Депутаты и деньги

Бюджет Бурятии на 2010 год назвали провальным

От практики составления трехлетнего бюджета на втором году его существования отказалась Россия, а вслед за ней и Бурятия. Министр финансов Игорь Шутенков 5 ноября на XII сессии Народного Хурала Бурятии представлял депутатам бюджет республики только на 2010 год, а о втором и, видимо, последнем бюджетном «плановом периоде» (на 2009—2011 годы) в тот день никто так и не вспомнил. Бюджет Бурятии на следующий, 2010, год составлялся в отсутствие реального действующего социально-экономического прогноза на конец планируемого года. Это признали и члены хуральского бюджетного комитета, и сам министр финансов.

«Социально ориентированный» бюджет

Доходы и расходы «бездефицитного» бурятского бюджета в 2010 году по предложению правительства республики должны составить одну и ту же сумму — 24 млрд. 836 млн. 160 тысяч 300 рублей. Для сравнения: на текущий 2009 год республиканские власти заложили дефицит бюджета в 2 млрд. 510 млн. 235 тысяч рублей. Соответственно, сумма предполагаемых доходов составляла 32 млрд. 973 млн., а расходов — 35 млрд. 483 млн. рублей.

Вследствие того, что на 60 процентов сократились государственные вложения в экономику, удельный вес расходов на «социалку» увеличился с 18,2 процента до 22,1. Это дало возможность минфиновским «спецам» хотя бы на словах исполнить высшую государственную волю, заложенную в «послании» президента Медведева. С трибуны Народного Хурала министр финансов Бурятии назвал нынешний бюджет Бурятии «социально ориентированным». Не все депутаты оценили тонкость этой словесной эквилибристики.

— В 2010 году мы сокращаем расходы на общеэкономические цели на 64 процента, на сельское хозяйство — на 30 процентов, на образование — на 49,3 процента, на культуру — на 40,2 процента (на самом деле в трех последних случаях сокращение составляет соответственно 70, 50,7 и 59,8 процента, а депутат называет темпы роста по сравнению с текущим годом. — С.Б.). Ну какой же это социальный бюджет? О чем вы говорите?! — возмутился депутат-коммунист Сергей Будажапов. — Мы за такой бюджет голосовать не будем! Потому что он провальный и только на словах называется социально ориентированным. И если мы по такому бюджету будем жить в 2010 году, то я не знаю, как будут выживать жители нашей республики!



Дефицит — двигатель прогресса?

Бюджет Бурятии на будущий год выглядит лишенным всех иллюзий относительно возможностей увеличения будущих поступлений в бюджет и кризисным во всех смыслах. И по параметрам доходов и расходов, которые в чистом денежном выражении (без учета инфляции) сократились соответственно на 24,7 и 30 процентов, и по степени пессимизма авторов главного финансового документа, которые настолько не верят в собственную способность собрать хоть какие-то дополнительные средства на самое необходимое, что не решились пойти даже на малейший дефицит бюджета. На предложение фракции коммунистов пересмотреть проект бюджета, сделать его дефицитным, а в дальнейшем приложить усилия для того, чтобы найти средства для «покрытия» дефицита, Игорь Шутенков сказал, что не видит других средств привлечения дополнительных денег, кроме того как занять в коммерческих банках под «драконовские» проценты.

— В настоящее время ставки по кредиту в коммерческих банках колеблются от 15 до 18 процентов, и это довольно-таки высокая ставка, — принялся учить депутатов министр финансов Игорь Шутенков. — В условиях нестабильности надеяться на то, что мы покроем уже произведенные расходы с помощью привлечения банковских кредитов, не приходится. Принять дефицитный бюджет — значит жить в долг. А жить в дорогой долг смысла нет! Тем более что все публичные обязательства в бюджете прописаны на 100 процентов.

В итоге из пятидесяти трех присутствующих на сессии депутатов Народного Хурала «за» принятие бюджета в первом чтении проголосовало лишь 40 членов парламента, считающих возможным привести этот разработанный документ в удобоваримый вид ко второму чтению. Трое депутатов (видимо, неполная фракция КПРФ) проголосовали «против», один воздержался, а девять человек просто не голосовали. Стало ясно, что какая-то часть парламента Бурятии категорически не приемлет такой вариант «кризисного» бюджета и не готова голосовать за него даже в первом чтении.

Самые крупные статьи расходов в 2010 году:

9623 млн. рублей — трансферты районам

5479 млн. рублей — социальная политика, включая пенсии, социальные выплаты и льготы, социальное обслуживание и охрану семьи

2039 млн. рублей — национальная экономика

1938 млн. рублей — содержание госаппарата

1925 млн. рублей — здравоохранение и спорт


ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ ГОСГАРАНТИИ

В процессе обсуждения на сессии Народного Хурала выявились некоторые скандальные особенности подготовленного Минфином Бурятии проекта бюджета Бурятии на 2010 год


Рост тарифов не компенсируют, а затраты на госаппарат увеличат

Сегодня буквально каждый обыватель Улан-Удэ в курсе, что власти поднимают тарифы на тепло и горячую воду от ТГК-14 на 15 процентов. Однако в этом проекте бюджета, по словам министра финансов Игоря Шутенкова, меры социальной поддержки запланированы с учетом повышения тарифа на тепло всего на 10 процентов. Затраты же на содержание чиновников не только не сократились, а, наоборот, выросли. Не намного — всего лишь на 1,5 процента.

— Давайте сократим расходы на государственное управление, сократим, наконец, эти надбавки к пенсиям (речь идет о решении Народного Хурала выплачивать бывшим чиновникам огромные доплаты к пенсиям. — С.Б.)! — укорял своих коллег-«единороссов» депутат Бато Семенов.

Что за госгарантии

И, наконец, большое удивление у депутатов Владимира Гейдебрехта и Сергея Будажапова вызвало появление новой статьи расходов по «предоставлению государственных гарантий». Оказывается, в 2010 году правительство запланировало выдать почти на полмиллиарда госгарантий нескольким фирмам для получения ими кредита в коммерческих банках. Это ЗАО «Тогтуури» (сумма госгарантий 10,5 млн. рублей), ООО «Селенгинский завод ЖБИ» (13,6 млн. рублей) и ООО «Гарантия-2» (21 млн. рублей).

Львиная же доля общей суммы госгарантий, 440 из 485 млн. рублей, приходится на созданное на территории Муйского района Бурятии в 2006 году ООО «Золотой Восток-Сибирь». И это только первый транш из запрашиваемой этой новой фирмой суммы госгарантий в 880 млн. рублей, разделенной на два года. Генеральным директором ООО «Золотой Восток-Сибирь» является некий Сергей Паушок, кавалер «орденов» Петра Великого и Святого князя Александра Невского и лауреат «премий» имени Жукова и Андропова, выдававшихся в свое время небезызвестной «академией проблем безопасности, обороны и правопорядка» (АБОП), закрытой год назад Генпрокуратурой России. Имя Сергея Паушка связано также с самым громким экономическим скандалом последних лет в Монголии.

— Я с удивлением услышал сейчас фамилию своего старого знакомого! Этот господин Паушок недавно возглавлял примерно такую же структуру, которая называлась «Золотой Восток-Монголия». Это было года три назад, когда я еще работал там в нашем посольстве. Из Монголии он убегал вечером под закрытие, или, по-моему, уже после закрытия границы, чтобы его не арестовали утром. И как же он сегодня оказался в нашем финансовом документе, как получатель госгарантий на сумму 440 млн. рублей?! Может быть, нам надо обратиться в органы прокуратуры? Я уверен, что если мы такому человеку гарантию дадим, он завтра будет здесь ездить на «Мерседесе» с двумя машинами охраны, как это он делал в Улан-Баторе! — рассказал депутатам Сергей Будажапов.

Из Монголии в Бурятию

Сергей Паушок судился с Монголией в Лондонском арбитражном суде. Он требовал приостановить переводы «Монголбанка», которому его золотодобывающая фирма «Золотой Восток-Монголия» передала на хранение 3,2 тонны золота. Российский предприниматель получил при этом 98 процентов стоимости этого золота.

Сергей Паушок обвинил «Монголбанк» в незаконной, по его мнению, продаже золота и требовал вернуть ему $800 млн. Суд отказал бизнесмену в удовлетворении его иска и, как писала монгольская пресса, просил его более не обращаться «по таким заведомо ясным вопросам». В то же время Сергей Паушок подавал в Стокгольский международный арбитражный суд иск к Монголии на $1 млрд. В такую сумму он оценил свои убытки от введения Монголией в 2006 году налога на сверхприбыль и просил суд принудить Монголию изменить свое законодательство. Что тоже закончилось ничем.

Общественность и пресса Монголии не раз предлагали лишить «инвестора» всех 15 лицензий на месторождения золота и выдворить его из страны, а налоговая служба «ударила тугриком» Сергея Паушка, наложив на него крупный штраф за неуплату налогов в общей сложности 30 млрд. тугриков. В прессе Монголии Сергея Паушка награждали самыми нелестными эпитетами. Например, газета «Удрийн Сонин» назвала его «никому не известным бродячим русским мужиком», который в бытность Путина президентом России шантажировал монголов тем, что если ему не заплатят деньги, то «якобы будет поднят вопрос о большом долге Монголии перед Россией».

Тело и ложе Мокской ГЭС

В Бурятии Сергей Паушок с начала 2008 года регулярно встречается с зампредом правительства Бурятии Александром Чепиком и президентом республики Вячеславом Наговицыным, продвигая два «инвестиционных проекта». Это строительство в Муйском районе крупного цементного завода, продукция которого должна войти «в тело плотины» будущей Мокской ГЭС, и создание там же лесоперерабатывающего комплекса, рассчитанного на вырубку ценных пород лиственницы «на ложе будущего водохранилища» той же гидроэлектростанции. Для реализации второго из этих проектов Сергею Паушку и нужно получить кредит в некоем АО «Чешский экспортный банк» и в Сбербанке России. И обязательно под гарантии правительства Бурятии, которому и грозит выплачивать почти 880 млн. рублей, если через два года «профессор АБОП» вдруг «тайно пересечет границу». Проект проектирования и строительства лесоперерабатывающего комплекса в Муйском районе был одобрен в сентябре 2009 года Координационным советом по инвестиционной деятельности под председательством Александра Чепика.

Неясно зачем сейчас нужно разрабатывать в муйской тайге месторождение известняка (в марте 2008 года ООО «Золотой Восток-Сибирь» выиграло конкурс на разработку Аиктинско-Балоиктинского месторождения), строить цемзавод и вырубать лес на месте «будущего водохранилища», если не известно, когда будет строиться Мокская ГЭС?

Фото Марка Агнора

Автор: Сергей Басаев

<p align=right><a target=_blank href=http://www.infpol.ru>"Информ Полис"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс