Четыре программы развития Иркутского госуниверситета

Свои программы развития Иркутского госуниверситета представили четыре кандидата: проректор по научной работе ИГУ Александр Аргучинцев, проректор по учебной част ИГУ Игорь Гутник, научный руководитель Центра новых информационных технологий при ИГУ Андрей Манцивода и директор НИИ прикладной физики при ИГУ Николай Буднев.

Любопытно, что программы всех кандидатов в ректоры ИГУ практически идентичны в формулировке вопросов, требующих приоритетного внимания, и очень схожи в части предлагаемых решений. Это говорит о том (если оставить за скобками напрашивающуюся версию о взаимном «заимствовании» тезисов), что в госуниверситете накопился целый ряд проблем, которые уже не оставляют будущему руководителю пространства для маневра — без их решения никакое развитие вуза далее невозможно в принципе.

Итак, каковы эти общие места?

В первую очередь все кандидаты заявляют о необходимости изменений в административном аппарате вуза: изменении схемы взаимодействия профессорско-преподавательского состава с административными сотрудниками (ситуация, когда профессора, ученые подчас мирового масштаба вынуждены подстраиваться под часы приема отдела кадров, собирать справки и подписи по разным корпусам, представляется сотрудникам университета ненормальной), повышении квалификации персонала и введение современных технологий, в частности электронного документооборота (поразительно, но факт — в вузе, претендующем на статус ведущего в регионе, такая вещь приживается со скрипом), развитие обратной связи между подразделениями вуза и управленцами.

Также все признают необходимой прозрачность принятия решений и формирования бюджетов — как для сотрудников университета, так и для общественности. В каждой из представленных программ говорится о повышении заработной платы сотрудников университета, в первую очередь профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала (тех же лаборантов) — средняя зп, по мнению кандидатов в ректоры, должна быть на 12-15% выше, чем у коллег из других иркутских вузов (что будет поддерживать престиж ИГУ), для этого предполагается создать и активно использовать фонд стимулирующих выплат. По утверждению сотрудников ИГУ в настоящее время этих выплат никто из ППС не получает.

Все до единого говорят о необходимости создания Попечительского и Наблюдательного советов (вопреки закону, ни та, ни другая структуры при ИГУ не работают), об обновлении материальной базы — оборудования для лабораторий, учебного и научного, компьютерного парка и т.п. (хотя Гутник назвал существующую на данный момент мат.базу «условно-достаточной для обеспечения уставных задач», он же признался, что по уровню развития сетевых и компьютерных технологий «Университет <...> отстает не только от ведущих вузов, но и не соответствует минимальным техническим требованиям». А Аргучинцев в одном из интервью упомянул, что иркутским ученым, публикующим статьи в иностранных журналах, приходится идти на уловки: им необходимо указывать на каком оборудовании проводились исследования, при этом «оборудование старше пяти лет не принимается, а у нас в лабораториях микроскопы 60-х годов! До последнего времени наши специалисты выходили из положения, проводя исследования во время зарубежных командировок».)

Особо подчеркивается всеми без исключения кандидатами необходимость сохранения и развития научных станций — базы в Больших Котах и на озере Хубсугул в Монголии, на которых работали биологи, геологи, географы института. Все вспомнили о достройке библиотеки ИГУ, которая не может завершиться с конца 90-х (3 миллиона книг и периодических изданий хранятся по всему городу в ненадлежащих условиях, часто недоступны для работы с ними). Все четверо признали, что требуется разработать и осуществить программу ремонта зданий госуниверситета - учебных корпусов и общежитий.

Особо подчеркивают — все четверо — необходимость провести ревизию земель госуниверситета. Учитывая, что много лет в ИГУ лелеют мечту о полноценном кампусе (эта тема тоже поднимается в программах) — земельный вопрос далеко не последний по актуальности. Правда, в этом году 44 гектара федеральных земель в микрорайоне Университетский, переданных ИГУ в бессрочное пользование, были изъяты фондом РЖС поскольку, по утверждению представителей фонда, университет заявил, что планов на эти земли не имеет. 12,5 гектаров из них были выставлены на торги в конце сентября. Между тем, именно на этих гектарах и планировалось строительство новых корпусов госуниверситета, которые с уже имеющимися в этом районе могли бы образовать кампус. В мэрии Иркутска, правда рассматривают вариант размещения кампуса ИГУ на неких муниципальных землях - об этом рассказал Аргучинцев в интервью газете «Иркутский университет». Однако, неясно какие именно земли имеются ввиду, между тем как территория в Университетском, рядом с Академгородком, подходила как нельзя лучше, обеспечивая территориальную близость образования и академической науки.

Кроме того, все кандидаты обращают внимание на усиление работы с образовательными программами бакалавриата и магистратуры, на принцип «образование через исследование» - привлечение студентов к научным изысканиям, как в рамках научных групп университета, так и в совместных проектах ИНЦ СО РАН и ВСЦ СО РАМН. А также — развитию междисциплинарных исследований с привлечением гуманитарных факультетов (традиционно считающимися представителями естественнонаучных направлений наименее «наукоемкими» в составе университета). Вообще, полагают кандидаты в ректоры, необходимо усилить научную составляющую гуманитарных факультетов, в том числе за счет выполнения исследований в интересах региона — социологических, этнографических и т. п.

Не осталась без внимания и насущная потребность в преодолении самоизоляции университета, восстановлении связей как с властными органами, так и с сообществом выпускников, и просто широкой общественностью

Но обратим внимание на детали каждой из программам.

Александр Валерьевич Аргучинцев в своем программном документе делает акцент на консолидации университета, «собирания» его в единое целое, начиная со структуры управления и заканчивая созданием междисциплинарных научно-образовательных центров, наподобие НОЦ «Байкал». Комментируя соответствующие пункты, Александр Аргучинцев пояснил, что, по его мнению, университет оказался раздробленным на «удельные княжества», нет взаимодействия между факультетами ни в образовательном, ни в научном процессах, нет общих проектов. Нет ощущения единого целого, что не может не сказаться на статусе университета.

В частности, Аргучинцев предлагает принципы сетевого управления университетом — подразделения (факультеты, НИИ, институты, центры) сохранят свою автономию в решении текущих задач, однако стратегические цели должны ставиться в рамках интересов всего Университета, их работа должна быть скоординирована с работой других подразделений. При этом «ни одно подразделение не существует в качестве потребляющей надстройки, но обязательно выполняет комплекс функций по развитию университета в системе горизонтальных связей» между факультетами, институтами университета. Иными словами, каждому факультету, каждому НИИ, центру в составе университета нужно найти применение с пользой как для финансового состояния университета, так и для научной, репутационной составляющей всего вуза. Задача ректората как раз искать такое новое применение. Например, есть в ИГУ НИИ биологии, который не избалован вниманием и грантами, и сегодня к сожалению, находится в положении бедного родственника. Между тем, этот НИИ может стать стержнем межрегионального научного центра на Байкале (фигурирующего в Стратегии развития Сибири и Дальнего Востока), обеспечивать не только сугубо научную работу, но и работу с научным туризмом. Понятно, что вкладываться в создание такого центра будет весь университет, но это позволит вывести НИИ (и не только его) на иной уровень. Выстроенное взаимодействие между факультетами позволит вузу играть заметную роль в жизни города и области (очевидно, что много лет вуз фактически был изолирован от «внешнего мира», замкнулся на себе), на что тоже обращает внимание Александр Аргучинцев в программе, утверждая, что «университет должен предложить позитивную программу участия в развитии региона». Например, грамотная стратегия развития туризма в регионе потребует знаний географов, биологов, специалистов в сфере туризма и сервиса, необходимо будет математическое моделирование, проработка юридической стороны вопроса.

Стоит отметить еще один акцент в программе — на открытости деятельности университета — от информационного сотрудничества со СМИ до раскрытия финансовой информации. В частности Аргучинцев настаивает на проведении «комплексной финансовой экспертизы, а также инвентаризации состояния материально-технической базы Университета с привлечением внешних аудиторов» и публикацией результатов экспертизы. Он также говорит о введении « прозрачных механизмов формирования бюджетов всех уровней, открытой — как для сотрудников университета так и для общественности - отчетности подразделений и служб Университета. Также отмечает необходимость разработки долговременных планов по разным направлениям — обновление оборудования, ремонт и строительство — и т. п. - документы также должны быть в открытом доступе. Таким образом, тот или иной факультет будет знать, что, пусть ему не достанется финансирование на ремонт, скажем аудиторий в 2013 и даже в 2014 году, но он стоит в планах на 2015 год. (До сих пор, по утверждению сотрудников университета, таких планов либо не было вообще, либо информация о них была недоступна, вопросы решались «по ситуации». Наконец, Аргучинцев говорит об открытости вуза для СМИ и активизации сотрудничества с журналистами.

Представляя свою программу (на факультете физики ИГУ состоялась встреча с преподавательским составом 9 октября) Александр Аргучинцев подчеркнул, что, по его мнению, программа кандидата в ректоры — это не доктрина, а лишь частный взгляд на ситуацию. Кроме того, он полагает, что управление университетом должно строиться на принципах коллегиальности — последнее слово должно остаться за ученым советом, а не ректором. Поэтому при избрании ректора он считает допустимы коррекцию выборной программы, дополнением ее тезисами из программ оппонентов — если таково будет решение ученого совета.

***

Программа Игоря Нэрисовича Гутника — самая сдержанная (если не сказать - лояльная) из всех в оценке текущего состояния университета. Так, он не разделяет мнения коллег о критичности ситуации в вузе, утверждая, что «испытывая растущую конкуренцию со стороны ряда других государственных и негосударственных учебных заведений, Университет остается самым привлекательным учебным заведением для получения качественного высшего образования, что подтвердили приемные кампании в период критической демографической ситуации». А стратегическими целями считает не восстановление, а «закрепление статуса ведущего научно-учебного центра региона; развитие Университета как центра социальной консолидации интеллектуальной, творческой и нравственно-духовной мысли». Хотя далее в документе перечисляет все те же проблемы, что и его коллеги-оппоненты.

Менее драматично он оценивает работу университета по ряду конкретных направлений — например, развитии магистерских программ. Он указывает: «Сегодня в Университете открыто 23 направления магистратуры, разработано более 35 магистерских программ. Магистратура действует на всех факультетах и образовательных институтах за исключением исторического. При наличии в 2012 году 50 бюджетных мест магистерской подготовки этого количества достаточно, но в ближайшие 2 года начнется массовый выпуск бакалавров ИГУ. Соответственно за этот период мы должны как минимум удвоить количество магистерских программ».

Игорь Гутник в своей программе сделал акцент на эффективности использования имеющихся ресурсов как одном из инструментов решения проблем, препятствующих развитию университета. (Кстати, ни один из кандидатов в ректоры ИГУ в своих программах в открытую не упомянул систему распределения внебюджетных финансовых средств « 30 на 70», где 70% заработанных подразделениями университета денег (не из госбюджета), остаются в подразделении и только 30 отправляется в общий котел, на общие нужды вуза. Эта система раздражает естественнонаучные факультеты, куда коммерческий набор абитуриентов проблематичен, зато потребность в финансировании — на покупку современного оборудования и реактивов — очень велика. Естественники указывают, что именно они куют научный рейтинг университета и что подобная система распределения средств в абсолютном большинстве университетов уже не применяется, вместо этого все финансы централизуются и затем распределяются. «Богатые» подразделения ИГУ — БМБШ, юридический институт, факультет сервиса и рекламы — понятно, заинтересованы в сохранении статус-кво. Не упомянув прямо об этой проблеме в своей программе Игорь Гутник в своем выступлении на физическом факультете отметил, что рушить одномоментно эту систему нецелесообразно. По его мнению, если рационально использовать имеющиеся 30% средств, то можно решить многие проблемы университета.)

С позиции эффективного использования ресурсов, например, необходима достройка университетской библиотеки — это позволит не только сохранить трехмиллионное собрание литературы, но и высвободит столь дефицитные площади в учебных корпусах, занимаемые сегодня книгохранилищами. С этой же целью Игорь Гутник предлагает «создать единый Научный центр ИГУ, включающий в себя институты, но имеющий единую лабораторную базу и парк оборудования коллективного пользования». Иными словами, он предлагает собрать основное научное и учебное оборудование университета в один корпус - создать централизованный приборный парк. «Самым рациональным местом размещения Научного центра является лабораторный корпус №6, - отмечает в программе Игорь Гутник и поясняет: - Распределение наших НИИ по нескольким корпусам, затрудняет не только проведение совместных исследований, но и усложняет систему управления. Преимуществом такого расположения является повышение эффективности использования оборудования, улучшение возможности совместных работ как внутри Университетских, так и с близко находящимися академическими институтами. Одновременно освобождаются площади в учебных корпусах, более приспособленных для аудиторной работы со студентами».

Также Игорь Гутник предлагает создать в университете — по аналогии с академией наук - Приборной комиссии, «которая путем открытых процедур устанавливает приоритет обновления материально-технической базы, оборудования».

Стоит также упомянуть, что говоря о необходимости развития Университета как единого целого, Игорь Нэрисович особое внимание уделяет корпоративному духу — начиная от разработки единого корпоративного стиля, который должен просматриваться во всех подразделениях ИГУ, и заканчивая «формированием духовного менеджмента» и принятием кодекса Корпоративной социальной ответственности.

***

Андрей Валерьевич Манцивода в своей программе поднимает планку амбиций — он ставит стратегической задачей развитие ИГУ как «центра международного класса в области фундаментального образования, науки и инноваций, базирующегося на ведущих научно-образовательных школах ИГУ». Соответственно, значительное внимание он уделяет именно научной и инновационной стратегии университета и его международным связям.

В отличие от своего оппонента Игоря Гутника Андрей Манцивода считает, что в последние годы университет все больше отстает как в конкурентной борьбе с другими вузами, так и в рейтингах. В немалой степени этому послужило то, что в научной и образовательной работе не учитывались современные тенденции, связанные с Болонским процессом, развитием междисциплинарных исследований, а также сведение до минимума сотрудничества с ИНЦ СО РАН. Поэтому главным мероприятием в преодолении этих проблем, по мнению кандидата, должна стать «всемерная интеграция с институтами ИНЦ СО РАН, подключение сотрудников ИНЦ к преподаванию, использование инфраструктуры ИНЦ для обучения студентов». Это позволит и реализовать принцип «образование через исследования» и поможет пополнить преподавательский состав высококвалифицированными сотрудниками, поддержать и где-то и возобновить традиции научных школ университета и в целом поднять планку фундаментального образования в ИГУ.

50 мест в магистратуре, судя по всему, Андрей Манцивода считает явно недостаточным показателем, и потому намерен в приоритетном порядке разрабатывать магистерские программы как основу университетского образования и развивать международное сотрудничество в этой сфере, включая совместную подготовку специалистов. В последние годы эта работа практически остановилась. Для этого, по его мнению, необходимо сформировать отдельную службу в университете, которая будет помогать факультетам открывать новые магистерские программы.

Надо отметить, что как и Александр Аргучинцев, как и Николай Буднев, Андрей Манцивода считает необходимым создание целого ряда новых служб, которые будут помогать факультетам и научным группам в поиске конкурсов и подготовке документов на соискание грантов, поиске подрядных заказов, в формировании инновационных стартапов, трансфера технологий. (Заметим, что аналогичные структуры, например Технопарк, Центр Трансфера технологий в других вузах, скажем, в ИрГТУ действуют уже давно).

Кандидат настаивает на том, чтобы активнее позиционировать ИГУ на международном рынке образования, делая упор на Байкал. Развивать имеющиеся и формировать новые связи с российскими и иностранными партнерами в области образования и науки. Такое развитие университета может стать своего рода альтернативой сырьевому сценарию в экономике области, поскольку дает возможность (при решении материально-технических проблем, разумеется) создать на платформе ИГУ, его НИИ и научных баз, научного флота - исследовательскую среду международного уровня, привлекающую в регион и мировых ученых и туристов (научный туризм), по сути, формируя научный кластер на Байкале. (Отметим, что предпосылки тому есть — это и уникальный нейтринный телескоп, и развитие астрономической базы в Тунке, и опыт, полученный в рамках НОЦ «Байкал», в ходе работы которого летние классы на Байкале для студентом Иркутска и германского города Киля постепенно переросли в совместную магистерскую программу ИГУ и Кильского университета. Кроме того, как уже упоминалось выше создание такого научного центра на Байкале прописано в Стратегии развития Сибири и Дальнего востока.)

***

В программе Николая Михайловича Буднева отмечаются все те же проблемы, что и у коллег — управленческие, материальные, кадровые, образовательные. При этом он отмечает, что в последние годы Университет во-многом утратил позиции важнейшего центра интеллектуальной, научной, культурной, гражданской жизни региона. «Фактически, университет не позиционируется в регионе и России как динамичная, интенсивно модернизирующая структура». Мнение об ИГУ как об архаичном неповоротливом монстре не способствует ни популярности среди абитуриентом, ни благосклонности со стороны властей (что чревато упущенным возможностями по привлечению инвестиций в проекты университета). По сути, университет нуждается в мерах антикризисного менеджмента, считает кандидат.

Поэтому одними из важнейших задач должны стать как модернизация управленческой парадигмы так и активная представительская работа ректората. Грубо говоря, новому ректору придется вспомнить, что «светить лицом» - это одна из его прямых функций. Николай Буднев отмечает, что ректорату придется восстанавливать «эффективное взаимодействие с региональными и российскими внешними партнерами Университета: министерством образования и науки, правительством Иркутской области, мэрией Иркутска, предприятиями региона. Заручиться поддержкой выпускников, занимающих ныне видные посты и наряду с формированием попечительского и наблюдательного советов, вести переговоры о формировании эндаумент-фонда (такие фонды имеются, например, у американских университетов — это внебюджетные средства, ЭФ формируются из пожертвований, спонсорской поддержки бывших выпускников учебного заведения, и правом распоряжаться капиталом фонда владеет только попечительский совет. Как правило средства направляются на крупные объекты или проекты долговременного развития университета — например, строительство нового корпуса, спортивного комплекса, и т. п.).

Модернизация же управленческих процессов, по мнению Николая Михайловича, должна строиться на принципах матрично-проектного управления (вместо иерархичной отраслевой системы сейчас). В частности, требуется «перенос акцента в деятельности управленческих структур с контрольно-распределительных функций на координационно-организационную деятельность». В модернизацию административной части госуниверситета также входит и создание новых служб — грантовой, магистерских программ и т. п., что важно - без увеличения штата административного аппарата, отмечается в программе. И механизмы обратной связи. И сертификация системы управления Университетом по международному стандарту системы менеджмента качества ISO 9001.

пн вт ср чт пт сб вс