Им снился рокот космодрома

В Забайкальском краеведческом музее состоялось открытие выставки “Через тернии к звездам”, посвященной Дню космонавтики. Экспозиция посвящена не только первому космонавту Юрию Гагарину, но и тем нескольким забайкальцам, которые принимали активное участие в развитии отечественной космонавтики.

Крепыши нужны космосу

Известно, что первый космонавт Юрий Гагарин в 1951-1955 годах учился в Саратовском индустриальном техникуме, где он занимался в местном аэроклубе. Учиться в этом же учебном заведении десятью годами позже и познакомиться с Героем Советского Союза довелось бывшему инженеру-инструктору Читинского машиностроительного завода Иннокентию Тимофееву. “Полет Гагарина в космос застал меня в Былыре Кыринского района, где я работал электромонтажником, — рассказал Иннокентий Николаевич. — В 1961 году я поступил в Саратовский индустриальный техникум на литейное отделение, где в свое время учился Юрий Алексеевич. А в 1964 году он приехал к нам в гости в техникум. Он показался очень простым парнем, на два пальца выше меня. Мы с ним сфотографировались. Тогда я был крепышом и помню, как он мне сказал: “В космосе нам нужны такие, там же в кабине тесно”.

В дар музею Тимофеев передал те самые памятные фотографии, бережно сохраненные до сей поры. В 1971 году он встречал в Чите космонавта Анатолия Филипченко, который приезжал на празднование 50-летия комсомола Забайкалья.

Создавали “Буран”

В этом году в России отмечается 25-летие со дня запуска космического корабля, созданного в рамках программы “Энергия-Буран”. Свой единственный космический полет “Буран” совершил 15 ноября 1988 года. Он был запущен c космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя “Энергия”. Продолжительность полета составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку на специально оборудованном аэродроме “Юбилейный” на Байконуре. Полет прошел без экипажа, полностью в автоматическом режиме с использованием отечественного бортового компьютера и надежного отечественного бортового программного обеспечения, в отличие от “шаттла”, который может совершать посадку только на ручном управлении. Этот факт — полет космического аппарата в космос и спуск его на Землю в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера — вошел в книгу рекордов Гиннеса.

Примечательно, что такое знаменательное событие напрямую связано с именем забайкальца Олега Сергеевича Долгих. Он родился в 1938 году в Чите. После окончания средней школы № 3 он поступил в Казанский авиационный институт. Последующие годы были посвящены сложнейшей работе специалиста по летным испытаниям. Работал начальником летно-испытательного комплекса в ОКБ Александра Яковлева, являлся руководителем государственных испытаний первого отечественного самолета вертикального взлета и посадки ЯК-38 на суше и на авианесущем крейсере “Киев”. Провел летные испытания пяти конфигураций самолета ВМ-Т “Атлант” и обеспечил транспортировку блоков ракеты-носителя “Энергия” и орбитального космического корабля многоразового использования “Буран”. В 1984 году был назначен руководителем комплексных испытаний космического корабля многоразового использования “Буран”.

В разработке “Бурана” принимал участие и еще один наш земляк Виталий Николаевич Сидоров. Он родился на станции Карымская Читинской области. Окончил Ачинское военное авиационно-техническое училище дальней авиации, военно-инженерную академию им. Ф.Э. Дзержинского. Воспоминаниями поделилась его двоюродная сестра Татьяна Алексеевна Черепанова: “Мой брат занимался, в основном, контролем за исполнением эскизного и конструкторского проектирования при изготовлении ОК “Буран”. Тогда распространять сведения о создании космического корабля было нельзя. Когда я его спрашивала о том, когда же он на пенсию соберется, он отвечал, что есть у него один серьезный проект. Вот когда выполнится он, тогда и уйдет”.

Виталий Николаевич сегодня живет в Подмосковье, активно переписывается с сотрудниками краеведческого музея. А недавно музей получил от конструктора в дар документы, почетные грамоты, дипломы и редкие книги о создании орбитального корабля “Буран” и по истории советской космонавтики с его дарственной надписью.

Ориентир на Марс

Своей малой родиной может назвать Забайкалье и космонавт Евгений Игоревич Тарелкин. “Забайкальский рабочий” ранее упоминал о нем. Он родился в 1974 году в поселке Первомайский Читинской области в семье парашютиста-испытателя. В 1992 году он поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М. Комарова, закончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. В мае 2003 года Тарелкин был зачислен в отряд космонавтов.

23 октября 2012 года ракета-носитель “Союз-ФГ” с пилотируемым кораблем “Союз ТМА-06М” отправилась на Международную космическую станцию (МКС) с “гагаринской” стартовой площадки Байконура, на борту которого полетели Евгений Тарелкин и Олег Новицкий и с ними астронавт НАСА Кевин Форд. 25 октября “Союз ТМА-06М” с экипажем пристыковался к Международной космической станции (МКС) в автоматическом режиме.

Группа находилась на орбите более 143 дней. За это время космонавты провели обширную научную программу, приняли пилотируемый “Союз” и два российских грузовых “Прогресса”. 16 марта сего года экипаж благополучно спустился на землю. А уже через два дня прибывшие космонавты по заданию Роскосмоса отработали на уникальной центрифуге Центра подготовки космонавтов (ЦПК) ручной управляемый “спуск” с орбиты на поверхность Марса. Эксперимент проводился не просто на центрифуге, а на уникальном стенде-тренажере, на котором может проводиться целый спектр интересных работ. Центрифуга С-18 обладает 18-метровым плечом, а вращающаяся масса составляет примерно 300 тонн. После испытаний Евгений Тарелкин скажет, что самочувствие во время эксперимента было хорошим, и все прошло штатно.

Саянэ БАЛДАНОВА.

пн вт ср чт пт сб вс