из наиболее интересных проектов – «Рифма». Ребята получают задание, например, подобрать к заданным словам рифму, а у кого получится – попробовать рифмовать строки. Кто знает, может в классе растет будущий литературный гений? Вот примеры зарифмованных слов и строк, которые мне понравились больше всего:

Жук увидел одуванчик

И присел, как на диванчик.

Е. Бянкина

(были даны два слова: одувунчик – диванчик)

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки.

Н. Конев

(тучки-колючки)

– А в 2011 году ученица первого класса Яна Грекова с работой «Как вырастить осетра» заняла I место на Республиканской учебно-исследовательской конференции «Земля – наш общий дом» в секции «Мир живой природы», обойдя городских гимназистов, – говорит научный и по совместительству классный руководитель девочки Валентина Николаевна.

Естественно, что все работы дети делают не без участия взрослых, то есть других учителей школы и родителей. Это еще один важный момент новых ФГОСТов. Если раньше мамы и папы не могли непосредственно влиять на содержание учебных программ, сейчас школы могут сами формировать учебную программу на основе учебного плана, учитывая при этом пожелания родителей.

Кстати, о компьютеризации. Ни один проект невозможно создать, защитить и реализовать без современной техники – компьютеров, мультимедийных досок, цифровых измерительных приборов, фотоаппаратов и видеокамер. Если раньше компьютеры использовались только на уроках информатики, теперь техника – вещь необходимая почти ежедневно. Дети уже учатся клавиатурному набору текста. И теперь все дети изучают только английский язык.

– С технической стороной у нас проблемы, – отмечает Валентина Николаевна. – У нас некоторые дети и родители не то что не умеют элементарно пользоваться компьютером, а зачастую вообще его не имеют. О проектах можно сразу забыть – куда без технологий. Кстати, многие родители не умели пользоваться компьютером – пришлось учиться. Ведь без прямого участия папы и мамы во внеурочной деятельности по новым стандартам не обойтись.

Школа оснащена современным компьютерным оборудованием, но сегодня важно иметь технику дома, что для многих деревенских жителей, особенно если они представляют собой малообеспеченные или многодетные семьи, очень сложно.

Валентина Николаевна призналась, что новые образовательные стандарты ее как педагога устраивают, но поначалу было сложно.

– Мне, первопроходцу новой системы, было тяжело. Нужно же научить детей работать в группе, а если ребенок гиперактивный или наоборот – медлительный, это не так просто. В конце концов, я постаралась найти баланс – слабеньких подсаживаю к сильным ученикам – так первые могут ощущать себя комфортно. Детки ведь совещаются, подтягивают менее сообразительных, поручают им несложные дела.

Минусы новых ФГОСТов педагог не выделяет. Есть минусы в жизни общества.

– Слабые дети были всегда, при любых образовательных стандартах. И в наше время, и сейчас. Также всегда были родители, которые не занимаются с детьми, пьющие, которые порой не знают даже, где их ребенок гуляет после школы. Тяжело внедрять новые стандарты в жизнь в нынешнем первом классе. Там очень слабые дети. А умные ребятишки осилят любые сложности. Тем более время сейчас такое, важно с детства развивать у детей творческое мышление и навыки будущих предпринимательских умений. Мне всегда интересно что-то новое, я и сама развиваюсь вместе и детьми и учусь у них.

Хочется надеяться, что профессионализм учителей, их чуткость к каждому школьнику, а также внимание родителей к собственным детям помогут новым стандартам прочно закрепиться в образовательной системе. И уже через несколько лет в вузы придет совсем другой, новый тип абитуриента, который будет грамотно профориентирован, сможет адекватно оценивать свою будущую профессию, сможет стать конкурентоспособным сам, а также сделать конкурентоспособной свою страну на мировой арене.

Дарья Федотова, «Новая Бурятия»

пн вт ср чт пт сб вс