На научном языке — “модернизация”, но, по сути, слово “перестройка” гораздо нагляднее иллюстрирует весь процесс. Изменения закономерны, поскольку нельзя не учитывать требования рынка труда. А они сегодня однозначны: количество специалистов с высшим гуманитарным образованием велико, в то время как рабочих, способных трудиться на высокотехнологичном оборудовании, нет. Как решается эта проблема в Забайкалье, говорили на итоговом совещании по модернизации профессионального образования края.
Концентрация ресурсов
Уже три года назад в Забайкалье был взят курс на создание специализированных отраслевых ресурсных центров. В 2008-м появился горно-рудный центр на базе профучилища № 11 в Краснокаменске, через год — железнодорожный в читинском ПУ № 1, наконец, в 2011-м, открыли ресурсный центр аграрного профиля в приаргунском училище № 31. Заканчиваются последние приготовления к открытию ресурсного центра по строительным специальностям и ЖКХ в ПУ № 14, создается центр по информационным технологиям в читинском педколледже, лесоперерабатывающий — в Петровске-Заводском.
Эти учреждения, как и приаргунский ресурсный центр, откроют в рамках программы модернизации профобразования края. Она была поддержана среди пилотных на уровне Федерации в 2010 году. Тогда складывалась благоприятная ситуация: Забайкалье — в десятке передовых регионов страны. Но, спустя год, создавать такие программы обязали каждый субъект. Теперь мы в равных условиях со своими соседями. Однако реализация этого стратегического документа уже доказала: по-другому не выжить ни учреждениям, ни экономике края. Тем более, в рамках программы привлекаются хорошие финансовые ресурсы федерального и краевого бюджетов. Удалось озадачить проблемой и работодателей. Так, в 2011 году они вложили 5 млн. своих средств в модернизацию.
Сотрудничество
на пользу
Пример такого взаимодействия бизнеса и государства — профучилище № 14. Здесь совсем скоро появится ресурсный центр, где будут готовить мастеров сухого строительства и мастеров ЖКХ. Почти все оборудование уже закуплено и смонтировано, заканчивается ремонт помещений, который, кстати, студенты делают своими силами.
— Надо вам в такой вид и другие училища привести! — сказал министр образования Константин Карасев во время экскурсии по будущему ресурсному центру.
— У нас сформированы мобильные бригады, уже даже заказы на другие объекты есть, — ответила директор ПУ № 14 Римма Шолохова.
Ну а повысить уровень квалификации будущих строителей и мастеров отделочных работ смогут чудо-машины, современные материалы и инструменты, учебная литература. Многое из этого училищу предоставили представители международной строительной компании “КНАУФ”. На основе технологии этой фирмы работает и комплект 10 учебных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Сегодня в стенах будущего ресурсного центра созданы кабинеты по технологии отделочных строительных и столярных работ, материаловедению, строительному черчению, электротехнике, охране труда, лаборатория “Материаловедение”. Везде — новое оборудование, в том числе и компьютерное, современные строительные материалы, инструменты и даже новая форма с эмблемой компании “КНАУФ”. Естественно, созданы и мастерские, где студенты будут закреплять полученные знания на практике.
Будущие мастера ЖКХ — люди, имеющие самые разные навыки работы. Они и плотники, и электрогазосварщики, и электромонтеры, и слесари. Кабинеты для первых студентов уже оборудованы более чем наполовину. Готовы к работе сварочная, электромонтажная, слесарная мастерские. В сантехнической мастерской установлены макеты канализационной, вентиляционной систем и отопления. Будут еще душевая кабина, бойлеры и другие элементы сантехники. Все — как настоящее, в натуральную величину, работает так, как должно работать в жизни.
— Хотим еще сделать свою линию изготовления окон из ПВХ, — делится планами директор ПУ № 14. — Но пока нет помещения для этого.
Начинает оснащаться и библиотека ресурсного центра. Уже есть современные энциклопедические издания, специальная литература, электронные образовательные ресурсы. Дополнят все это несколько рабочих мест, оборудованных компьютерами. Правда, для этого придется кабинет библиотеки расширить за счет соседней аудитории. Иначе всего не вместить.
Задача губернатора
На коллегии минобразования губернатор Равиль Гениатулин отметил, что краю необходимы еще два ресурсных центра — один горно-рудного профиля, второй — аграрного. Для этого необходимо напрягать бизнес — одному краевому бюджету с такой нагрузкой не справиться.
— У нас подходят 15, 16, 17 год, когда начнут работать крупнейшие даже в России горно-рудные предприятия, где будут тысячи работающих, — сказал он. — А сельское хозяйство — это вторая для нас базовая отрасль.
Действительно, как утверждают руководители профильных министерств, сегодня потребность в рабочих руках есть. Кроме того, есть необходимость в переподготовке и обучении взрослого населения. Скажем, фермерам необходимы сертификаты для того, чтобы самими делать прививки животным, а не везти их за тридевять земель в другой район.
Уже на следующий день определились: горно-рудный центр можно создать в Первомайском, сельскохозяйственный — в Нерчинске.
— В первомайском училище есть хорошие учебно-производственные мастерские, большое общежитие, это учебное заведение по программе моногородов получает финансирование 12 млн. рублей, — считает научный руководитель программы модернизации профобразования Борис Баженов. — Там уже готовая база для ресурсного центра.
— Мы считаем, что было бы здорово открыть новый аграрный ресурсный центр на базе Нерчинского аграрного техникума, — говорит министр сельского хозяйства и продовольствия края Любовь Гарголло. — Нерчинский район — один из крупных аграрных районов, имеет выгодное географическое положение. Рядом Сретенск, Чернышевск, Шилка, Балей. На этой территории сосредоточена пятая часть всех посевных площадей, 14% от общего поголовья крупного рогатого скота в крае, в прошлом году там произвели 15% от общего количества молока в крае. На территории Нерчинского района имеется хорошая материально-техническая и производственная база для обучения, есть предприятия, где можно проходить практику.
Дело за малым — начинать работу. Срок реализации планов не велик, однако с уже имеющимся опытом создания ресурсных центров дело пойдет быстрее.
Будет конкуренция?
Вообще, считает министр образования края Константин Карасев, за профилизацией учреждений — будущее. Главная проблема, утверждают работники профессиональных училищ, в том, что работодатель готов тратить средства на подготовку новых кадров, но не на переподготовку уже работающих сотрудников. А это для ресурсных центров — одна из статей хороших доходов. Проблему эту нужно решать как можно скорее, иначе многие училища просто потеряют свой контингент. Тем более — в условиях демографического спада, который ожидается в ближайшие несколько лет.
Финансовая проблема — вообще одна из наиболее острых для профобразования. Выход — создание небольших предприятий или компаний на базе учебного заведения. Тогда, с одной стороны, можно будет зарабатывать деньги, с другой — организовывать практику студентам. Усугубилась финансовая проблема профессионального образования и тем, что на краевой бюджет передали сразу пять федеральных учреждений среднего профессионального образования.
Однако работа должна продолжаться, а изменения должны быть только на пользу. Сейчас необходима переподготовка нынешним мастерам производственного обучения, преподавателям профучилищ и техникумов. Для этого, как отмечает Борис Баженов, необходимо создать базовые центры повышения квалификации. Скорее всего, они появятся в ПУ № № 15 и 35, а также на базе педагогического колледжа.
Теперь госзаказ на обучение конкретных специалистов будет формироваться на конкурсной основе, а это значит, что каждому учреждению придется доказывать свою конкурентоспособность. Министерство предложило им разработать программу своего развития, как это уже не первый год делают забайкальские школы. Ближе к началу нового учебного года пройдет защита проектов, и, по общепринятому принципу, действующему на сегодня в образовании, поддержат лучших.
Олеся ГОРЛОВА.