Многие школы Приангарья не имеют госаккредитации и лицензии на образовательную деятельность

Отделом по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Иркутской области обобщено состояние законности и практика прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на обеспечение общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования.

Как рассказали в пресс-службе ведомства, прокурорские проверки показали, что в ряде муниципальных образований Приангарья школы начали учебный год в отсутствие лицензий. Как правило, отметили в прокуратуре, препятствием к получению лицензий является наличие не устраненных нарушений правил пожарной безопасности. Например, по этой причине в Тайшетском районе из 94 общеобразовательных учреждений лицензии на право ведения образовательной деятельности имеют лишь 33. В Чунском районе не лицензировано 14 из 32 школ, в Жигаловском районе – 16 из 18. Не имеет лицензий часть учреждений образования в Черемховском, Падунском, Аларском районах, г. Нижнеудинске и некоторых других территориях.

Нарушаются и требования закона об обязательной государственной аккредитации образовательных учреждений. Согласно нормам закона государственный статус образовательного учреждения, а также соответствие реализуемых им образовательных программ федеральным стандартам устанавливается при его государственной аккредитации. Кроме того, лишь имеющие данную аккредитацию, подтверждённую свидетельством, учреждения имеют право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Однако в Слюдянском, Аларском, Боханском и некоторых других районах школы ведут образовательную деятельность со свидетельствами о государственной аккредитации с истекшими сроками действия. Таким образом, эти образовательные учреждения не имеют права на проведение итоговой аттестации обучающихся и выдачу им аттестатов и других документов об образовании.

В областной прокуратуре отметили, что особо остро эта проблема стоит, когда лицензии и свидетельства об аккредитации не имеет образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как крайне сложно решить вопрос о переводе одновременно большого количества воспитанников в иное, лицензированное и аккредитованное, учреждение.

Например, у Илирской специальной (коррекционной) школы-интерната для указанной категории несовершеннолетних срок действия лицензии закончился в декабре 2004 года. Длительное время из-за отсутствия необходимого финансирования в школе не устранялись нарушения пожарной безопасности, что мешало получить положительное заключение органов Госпожнадзора. По этой же причине учреждение не имело свидетельства об аккредитации.

Решением суда по иску прокурора Братского района деятельность школы-интерната была приостановлена. В настоящее время нарушения устранены, получены все разрешительные документы.

Аналогичные нарушения выявляются и в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то, что детские сады не выдают выпускникам документы о полученном образовании, свой статус и соответствие реализуемых программ установленным образовательным стандартам они могут подтвердить только после прохождения аккредитации.

В целях защиты прав несовершеннолетних на обучение и воспитание в лицензированных и аккредитованных образовательных учреждениях прокурорами направляются в суд соответствующие заявления.

Так, с начала года прокурорами городов и районов было заявлено 45 исковых требований о возложении на образовательные учреждения обязанности получить лицензию на образовательную деятельность. Все они удовлетворены в полном объеме. Также из 28 заявлений о понуждении к прохождению процедуры аккредитации рассмотрено и удовлетворено 22 .

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс