Проектируем будущее

Краевой форум “Образовательное учреждение-2011” прошел в Чите на минувшей неделе. В течение нескольких дней педагоги, директора, специалисты министерства образования, профсоюзов и Института повышения квалификации учителей говорили о том, в каком положении находится современная школа или детский сад в Забайкалье, с какими проблемами сталкиваются учителя и воспитатели, какие инновации внедряют в своей деятельности.

По всем фронтам

Такой масштабный форум дает возможность не только продемонстрировать достижения забайкальских педагогов, но и обсудить проблемы модернизации, чему-то научиться у коллег из других районов. Поэтому на форуме доклады представили руководители базовых опорных площадок, где идет реализация федеральной целевой программы развития образования, также в его рамках прошли традиционный десятый конкурс культурно-образовательных инициатив, краевой смотр-конкурс учреждений по реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Участники форума познакомились с выставкой, посвященной инновациям в сфере образования Забайкальского края, и монографиями своих коллег, узнали о работе общественной организации “Забайкальское педагогическое общество”.

Наиболее интересными событиями форума стали X конкурс культурно-образовательных инициатив и конкурс учреждений по реализации инициативы “Наша новая школа”. Но если первый уже завоевал популярность среди забайкальского учительства, то второму пока только положено начало. Здесь свои программы развития представили самые разные школы — городские и сельские, гимназии и общеобразовательные, начальные и средние.

Школа — всегда центр населенного пункта, особенно небольшого. Потому судить о развитии конкретного учреждения можно лишь в сравнении с ему подобными. Невозможно сопоставить гимназию в краевом центре и маленькую школу в забайкальской глубинке. Потому участников смотра разделили по группам соответственно их статусу. И в каждой группе были свои интересные докладчики, которые представили опыт в модернизации общего образования.

Например, краснокаменская школа № 8 вот уже более полугода работает в качестве автономного учреждения. Финансовая самостоятельность сегодня — один из самых актуальных вопросов для учреждений образования в связи с введением нового Федерального Закона № 83, потому доклад Татьяны Шапошниковой, директора СОШ № 8, вызвал живой интерес в зале.

— Мы работаем на основе муниципального задания, — рассказывает Татьяна Васильевна. — Это услуги по начальному общему бесплатному образованию, среднему полному образованию. Ничего платного нет. Все, что определено программой Минобрнауки, все это бесплатно. В школе могут существовать платные дополнительные образовательные услуги по запросу потребителей. Это различные кружки, подготовка в ГИА и ЕГЭ, подготовка перед поступлением в вузы.

По словам Татьяны Шапошниковой, результат пока оценивать рано: слишком мало опыта у школы в автономном плавании. Но переход в АУ, по мнению директора, прошел безболезненно. Помогает в работе и сформированный по закону наблюдательный совет. В него вошли разные люди — сотрудник районного комитета по управлению имуществом, двое родителей, которые связаны по своей профессиональной деятельности с финансами, — один бухгалтер, другой — сотрудник УБЭП, а также двое учителей школы.

Программа развития краснокаменской школы № 8 была признана лучшей в своей номинации.

Инновации на селе

Если крупная городская школа позволила себе стать финансово самостоятельной, то сельские пока на это не решаются. И все-таки многие из них видят это как дальнейшую перспективу. Так, повышение финансовой самостоятельности — одно из направлений программы развития Ушарбайской СОШ Могойтуйского района. Здесь вообще решили долго не думать над президентской инициативой, а создали проекты по всем направлениям “Нашей новой школы”. Теперь дело за их реализацией.

Такой подход, по мнению директора, помог четко структурировать программу развития школы, разделить обязанности, привлечь родителей и самих учеников. Например, широко в Ушарбае развивается направление поддержки талантливых детей: привлекаются специалисты из забайкальских вузов, проводятся мастер-классы с актерами, спортсменами и другими интересными земляками.

А вот в Захаровской школе Красночикойского района прежде всего заботятся о детях с ограниченными возможностями. Директор школы Иван Аксенов рассказал, что, проведя мониторинг по своему селу, педагоги выяснили: число неблагополучных и малообеспеченных семей за последние пять лет не изменилось, зато число детей-инвалидов увеличилось. Потому Захаровская СОШ взяла курс на создание школы продуктивной — такой, где на первом месте обучение, ориентированное на практику. Тем более что это диктуют и новые образовательные стандарты. Эти два проекта развития — Ушарбайской СОШ и Захаровской — получили одобрение коллег и были признаны лучшими в своей номинации.

Всестороннее развитие самых разных детей — прерогатива и другой забайкальской школы — Домнинской Читинского района. Здесь учатся ребята как одаренные, так и нуждающиеся в коррекции. Тем не менее педагоги успешно формируют детский коллектив, с ранних лет привлекают школьников к исследовательской работе.

— Проблема, — говорит директор школы села Домна Валентина Суханюк, — в том, что не хватает материально-технической базы для внедрения ФГОС.

Вообще, сельские школы пытаются выживать за счет своего хозяйства. Кто-то зарабатывает на своей мини-ферме достаточно неплохо, кто-то пока довольствуется малым. Тем не менее хозяйство при школе — не только способ получения прибыли, но и возможность воспитания школьников в труде.

А еще нравственную основу возможно заложить с помощью глубокого изучения культуры своего народа. Этим занимаются в школе села Урлук Красночикойского района, которая уже много лет специализируется на изучении традиций семейских. Сегодня эта школа — центр патриотического воспитания в районе. Урлукская СОШ сотрудничает с московскими вузами, с Центром одаренности в Перми, принимает участие в различных конкурсах. Как, впрочем, и Целиннинская школа Краснокаменского района. Ее директор Ольга Ольховская от жизни не отстает и коллективу не дает. Сама будучи математиком-информатиком, она лично обучает работе на компьютере педагогов. В школе работает точка доступа Wi-Fi, а в этом году учреждение получило статус ресурсного центра благодаря своей технической оснащенности и инновационной работе учителей.

Всего в конкурсе-смотре программ развития принимали участие 56 школ из 24 районов и городских округов. На заочном этапе была проведена не только профессиональная экспертиза материалов, но и общественный анализ труда коллег из муниципалитетов. До очного этапа были допущены 14 школ.

—Участники смотра-конкурса стали свидетелями того, как проектируют свое будущее руководители школ Забайкальского края, того, как они выстраивают свое видение будущего школы, опираясь на законы стратегического управления, понимая, что программа развития — не роскошь, а средство передвижения из дня сегодняшнего в день будущий, — считает Татьяна Хренова, и.о. декана факультета управления и воспитания ЗабКИПКРО.

В день закрытия форума лучшие школы получили ценные подарки — сертификаты на приобретение необходимого оборудования и компьютерной техники, так необходимой новой школе.

Олеся ГОРЛОВА.

пн вт ср чт пт сб вс