Ценовое буйство, стихия или расчет?

С 1 января нагрузка на российских работодателей возрастет в разы. По мнению депутата Законодательного Собрания края, генерального директора Дарасунского завода горного оборудования Сергея БЕЛОНОГОВА, это приведет к серьезному скачку цен на все виды продуктов, товаров и основные виды услуг. Какими методами можно бороться с ценовым буйством и стоит ли начинать такую войну уже сегодня?

— Сергей Анатольевич, с какими изменениями федерального законодательства и решениями правительства страны вы связываете прогноз относительно грядущего значительного роста цен?

— Когда меня просят обрисовать перспективы следующего года, я говорю, что особо радоваться нам нечему. Первый и наиболее важный вопрос — в том, что с 1 января 2011 года повышается налоговая нагрузка на работодателей. Это страховые взносы, которые мы уплачиваем в различные фонды с заработной платы. Если сейчас я как работодатель плачу в Пенсионный фонд 20% от фонда оплаты труда, с 1 января этот платеж увеличится до 26%. В фонд ОМС (обязательного медицинского страхования. — Авт.) сейчас мы платим 1,1%, а будем — 5,1%. И, если смотреть в целом, вместо 26% сегодняшних наш “взнос” в государственную казну с 1 января 2011-го будет составлять 34%.

То есть каждый работодатель, для которого увеличатся платежи, должен будет каким-то образом “внести” эту сумму в стоимость своей продукции. Таким образом, мы с вами однозначно приходим к выводу, что с 1 января 2011 года произойдет резкое повышение цен на все. На все, в связи с введением этой налоговой нагрузки. Многие предприятия подойдут к проблеме сокращений, чтобы, так сказать, “естественным путем” снизить фонд оплаты труда, а значит, налоговое бремя. Кто-то, напротив, создаст финансовый “дефицит” на предприятии искусственно — подумает о “зарплате в конвертах”. Потому что платить такие налоги нереально. Нас могут сравнивать с другими какими-то странами, но там совсем другая обстановка. Это нужно понимать и учитывать.

С 1 сентября этого года стоимость угля увеличилась, к примеру, для нашего предприятия на 22%. Близится к завершению очередной этап “земельной реформы” — стоимость земли определяется в зависимости от кадастровой оценки. Это означает, что налог на землю уже увеличивается в два раза. В эти дни руководители предприятий получили уведомления — необходимо переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобретения их в собственность. Требования ФЗ. Срок — до 1 января. Не сделаешь, штрафные санкции — 100 тыс. рублей.

С 1 января 2011 года наши доблестные энергетики опять преподнесут подарок — обоснуют рост тарифов. А ведь мы в последнее время вообще замолчали о тарифообразовании в энергетике. Почему? А потому, что по Постановлению Правительства РФ с 1 января до 75% предприятий должно уйти на оптовый рынок электроэнергии, покупки должны вестись на “свободном рынке”, а в перспективе и население уйдет туда. Так я вам докладываю — на сегодня никто не знает, где этот “рынок”. Нас туда не допускают. Можно ли говорить о каком бы то ни было “рынке”, если у меня нет альтернативы купить подешевле?..

Задача государства — создать условия для работы. С 1 января будут созданы условия для прекращения оставшегося производства.

— По данным министерства промышленности и энергетики края, завод горного оборудования увеличил объемы выпуска продукции на 9%…

— По сравнению с чем?..

— С аналогичным периодом 2009 года…

— Если учесть, что девятый год был у нас провальным, то это — показатель... Россия сегодня не подошла в промышленных объемах к 1990 году, понимаете?! Прошло 20 лет, а мы еще не вернулись в 90-й год, вот о чем надо сегодня говорить! А что касается увеличения объемов... Да, в прошлом году для забайкальской промышленности вообще был мрак, я еще не знаю, как предприятия выжили. Это только благодаря коллективам и самоотверженному труду работников.

У нас на сегодня, к сожалению, нет какой-то стратегической задачи: куда мы идем, что мы строим. В части обрабатывающей промышленности — вообще, тишина…

— Какие ресурсы есть у Законодательного Собрания края, у вас как у депутата, каким-то образом нивелировать для своего предприятия, для территории края действие такой федеральной политики?

— Вообще, я считаю, что прямая обязанность региона — обращаться в федеральный центр. Мы же видим тенденции, мы понимаем, что происходит, и в какую сторону нас ведут! Нужно бить в колокола, стучаться во все двери, писать, звонить, встречаться, говорить об этом! Сегодня же посмотришь на выступления с высоких трибун: а у нас же, оказывается, в крае все хорошо! А ведь сегодня и России, и Забайкалью похвастаться-то нечем в части строительства промышленных предприятий. Если мы хотим сохранить оставшееся — надо обращать на это внимание…

В июле я написал письмо губернатору края с просьбой предусмотреть в бюджете 2011 года освобождение предприятий машиностроения и обрабатывающей промышленности от налога на имущество и налога на землю. Мне пришел ответ (выписка из протокола Совета по рассмотрению законопроектов края по налоговой политике): если согласиться с моим предложением, то налоговые льготы придется предоставить не четырем, а 16-ти организациям. “Выпадающие” бюджетные доходы при таком решении составят всего 7 млн. 100 тыс. рублей, но восемь членов Совета проголосовали против освобождения предприятий от налогов, двое — воздержались…

Если говорить о нашем предприятии, то несколько лет назад завод вынужден был взять на себя ЖКХ поселка, понимая, что стопроцентной собираемости платежей за услуги никогда не будет. Тогда ситуация была очень сложная, и мы, по многочисленным просьбам, пошли на это, чтобы жители п. Дарасун остались с теплом и водой. Мы выполняем свои обязательства в полной мере. И вот тут-то надо смотреть: а чем помочь этому предприятию, если оно взяло на себя такую социальную нагрузку? Однако с нами не могут рассчитаться за отопительный сезон еще 2007-2008 годов. Причем, если бюджеты района и поселения все свои обязательства выполнили, то краевой уровень должен нам 2 млн. 700 тысяч рублей. До судов дело доходит. Это что, “поддержка"?..

Но, мало того. Один из заместителей председателей правительства края, выступая, говорит: “Да что там завод горного оборудования! Да он сдохнет скоро!..” И если это заявляет человек, курирующий серьезнейшие вопросы в крае, — ну, извините, приехали…

Вообще, я работаю директором завода с 1995 года. Ситуации были разные, но мы, слава Богу, выжили. Поэтому, как бы нас ни били, что бы про нас ни говорили, мы не сдохнем. Мы будем работать. Стараться работать.

— Вы вошли в состав рабочей группы Законодательного Собрания, призванной рассмотреть вопросы регулирования тарифов на услуги ЖХК и ограничения цен на продовольствие. Как известно, вам более близка “тарифная” составляющая работы комиссии.

— Да, в понедельник было очередное заседание. Группу возглавляет заместитель спикера Виктор Дибирдеев, члены — председатели трех наших комитетов и я. Считаю, что решение о создании такой группы — это личная заслуга нового председателя Законодательного Собрания Степана Жирякова.

Мы уже несколько лет говорили о необходимости разобраться, почему кВт.час стоит в Забайкалье именно столько? Почему именно такая цена гигакалории? Как сложилась цена тонны нашего угля?

Благодаря волевому решению Степана Михайловича, мы, наконец-то, ушли от общих разговоров и пререканий: чьи же это полномочия? Интересы избирателей, наших забайкальцев — вот полномочие парламента.

Мы хотим при помощи независимых экспертов, энергетиков-экономистов посмотреть первичные документы тарифообразования в нашем регионе. То есть так же, как и с увеличением производства нашего завода, — от чего мы считаем? Это очень важно. Каждый год каждый житель края, руководитель предприятия или организации понимает: тарифы увеличены на 10%, на 15%. От чего эти проценты? От уровня прошлого года… А как мы пришли к уровню прошлого, позапрошлого годов? Что в основе тарифа?

— Рабочая группа поручила именно вам разработать основу депутатского запроса. В чей адрес он будет направлен?

— Мы долго обсуждали эту тему. Считаю, строже нужно спрашивать с антимонопольной службы. Это — цены на уголь в крае, цены на ГСМ, то есть те позиции, которые мы не можем регулировать здесь, на территории края. Я не согласен с некоторыми моими коллегами, которые считают, что депутатский запрос должен быть адресован губернатору. Зачем? Ведь губернатору сегодня трудно бороться с теми монополиями, чьи хозяева сидят в Москве. Надо помочь нашей исполнительной власти и работать от имени нашего Законодательного Собрания с федеральными структурами. Я в этой ситуации также против модного нынче слова “мониторить”. Дескать “мониторим” и все, отстаньте…

— Что же тогда вы видите результатом работы созданной группы? Получение депутатами новых знаний?..

— Знания уже у нас есть, но, надо сказать откровенно, они, конечно, недостаточны. Своя специфика в электроэнергетике, своя специфика в формировании тех же тарифов… Здесь должны работать специалисты узкого профиля, знающие проблему изнутри. Я очень доволен, что, наконец-то, принято решение пригласить независимых экспертов. И, опять же, коллеги согласились, что это должно быть на возмездной основе, чтобы люди знали, за что они работают.

А задача депутатской группы, чтоб это был… флаг, что ли. И если мы не будем использовать здесь какие-то политические моменты, то сможем многое. Мы же целое Законодательное Собрание, да?

— И все же, как человек, не впервые эти вопросы ставящий, вы как минимум предполагаете, что покажет работа экспертов, какие механизмы сделает доступнее и прозрачнее… Как вы считаете, кто сможет понести этот “флаг” и куда?

— Думаю, очень важно, что в рабочей группе члены разных фракций, я — из КПРФ, другие депутаты — из “Единой России”, и нам коллеги доверили. Надо идти до конца. Мы должны четко понять, почему сегодня в Забайкальском крае жизнь дорожает, по сравнению с другими регионами, такими резкими скачками.

Мы получим заключения и выводы экспертов. А дальше — уже Законодательное Собрание, я думаю, совместно с губернатором, исполнительной властью, должны обращаться в федеральный центр.

Мария ВЫРУПАЕВА.

пн вт ср чт пт сб вс