Фильм о народном артисте России и народном любимце, во
всяком случае для тысяч театралов-иркутян, -- фильм о
Виталии Венгере, очень яркой для Иркутска фигуре, назван
по-домашнему -- "Виля". Думаю, авторы имели на это все
основания, поскольку воспользовались этим именем по праву
многолетней дружбы.
Этот фильм совсем недавно вышел в свет (он завершен и
размножен небольшим тиражом на дисках), и на него уже пошли
отзывы. Авторам звонят друзья, знакомые -- те, кто успел
увидеть, и хотя сама собой напрашивается мысль о презентации
диска в родном охлопковском, этого пока не произошло.
Наверное, думаю, что-то в этом направлении уже наверняка
планируется. Ведь значительную часть фильма составляют как
раз события в стенах театра, да и судьба самого героя от
театра неотделима, без него -- немыслима.
Авторы фильма -- четверка аксакалов от иркутской культуры.
Придумал саму идею и стал режиссером фильма театральный
режиссер Изяслав Борисов (в иркутской драме тоже ставил в
свое время спектакли, в том числе и с его, Венгера, участием
-- и прежде всего приходит в голову "Из Америки -- с
любовью"). А поскольку идея рождалась в процессе общения с
журналистом, писателем, киношником Арнольдом Харитоновым и
профессором-филологом Сергеем Захаряном, то Харитонов стал
редактором фильма, Захарян -- директором, а заслуженный
деятель искусств и лауреат Государственной премии, известный
иркутский кинодокументалист Евгений Корзун снял его как
оператор.
Излишне, думаю, объяснять повод для этой работы. Повод --
вот он, живет рядом с нами: не просто интересный --
легендарный для Иркутска человек, почетный гражданин города,
лауреат Госпремии и "Золотой маски", ветеран охлопковской
сцены... О таких говорят: знаковая фигура, неотъемлемая от
культурной жизни нашего города. Актер с большой буквы,
педагог, воспитавший не один курс в театральном училище,
автор нескольких книг о театре... Его узнают на улицах, с
ним здороваются те, кого он не знает, но кто прекрасно знает
его.
Вся тональность фильма -- неторопливая, повествовательная,
мемуарная. Ведь это не только рассказ о Венгере "со
стороны", но и пространный монолог актера "о времени и о
себе" -- размышления о том, что есть актерская судьба, как
она складывается, чем наполняется.
Начальные кадры фильма -- воскресный бульвар на набережной.
Играет оркестр, стараясь "завести" собравшихся, звучит
незамысловатая песня -- и под эти звуки танцуют пары
стариков. Дамы и кавалеры с белыми головами, с такой печатью
пережитого на лицах, какую не стирает улыбка, с такими
глазами, которые не оттаивают от самых энергичных стараний
музыканта, отбивающего барабанную дробь на первом плане.
Старость -- грустная, печальная пора. И вот
песенку-однодневку сменяет протяжная мелодия дудука --
самого многозначительного, самого древнего инструмента,
который умеет петь голосом вечности. Музыка эта сразу
поднимает нас от частностей к общему, к размышлениям о
быстротечности и смысле жизни.
Виталий Константинович в тишине своей комнаты вспоминает
свое детство: родился в Москве, в семье "торгового
дипломата" -- отец работал в торговом представительстве СССР
в Берлине, и потому детские годы прошли и в Берлине тоже.
Венгер по-своему уникальный человек: ну кто еще, скажите, во
всей России может сегодня сказать, что видел, как Гитлер
принимает еще довоенный парад в Берлине? И какой у него был
жест рукой, когда он стоя ехал в открытом автомобиле, --
покровительственный, царственный? А у него, Венгера, были
эти три с половиной года жизни в фашистской Германии...
Потом -- война и ее последствия, эвакуация в Барнаул,
проводы отца на фронт... Тяжелое время. Но в семнадцать лет
он поступает в Щукинское театральное училище, где знакомится
и становится однокурсником с Юрием Катиным-Ярцевым, с
Михаилом Ульяновым, который до конца дней остался для него
Мишей, другом, теплым и родным человеком. А после учебы,
красивым, двадцатидвухлетним, Венгер приезжает в Иркутск, в
драматический театр имени Охлопкова, с которым его связали
60 лет (!) последующей работы!
О той поре он вспоминает и иронично, и тепло: здесь я
родился во второй раз -- уже как актер, говорит он, здесь я
работал с такими актерами и режиссерами, как Руккер,
Харченко, Терентьев, Головчинер, Тишин, Шатрин, Табачников,
Симоновский... Это были и партнеры, и постановщики, и
педагоги-воспитатели... А город этот, с вросшими в землю
деревянными домами на набережной Ангары, вмиг преобразился
для него после одной встречи, изменившей всю его жизнь, --
это была встреча на одном из филармонических концертов с
иркутской красавицей, девушкой Эльзой, похожей на Джоконду.
"Я будто переродился после того, как увидел ее", --
вспоминает Виталий Константинович.
Она стала ему другом, женой, матерью для их дочки Наташи;
рука об руку с ней идут они по жизни по сей день...
А перед Венгером распахнулся Иркутск, с его городскими
панорамами, с его людьми, которые тоже, как и он, делали
насыщенной его культуру. Это Аркадий Тишин, Александр
Вампилов, Марк Сергеев, Вячеслав Кокорин, Валентин Распутин,
Анатолий Кобенков, Геннадий Сапронов, Лев Перминов, Лев
Касабов, Игорь Соколов, Владимир Сухиненко, Юрий Самсонов,
Юрий Ножиков, Сергей Иоффе... Была дружба с ними, общение,
взаимное духовное обогащение...
И были роли в спектаклях -- много, много ролей... Он был
одним из самых репертуарных артистов. От "парня с чубом" --
к Герострату, Несчастливцеву ("Лес"), Адаму ("Веселись,
негритянка!") Тарелкину, Подколесину ("Женитьба"),
Тевье-молочнику ("Поминальная молитва")... И сколько ролей
между теми и теми... Как показывают репертуарные листки --
около трехсот... И вместе с ними -- звания, сначала
заслуженный, затем народный артист России, Государственная
премия, национальная премия "Золотая маска"...
Но факты биографии -- это одно, а проникнуть в творческую
кухню, проследить ход размышлений человека, столь долго и
преданно служащего театру, -- это для зрителя не менее, а
может, и более интересно. И вот Венгер, которого коллеги
знают еще и как человека вспыльчивого ("Отчего я такой
дерганый и нервный? -- говорил он на презентации своей книги
"Птицы небесные" в январе прошлого года. -- Откуда моя
впечатлительность, моя нервная структура? Это и мое
сталинское детство, это и три с половиной года жизни в
фашистской Германии, это война, эвакуация, проводы отца на
фронт... Это три периода, которые формировали меня, мое
мировоззрение, сознание, -- все это оставило свой
определенный отпечаток... Ну как об этом не написать?") -- и
вот Венгер в фильме говорит...
"Я не ведущий, я -- ведомый... -- и это без самоуничижения.
-- Но ведущий, а это чаще всего именно режиссер, -- это тот,
кто постоянно подпитывает меня..." И чуть далее: "Наблюдаю и
вижу, что часто режиссеры заняты какими-то мелочами, не
создают новых духовных смыслов... Но так не хочется думать,
что психологический театр закончился..." Это -- после
рассуждений о том, что каждая смена веков несет свой новый
театр и что наш недавно наступивший двадцать первый век
тоже что-то принес, но что-то же и ушло...
В фильме использованы фотоматериалы: по городу и его людям,
создающим "культурную ауру", -- из собрания фотографа
Александра Князева; по спектаклям -- из фотоархива театра.
Используются и кадры кинохроники с записями 30--50-х годов
прошлого века. Если откровенно -- таких записей, как мне
показалось, не много, могло быть и больше, и они бы добавили
фильму весомости. Но и при условии такого дефицита видео- и
киноматериалов прошлых лет период недавний представлен уже
более подробно: это и юбилейный бенефис артиста на сцене
драмтеатра два года назад, и прошлогодняя презентация книги
"Птицы небесные", когда искренне, тепло, проникновенно,
какими-то незаемными словами говорили о нем артисты --
ученики, партнеры, собратья по ремеслу и искусству. Тамара
Панасюк, Яков Воронов, Геннадий Марченко, Валерий Жуков,
Елена Мазуренко, директор театра Анатолий Стрельцов, который
тоже умеет быть душевным человеком, товарищем, забывающим о
своем начальственном положении...
И если согласиться, что жизнь -- проигранная игра, то все же
надо сказать, что игра эта стоит свеч, говорит Виталий
Венгер. Человек играет, пока живет, и живет, пока играет.
Игра продлевает жизнь...
Но вот обстоятельства складываются так, что играть он не
может, -- после болезни летом 2006 года Виталий
Константинович на сцену не выходит. Поначалу, рассказывает
он, в душе были растерянность и пустота. "Сыгранные роли
теснятся в моей памяти, как брошенные дети... Они требуют
возвращения..." Он плакал ночами и мучительно размышлял: что
дальше? Насколько это? Брал в руки роли и читал, повторял
текст, чтобы если не играть -- то хотя бы не забывать
тексты. Потом взял себя в руки и потихоньку принялся за
очередную книгу. Писал на машинке, одним пальцем, -- но дело
двигалось. И сейчас с помощью того же Арнольда Харитонова
книга практически собрана -- это "Байки дядюшки Вили", и об
этом тоже говорится в фильме.
Трудно ли было работать над фильмом? На этот вопрос Арнольд
Иннокентьевич Харитонов, редактор фильма, отвечает:
-- И трудно, и легко... Мы сняли 15 часов синхрона, и далеко
не просто было потом выбрать из этого самое-самое,
смонтировать, отбросив остальное. Говорил Виталий
Константинович с удовольствием, охотно, хотя иногда уставал,
порой -- это было заметно -- нервничал... А когда мы пришли
к нему и все вместе посмотрели готовое, он не выдержал --
растрогался, заплакал...
Работала съемочная группа в основном на энтузиазме -- не
сразу и с трудом удалось выходить финансирование, и часть
выделило министерство культуры и архивов, остальное
необходимое собирали по принципу "с миру по нитке" -- ведь
нужно было заплатить и за дорогу, за проживание иногороднему
режиссеру, и за расходные материалы, за монтаж, за пленку...
Но видимо, не напрасно работали авторы фильма, если
помнятся слова Вячеслава Кокорина: "Все значимое всегда
возникало вокруг этой личности... Присутствие Венгера
изменяло провинциальный Иркутск, делало его празднично
столичным... Я всегда удивлялся его свободе... Я благодарен
Иркутску за эти дни работы с Венгером".
И наконец, слова Виталия Константиновича: "Вглядываясь в
прожитое, сыгранное, я могу повторить: эта игра стоит свеч!"
Слова мужественного человека, который находит в себе силы
продолжать жить, работать, и работать творчески, не терять
присутствия духа и чувства юмора.
В апреле этого года, даст бог, театр будет поздравлять его с
82-м днем рождения. И еще: 20 марта состоится презентация
фильма в Ангарске, затем -- в Иркутске, в Доме кино.
Любовь Сухаревская,