Большое значение маленьких школ

Представители Общероссийского народного фронта выступают за создание программы поддержки малокомплектных школ в Иркутской области

Школы, в которых несколько десятков, а то и всего пять-шесть учеников, для Приангарья явление привычное. Малокомплектных в Иркутской области около 60 процентов от общего числа школ. И несмотря на то, что учится в них почти 5 процентов всех учеников Приангарья, значение этих небольших учебных заведений велико. Вокруг них кипит жизнь: пока есть школа и детям есть где учиться, село живет. Закрываются школы — заколачивают дома, люди с семьями уезжают из родных мест, и деревня умирает.

По сути, существование малокомплектных школ можно назвать борьбой за выживание. О полноценном финансировании приходится только мечтать. Работают они вопреки тяжелому финансовому положению, скудной материально-технической базе, нехватке учителей, без ремонта и самого элементарного — мебели, помещений под классы, теплых туалетов, столовой, не говоря уже о современных компьютерах. В Малиновской школе, что в Черемховском районе, где накануне побывал представительный десант из областного центра, насчитывается 49 учеников. Здесь есть компьютеры, подключен Интернет. Министерство образования обещало помочь — увеличить скорость. И все-таки даже более-менее благополучную школу в Малиновке в этом году едва не закрыли — из-за кровли: крыша могла не выдержать суровой непогоды.

— Спасибо нашим родителям, землякам, — рассказывает директор Инна Александровна Мешкова. — Когда поняли, что школу к 1 сентября могут не открыть и дети не пойдут учиться, поднялись всем селом — помогли и материалами, и руками. Укрепили балки, заделали крышу. Теперь главная наша забота — спортивный зал: заниматься физкультурой негде. Летом как-то выходим из положения — выводим ребят на площадки, зимой они на лыжах бегают, а вот осенью, в слякоть, приходится прямо в школьном фойе уроки проводить.

Решать проблемы в Малиновке привыкли самостоятельно. Когда понадобились новые шторы, школьники с учителями накопали на пришкольном участке 22 куля картошки, повезли на рынок, продали. На вырученные средства заказали портьеры, они сегодня украшают школу. Но, чтобы построить новый спортзал, своих сил не хватит. Педагоги очень надеются на поддержку.

— У Народного фронта одна позиция — как можно больше внимания уделять такому типу школ, сохранять малокомплектные учебные заведения, обеспечить условия для получения образования на селе, — говорит Леонид Выговский, директор института образовательных технологий Иркутского государственного лингвистического университета, заслуженный учитель России, почетный гражданин Иркутской области. — Там, где нет кадров, нет соответствующей материальной базы, нужно ее создавать — так, как это сделали соответствующие организации в селе Тимошине Жигаловского района. Или находить нетрадиционные решения, которые найдены в селе Небель Казачинско-Ленского района, где не ребят возят за 70 километров, а учителя приезжают и проводят занятия со школьниками. В каждом отдельном случае надо искать свое решение. Если понадобится, то вкладывать деньги и включать расходы на эти мероприятия в «Народную программу», авторами которой становятся десятки и десятки тысяч неравнодушных людей и у нас в регионе, да и во всей России.

Народный фронт выступает за то, чтобы на федеральном уровне для Иркутской области была разработана отдельная программа по малокомплектным школам, которая учитывала бы не только экономические факторы, но и социальные. Необходимо, чтобы для сибирских сельских школ были утверждены отдельные нормативы, принимающие во внимание наши огромные расстояния и малую населенность.

Такая же программа поддержки должна быть принята и на уровне региона. Если она начнет работать со следующего года, многие малокомплектные школы удастся спасти. Сейчас в Приангарье под угрозой закрытия не менее 40—50 школ.

— Прежде чем решение принимать, — добавляет Леонид Выговский, — свое мнение должен выразить сход села — люди, которые там живут. А у нас зачастую про эту строчку закона забывают и нарушают тем самым права граждан на обучение детей. Надо сход провести, а родители скажут, что делать. В большинстве случаев они выскажутся за то, чтобы сохранить школу. А уж наша задача — создать для этого все условия. Потому что сохранить школу — это значит сохранить село.

Татьяна Владимирова. Фото автора



пн вт ср чт пт сб вс