Александр Васильев: Мода – это живое существо

Передачу, в которой он судит за «модные преступления», смотрят миллионы. Однако, несмотря на строгий статус «судьи», зрители любят его тонкое чувство юмора, природный аристократизм, безупречный вкус, обаяние и доброе отношение к героям.

Специалисты же знают его как историка, для которого мода – не только профессия, но и, прежде всего, индикатор состояния общества. Возможно, именно этот сплав компетентности и личной харизмы привлекает на лекции аналитика моды и ведущего программы «Модный приговор» на Первом канале большое количество слушателей. Вот и в минувшие выходные очередную его лекцию «Мода-2012» в Иркутске собралось более 500 человек. Перед этим Александр Васильев ответил на вопросы журналистов.

Страна большая, красивых, богатых и хорошо одетых людей сегодня пруд пруди. Но нет самого главного – персональности, значимости.

– Говорят, вкус нужно развивать смолоду, как вы относитесь к тому, что во многих университетах сейчас появляются курсы имиджелогии?

– Мода – это живое существо, она меняется каждые полгода, поэтому то, чему учит студентов педагог, через три года уже будет неактуально. Тем более что в моде XXI века нет прописных истин. Конечно, развивать людей эстетически нужно, но давать какие-то конкретные советы бессмысленно. Я думаю, важнее учить людей видеть прекрасное, понимать и чувствовать его, а для этого достаточно занятий по эстетике.

Все женщины ищут счастья, проблема, что у многих в нашей стране очень устаревшее представление о том, как оно должно выглядеть. У нас принято ждать «принца», чтобы жить с ним «за каменной стеной», а не искать спутника жизни, не важно – слесарь он, повар или банкир, важно, что вместе вам интересно.

– Кого в России вы можете назвать сегодня иконами стиля?

– Страна большая, красивых, богатых и хорошо одетых людей сегодня пруд пруди. Но нет самого главного – персональности, значимости. Долгое время иконами стиля у нас были Любовь Орлова, которой подражали миллионы женщин, Людмила Гурченко, которую любили при всех режимах. Из наших современниц я назвал бы актрису Ренату Литвинову, но я не знаю, как много женщин ей подражает. А это обязательное условие для основателя стиля. Я точно знаю, что многие женщины копируют, например, журналиста и телеведущую Эвелину Хромченко, а те, кому за 50 – Надежду Бабкину, которая сильно изменилась благодаря «Модному приговору» и стала очень эффектной дамой. Я знаю, что у нас многие подражают Ксении Собчак. С иконами стиля среди мужчин у нас тяжело.

– Говорят, сейчас существует мода не на цвета и вещи, а на образы. Какие это образы, на ваш взгляд?

– В России огромная тяга выглядеть как аристократ и жить как аристократ. Сейчас в Иркутске идет выставка Екатерины Рождественской. Я тоже участвовал в этом проекте и он заставил меня задуматься о том, что каждая звезда сегодня мыслит себя маркизой, принцессой или королевой. У нас такой недостаток аристократии, что мы его искусственно восполняем! Это очень заметно в моде на интерьеры: всегда какие-то немыслимые драпировки, роскошные вазы и завитушки.

Второй модный образ – это образ сексуальной вампирессы. Например, когда я прилетел в Иркутск, при температуре минус 22 градуса меня встретила стюардесса с распущенными белыми волосами, без перчаток и в легком плащике. Когда я ее спросил: «Почему вы без головного убора?», она ответила: «Так красивее». Это же драма, если женщина на морозе готова так обнажаться! Я думаю, что данный стиль продиктован дефицитом мужчин.

– То есть желанием женщины быть востребованной?

– Все женщины ищут счастья, проблема, что у многих в нашей стране очень устаревшее представление о том, как оно должно выглядеть. У нас принято ждать «принца», чтобы жить с ним «за каменной стеной», а не искать спутника жизни, не важно – слесарь он, повар или банкир, важно, что вместе вам интересно. Ведь отношения мужчины и женщины за каменной стеной ужасны! Ее никто не видит, она никого не видит, посвящает себя детям и кухне, и как результат – несчастные браки.

– Расскажите, планируете ли вы выход новой книги?

– У меня уже вышло 27 книг – это очень много. Мой первый бестселлер «Красота в изгнании» был переиздан 17 раз. Это абсолютный рекорд книг о моде на русском языке. Я планирую в 2017 году выпустить книгу к 100-летию революции. Общая идея – как мы пусто и бездарно, в плане совершенствования моды и стиля, потратили 80 лет жизни страны. Я сейчас подбираю портреты всех первых леди вождей: Крупской, Аллилуевой, жен Маленкова, Хрущева, Брежнева. Это такое увлекательное занятие!

– Скажите, а в «Модном приговоре» больше шоу или реальности, и есть ли, на ваш взгляд, какой-то эффект от этих передач в плане развития вкуса и стиля у россиян?

– У нас в программе нет артистов, все женщины реальные, и они рассказывают нам свои далеко не всегда жизнерадостные житейские истории. Что касается эффекта, думаю, многие наши дамы и барышни стали одеваться скромнее. Ушли голые животы и стразы. И если раньше русские женщины были символом вульгарности, то сегодня они выглядят элегантнее, ухоженнее.

Кстати, теперь в «Модном приговоре» будет еще одна соведущая – Рената Литвинова на стороне защиты, у Надежды Бабкиной очень много концертов.

– Замены Эвелине Хромченко не планируется?

– Ей, к сожалению, не нашли замену, как и мне. Ведь она может без бумажки и запинки ответить на любой вопрос. Казалось бы, у нас много красавиц и модниц, но связать вместе три слова они не могут. Дело даже не в том, насколько мы осведомлены в нашей профессии, телешоу – это разговорный жанр.

пн вт ср чт пт сб вс