Цифровая, живая и эмоциональная профессия – фотограф Кристина Казарина о любимом деле

Почётный джиппер Читы Александр Бизяев с позывным Godzilla читинцам, далёким от внедорожных баталий, хорошо известен как человек, пытающийся вытащить завязший джип из грязи. Автор фотографии, которую магазин Camel Active использовал для своей рекламы в Чите – Кристина Казарина. Одна из самых молодых и талантливых читинских фотографов, успевшая засветиться со своими работами практически во всех журналах города, ответила на вопросы ИА «Чита.Ру».

Фотография - профессия на всю жизнь

- Как ты пришла в фотографию?

- Мой брат сильно увлекался фотографией, и меня это привлекало. Я не фотографировала - просто наблюдала, как он снимает, проявляет, печатает. А в 2004 году он погиб… И я, чтобы чувствовать его рядом с собой, начала снимать. С тех пор этим и занимаюсь, не могу без этого существовать.

- На начальном этапе кто-то учил снимать?

- Нет, никто не учил. Всему научилась сама. Очень сильно помог интернет. Переписывалась с московскими и питерскими фотографами, многое у них заимствовала поначалу. Первый мастер-класс в моей жизни состоялся только этой зимой – я ездила в Хабаровск. Первый раз ощутила, как здорово, оказывается, учиться у мастеров.

- Какой был первый фотоаппарат?

- Первым фотоаппаратом была зеркалка Canon 300D. Но оказалась бракованной. Через месяц полетел автофокус, и я снимала на ручном фокусе. Это во многом помогло, конечно. Потом я купила псевдозеркалку Konica Minolta. Через какое то время перешла на систему Pentax. Быстро в ней разочаровалась и снимаю сейчас на Canon.

- Фотография – основная работа сейчас?

- Да.

- А что в трудовой книжке?

- А там одна запись - секретарь судебного заседания. Но осенью я написала заявление и уволилась. Занимаюсь только фотографией.

- То есть профессия выбрана на всю жизнь?

- Уверена - да.

- Что повлияло на выбор образования?

- Может быть, то, что у меня родители - оба юристы. Сначала я поступила в нархоз на "информационные системы в экономике", но через полтора года поняла, что это не моё, и бросила. Потом переехала в Иркутск и поступила на юрфак Иркутского госуниверситета, который и закончила. Убеждена, что высшее образование получила не зря - юристом в наше время быть никому не помешает.

«Не существует разных поколений, существуют хорошие и плохие фотографы»

- У меня есть ощущение, что произошёл разрыв поколений в профессиональной фотографии. Взрослые, опытные фотографы, сделавшие себе имя ещё в СССР или в 90-е, - с одной стороны. Немногочисленная молодёжь – с другой. Единицы профессионалов во времени между ними. Так ли это?

- С появлением цифровой фотографии, «неплёнки», фотография стала доступнее. Если ещё в 90-е годы без определённых знаний и навыков в фотографию можно было даже не соваться, то сейчас фотография настолько популяризирована, что, по сути, фотографом может быть каждый. В интернете огромное количество различных курсов, фотошкол, позволяющих получать знания, а также повышать уровень мастерства, не выходя из-за компьютера.

Надо понимать при этом, что дорогая цифровая зеркалка не делает человека профессионалом. Ведь, к примеру, купив гитару «Fender», вряд ли купишь в комплекте умение играть на ней как, скажем, Джо Сатриани или Ричи Блэкмор...

Важно постоянно развиваться, стремиться получать новые знания, изучать то дело, которым занимаешься. Так ведь в любой области…

Очень многие фотографы, до недавнего времени снимавшие на плёнку, пересели на цифру. Потому что в коммерческой фотографии снимать на цифру удобнее. Для души, для себя всегда можно вернуться к плёнке. Для меня фотография – это, прежде всего, самовыражение. И только потом это работа, за которую мне платят деньги. Что касается разрыва поколений, я считаю, его, как такового не существует. Все фотографы снимают, что они хотят и как они хотят. И имеют на это полное право. К любому творчеству стоит относиться уважительно.

- Контактируешь ли ты с более взрослыми фотографами?

- Я общаюсь, в основном, с молодёжью, учиться стараюсь дистанционно у тех мастеров, которые являются авторитетами для меня. Это московские, питерские, хабаровские фотографы, зарубежные мастера.

Не существует разных поколений. Существуют хорошие и плохие фотографы. Хороший фотограф снимает свежо, интересно, технически грамотно, оригинально, не стоит на месте, постоянно учится и развивается.

- Много ли в Чите фотографов-любителей высокого класса?

- Единицы.

- Как они используют итоги своей любительской работы?

- Как правило, это фотографии для семейного альбома, что само по себе уже прекрасно. Это тот этап, через который проходит любой фотограф. Любой хороший фотограф.

- А из профессионалов?

- Лично мне интересны Леснянский, Цапарь, Полтавский.

- Есть какой-то круг общения фотографов?

- Да, конечно. С Цапарем недавно познакомились лично, приятный человек, на мой взгляд. С Андреем Зинченко делаем один совместный проект. Особо я ни с кем не общаюсь, но если люди сами идут на контакт, то я всегда готова к общению.

Мало профессионалов и много работы

- Можно ли быть успешным и в творческом, и в материальном плане фотографом в Чите?

Если сравнивать Читу с другими российскими городами, то, конечно, определённая ограниченность успеха есть и будет. Один фотограф сказал: «Сильнее всего будет влиять на вашу цену - нет, не квалификация и не качество конечного продукта. И даже не репутация. Основной фактор - местность, где вы свой бизнес решили обустроить, а точнее - цена жизни и ведения бизнеса в этом месте. Например, в северной Калифорнии можно найти неплохой мотель за 50 долларов в день; за те же деньги в Калифорнии южной можно разве что запарковать кемпер на ночь. За те же 50 долларов в северной Дакоте можно вписаться в мотель на неделю. Цены на недвижимость - соответствующие, равно как и налоги. Так что если фотограф из южной Калифорнии желает 15 тысяч долларов за съёмку свадьбы - это вовсе не означает, что он чем-то лучше фотографа из северной Дакоты, который за ту же свадьбу попросит 5 тысяч долларов».

Я это мнение во многом разделяю.

- Часто ли ты печатаешься в СМИ?

- До недавнего времени я работала в журнале «Крем». Печаталась в «Деловом Забайкалье», в «Вельвете», в «Банзае». Если будут предложения - всегда готова к сотрудничеству.

- Чем вообще зарабатывает фотограф в Чите?

- Это рекламная съёмка. Это съёмка частная – портреты, съёмки детей. Свадьбы, естественно. Всё это, к сожалению, пока в начальной стадии, и было бы здорово, если бы это побыстрее развивалось.

- Почему в начальной стадии?

- Потому что профессионалов мало.

- А работы много?

- Много. Только свадеб около 300 в год.

- Сколько стоит свадебная съёмка в Чите?

- От 5 тысяч до 50 с лишним тысяч рублей. Всё зависит от опций, включённых в пакет. Как правило, рассчитывается время, количество обработанных снимков, дополнительный свет, такие продукты как слайд-шоу, печать книги.

- Как ты относишься к свадебной фотографии?

- До недавнего времени свадебная фотография мною практически не воспринималась. Может быть, потому, на каком уровне она была в нашем городе. Может быть, от моего субъективного отношения к традициям заключения браков в нашей стране. Но не так давно я увидела, что свадьбы можно снимать красиво. Давно слежу за творчеством девушки фотографа Ольги Андрияш. Она начинала в свое время с «тяжёлой готики», так же как и я, в общем-то. Сейчас снимает преимущественно свадьбы и истории любви. Именно её видение позволило мне изменить отношение к этому виду съемок. Ведь, оказывается, совершенно не нужно снимать невест «на ладошке», использовать избитые приёмы и штамповать картинки, на которых только лица меняются...

Я за индивидуальный подход в каждом конкретном случае. За полёт фантазии, за эксперименты. Ведь фотография – это, прежде всего, самовыражение. И теперь я знаю, что даже в съёмке свадебной можно в полной мере реализовать свои творческие задумки.

Снимать всегда и везде

- Что особенно нравится снимать?

- Портреты. Через каждого человека можно так или иначе выразить себя. А это и есть та причина, по которой я снимаю. Я люблю нестандартные лица. Нестандартные позы, пластику. Мне бы хотелось делать больше сюрреалистических вещей, на это нужно достаточно времени и сил.

- Часто ли снимаешь в быту?

- Для меня фотография первична - именно поэтому снимаю всегда и везде. И ребёнка, и родственников, и домашних животных.

- Фотографируешь на сотовый телефон?

- Конечно. Если нет с собой камеры, снимаю на сотовый.

- Постоянно с фотоаппаратом?

- Нет. Он достаточно дорогой и тяжёлый. Поэтому беру только на рабочие съёмки.

- Висят дома на стенах фотографии?

- Да, конечно. Это наши семейные фотографии. Есть большой портрет Джонни Деппа - я его обожаю (улыбается).

- Даришь друзьям сделанные тобой фотографии?

- Стараюсь на каждый день рождения друга прикладывать к подарку фотографию. Если у меня есть его фотография, а она почти всегда есть, я дарю её.

Снимает не камера, а фотограф

- Какой техникой пользуешь и где покупаешь?

- Снимаю на Canon, работаю двумя камерами. Как правило, всё заказывается из интернета. Я не думаю, что надо называть конкретные характеристики оборудования – ведь снимает не камера, а фотограф. Существует известное заблуждение по этому поводу - некоторые сидят сложа руки только потому, что их аппаратура, по их мнению, недостаточно хороша. Это отговорки. Было бы желание. А профессиональная техника создана не для престижа, а для удобства работы.

- Много споров про то, необходимо ли обрабатывать фотографии в графическом редакторе или нет. Как считаешь ты?

- Людей, занимающихся фотографией, можно разделить на фотографов и фотохудожников. Мне кажется, что моя фотография не завершена, пока я её не пропущу через графический редактор. Я думаю, что это нормально, более того – обязательно. Сырой вариант, который получается с камеры, несовершенен, это как черновик, доработать который можно и нужно в графическом редакторе.

Главное, чтобы всё было в меру - надо уметь работать с графическим редактором и понимать, что ты хочешь сделать.

- Распечатываешь фотографии?

- Очень мало. В основном, все снимки хранятся в электронном виде. Если и печатаю, то в «Космосе» - правая дверь и на заказ. Это лучшая печать в городе – там стоит очень хороший станок, отличные отпечатки получаются. Если бы они ещё работали по режиму работы, который у них на вывеске, было бы ещё лучше (улыбается).

- Любишь сама фотографироваться?

- Как правило, я сама себя снимаю. Я знаю, как вести себя модели, но когда меня начинают снимать, я сразу пытаюсь спрятаться (смеётся). Я на самом деле хочу, чтобы меня кто-нибудь поснимал, но не знаю пока, кому в городе это доверить. В Хабаровске, например, есть замечательный фотограф Урал Гареев. Мне нравится, как он снимает, его взгляд и его зачастую сумасшедшие идеи, и я у него готова посниматься, если он приедет в Читу.

- Не прекращаются споры про цифровую фотографию и плёнку…

- Я всегда снимаю на цифру. Мне так удобнее. Моей первой фотокамерой была цифровая зеркалка. Но сам процесс создания, получения, проявки и печати фотографий с пленки меня всегда завораживал. Мой отец снимал на пленку, и я сама очень бы хотела. Мне интересен «средний формат». Думаю, со временем я смогу позволить себе снимать на пленку.

- В читинских журналах и блогосфере постоянно мелькают студийные съёмки. Что представляют студии в Чите, насколько развито это направление?

- Студии в Чите, конечно, есть. Постоянно появляются новые. На мой взгляд, студия необходима преимущественно для коммерческой съемки. Я в последнее время устала от студийных съемок - хочется больше естественного освещения, в более естественных условиях, нежели свет от импульсных моноблоков и модель на однородном студийном фоне. Студия здорово зажимает. Это всегда отчасти искусственная фотография. Я люблю живую, яркую, эмоциональную…

- Есть ли мысли о выставке?

- Да, конечно. Я нарабатываю материал. Выставка будет с социальным подтекстом – протест против самоубийства. Здесь много личного. Думаю, что может получиться уже в этом году.

Беседовал Андрей Козлов

Фото Кристины Казариной

(http://www.photosight.ru/photos/803976/?from_member)

пн вт ср чт пт сб вс