Молодые художники Усть-Илимска не признают рамок и стереотипов

Думаю, многие иркутяне в свое время пережили своего рода открытие, когда в художественную жизнь областного центра ворвались художники из Усть-Илимска. Это были Николай Тарасик, Анатолий Погребной, Валерий Урбановский, Владимир Осипов, Валерий Филиппских… Они провели свою групповую выставку, и зрители сразу поняли, что устьилимцы отличаются от своих иркутских собратьев стилистикой, своей склонностью к импрессионизму, темами… И вот — младшее поколение усть-илимских авторов, из числа будущих художников, графиков и живописцев. Проще говоря — студенты Усть-Илимского филиала Иркутской государственной академии образования. Выставка под названием «Новые имена» открылась в галерее современного искусства «Дом художника».

Восемнадцать лет назад в Усть-Илимске открылся филиал Иркутского педагогического института. Он состоял и сегодня состоит из одного — художественно-графического — факультета, и работают там преподаватели кафедры изобразительного искусства. Кстати, именно в эти годы заговорили о том, что в Усть-Илимске сложилась своя живописная школа.

Первым деканом на факультете был Александр Федорович Веснин, нынче – преподаватель академии образования. На выставку молодых усть-илимских художников Александр Федорович, конечно же, пришел, не скрывая своей радости и законной гордости:

— Для многих удивителен сам факт, что в Усть-Илимске, далеком сибирском городе, о котором многие даже не знают, — что там у нас растут такие художники! И вот рядом со мной стоит мой ученик, а теперь — преподаватель Петр Орехов…

Понятно, что сами авторы на выставку в Иркутск приехать не смогли. Молодых художников представляли их работы, занявшие три зала, и преподаватель, чье имя уже прозвучало, — Петр Викторович Орехов.

— Иркутск так тепло и по-родственному принимает нас… Спасибо за вашу теплоту. Зная, как высок здесь уровень, мы тем не менее осмелились привезти сюда дипломные и учебные работы своих воспитанников. Преподаватели знают — студентов трудно удержать в рамках, продиктованных учебным процессом, и мы даем им возможность раскрепоститься. Это имеет смысл — потому что оборачивается неожиданностями, «выстреливает». И вот каждый студент как на ладони, и виден его потенциал, и вместе с тем становится ясно, куда направить его учиться дальше. Так мы открываем новые имена, новые для себя и тем более для вас…

Рассматривать работы молодых художников интересно — по разным причинам. Одни показывают, чего достигли в определенной технике, — скажем, Ирина Кравенская, представившая «Цыганский танец» (холодный батик), демонстрирует и экспрессивную выразительность, и текучую переливчатость линии, и нежное перетекание красок из холодных полутонов в теплые, и умелое использование мелких декоративных деталей. Ее работа, на первый взгляд представляющая собой загадочную картинку, вдруг распахивается во всей своей красоте.

Другие показывают свой кругозор, интеллект, вкус. Очень любопытна работа Романа Кунашова «Художник и модель» — не случайно она заняла центральное место в экспозиции, стала ее смысловым и эмоциональным акцентом. По сути, это — те самые будни, в которых живут наши авторы: натурщица, сидящая в мастерской (в учебном классе), — обычное дело. Но эту работу почему-то хочется рассматривать и находить в ней и любопытные детали незамысловатого быта, и знакомые параллели. Видно, что художник смотрит на самого себя как бы со стороны: он показывает нам, как живописец ищет композицию, нужные ему выразительные детали. Рядом с подиумом, на котором сидит девушка-модель, валяется не пригодившийся саксофон… Автор показывает, как не просто приступить к работе, — художник на полотне только загрунтовал холст и готовится сделать первый мазок кистью, как непредсказуем результат.

И в то же время, если говорить о параллелях, разворот и угловатость плеч, изображение женской фигуры, вся стилистика работы напоминают нам стилистику Пикассо в его «Девочке на шаре». Точно так же, как и «Натурщик» того же Романа Кунашова — напоминает роденовского «Мыслителя», в своей, конечно же, авторской интерпретации.

Обращает на себя внимание тонкий, беглый, но такой точный рисунок Петра Субботина, представившего выразительные портреты из серии «Ирина Витальевна». Всего несколько карандашных (или угольных) линий, несколько касаний растертыми белилами — и какой характер!

Совсем другая техника у Антона Орехова в его графическом листе «Православный храм». Контуры куполов, стен, архитектурные подробности — все прописано у него легчайшим штрихом, еле ощутимыми прикосновениями пера. Но результат — монументальный храм, оплот веры и уверенности человека на земле…

Немало и других работ, имеющих все приметы студийности, — в основном это изображения обнаженных натурщиц. Однако, по словам педагога, студенты проводят не только студийные занятия, но и нередко выезжают на пленэры, были такие учебные поездки в Санкт-Петербург, в Монголию. И немало работ зародилось именно там. Особенно колоритны монгольские мотивы в рисунке Кристины Шебодаевой, изображающем юношу-музыканта, играющего на хун-хууре, в пастельном пейзаже Марии Бельчиковой «Пленэр», в котором передан даже воздух пространства.

Одним словом, молодые художники Усть-Илимска дают нам немало поводов порадоваться их неординарности, фантазии, растущему мастерству. Думается, эти имена, которые сегодня воспринимаются как новые, в будущем станут все чаще встречаться любителям искусства — и в родном городе, и в области, и дальше — искусство не ведает границ.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

На фото автора: Петр Орехов.

пн вт ср чт пт сб вс