Здравоохранение в стиле модерн

Бурятия готовится к модернизации здравоохранения.

Формирование региональной программы модернизации здравоохранения обсудили руководители органов и учреждений здравоохранения республики. Необходимость системных изменений в отрасли была для всех очевидна, и речь шла о конкретных механизмах грядущих преобразований.

Для предметного обсуждения Минздрав Бурятии и «Росгосстрах – Медицина» пригласили специалистов Минрегионразвития и Минздравсоцразвития России.

Повышать эффективность

Главная цель любого реформирования здравоохранения – сохранение здоровья людей, и двигаться к этой цели сегодня нужно сразу двумя путями. Путь первый - необходимо сформировать такую систему, которая будет обеспечивать равную доступность качественной медицинской помощи для каждого жителя. Путь второй – необходимо повышать эффективность медицинских услуг, чтобы их объемы, виды и качество соответствовали как потребностям населения, так и передовым достижениям медицинской науки. Вот, пожалуй, в двух словах концепция выступления заместителя директора Департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ Минрегионразвития России Екатерины Какориной. Она предоставила слушателям не столько готовые механизмы и нормативы, сколько возможность каждому руководителю увидеть свой потенциал для повышения эффективности медицинской помощи и снижения неэффективности расходования бюджетных средств.

По трем направлениям

В целом, модернизация отрасли будет идти по трем направлениям – укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, информатизация здравоохранения, внедрение стандартов оказания медицинской помощи.

Первое направление подразумевает приведение имеющейся инфраструктуры здравоохранения в соответствие со структурой населения, особенностями заболеваемости и смертности. Иными словами, в одних населенных пунктах необходимо оснащать имеющиеся учреждения современным оборудованием и открывать новые врачебные амбулатории, а в других подумать, стоит ли, к примеру, содержать целое реанимационное отделение или без малейшего ущерба для людей свести его к двум койкам интенсивной терапии? Ничего революционно нового в первом направлении нет. По крайней мере, для Бурятии. Ведь и по оснащению медицинским оборудованием, и по открытию новых врачебных амбулаторий в соответствии с принципом шаговой доступности республика выглядит в рейтинговой таблице крепким середняком.

Второе направление предполагает внедрение современных информационных систем, дающих возможность ведения электронной медицинской карты пациента, электронную запись к врачу, введение электронного полиса обязательного медицинского страхования и создание телекоммуникационных систем в учреждениях здравоохранения. Это затратное направление и возможностей для изыскания внутренних резервов здесь мало. Зато есть опыт. И запись к специалистам в электронном виде, и телекоммуникационный центр, и обмен телемедицинскими данными с крупными федеральными центрами – все это действует в Детской республиканской клинической больнице не один год.

Третий раздел касается сферы управления отраслью. По словам Е. Какориной внедрение стандартов оказания медицинской помощи полностью произошло лишь в 13 регионах. Это те регионы, которые могут на сегодня обеспечить выполнение стандартов. Управленческие механизмы включают и переход на одноканальное финансирование через систему ОМС, и внедрение новой отраслевой системы оплаты труда, и финансирование учреждений по результатам их деятельности на основе подушевого норматива, и оценка результатов этой деятельности по законченному случаю. В Бурятии внедрены полностью либо продолжают внедряться поэтапно все перечисленные управленческие технологии. В рейтинге регионов по данному направлению Бурятия входит в лидирующую группу.

Требую сатисфакции!

Минрегионразвития оценивает деятельность системы здравоохранения по 80 показателям (самый большой объем!). Разумеется, включены все социально-демографические показатели и другие объективные критерии. Но наряду с ними в оценку деятельности входит показатель удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью. Независимую оценку методом опроса проводит ФСО Президента РФ с 2007 года. В целом по России в 2009 г. удовлетворенность населения деятельностью сектора госуправления составила 40,7%, образования – 64,0%, ЖКХ – 20,8%, здравоохранения – 34,7%. Бурятия в этом отношении в десятке лидеров – 42%. Представитель Минздравсоцразвития РФ разработчик нормативно-правовых актов по модернизации здравоохранения Виталий Флек призвал проводить реформирование поэтапно, щадящим путем, чтобы население видело и понимало положительные моменты модернизации. В качестве отрицательного примера он привел Калининградскую область, где при очень хороших показателях уровень удовлетворенности населения деятельностью здравоохранения достаточно низок.

Минздрав рекомендует

Подробный разговор шел о том, как сбалансировать объемы оказания амбулаторной, скорой и стационарной помощи. Такая проблема существует. Виталий Флек назвал Россию единственной страной, где не пациент идет к врачу, а наоборот. Что он имел в виду? Конечно, никоим образом не обвиняя пациента, он говорил о дисбалансе, влекущем неэффективное расходование финансовых средств. Действительно, с одной стороны имеет место низкое число посещений людьми поликлиник и врачебных амбулаторий, что связано с недостатками в работе первичного звена – нехваткой врачебных кадров, очередями и т.д. С другой стороны, налицо огромное количество вызовов «скорой помощи», высокий уровень госпитализации, длительное пребывание пациента на койке, избыток стационарных коек в ряде населенных пунктов, влекущий за собой ее низкую занятость. Проблемы эти общероссийские. Финансовые расходы на содержание «03» составляют 7%, а должно быть не более 3%. При этом до 40% выездов «скорой» осуществляется к хроникам и диспансерным больным, а это показатель недостаточной работы первичного звена. Число стационарных коек в России (86 на 10 тыс. населения) вдвое больше, чем на Западе (40-42)! Средняя длительность пребывания пациента на койке в России 12,7 (в РБ 11,6), а на Западе всего 5-7 дней. Конечно, многое здесь объяснимо. И то, к примеру, что на Западе после 5-7 дней эффективного лечения в стационаре пациент направляется на реабилитацию, а у нас он вынужден долечиваться все на той же койке. Выход в развитии реабилитационной инфраструктуры, в расширении сети дневных стационаров, в открытии пунктов «03» при лечебно-профилактических учреждениях.

В отношении Бурятии Е. Какорина отметила очень хорошую динамику повышения норматива занятости койки и назвала нашу республику в числе единичных регионов, где нет (!) неэффективных расходов по управлению стационарной помощью.

Рекомендации специалистов включали предложения по оптимизации кадрового состава здравоохранения, по внедрению системы оплаты труда, ориентированной на результаты деятельности врача, предлагалось активнее использовать механизм аутсорсинга, развивать государственно-частное партнерство, расширять самостоятельность бюджетных учреждений и создавать условия для других организационно-правовых форм учреждений здравоохранения.

Огромная информация к размышлению и поле для активной деятельности каждого руководителя. Какие из указанных рекомендаций реализовать, чтобы сократить неэффективные расходы, а высвобождающиеся средства направить на повышение качества и объемов предоставляемых услуг? Как высвободить внутренние резервы для модернизации инфраструктуры? Как расширить собственные возможности по оказанию дополнительных медицинских услуг? Вопросов много.

В напутственных словах федеральных чиновников прозвучали пожелания найти правильные ответы и войти в первую двадцатку регионов России, которые получат грантовую поддержку Правительства РФ на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения. Шансы Бурятии Екатерина Какорина оценила как высокие, ведь республика по совокупности показателей на 29 месте, а по динамике показателей на 20-м! Программа модернизации рассчитана на 2011-2012 гг., на ее реализацию в России будет затрачено 460 млрд. руб. Источником финансирования региональной программы будут средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставленные бюджету территориального фонда. Финансовое обеспечение программы будет включать бюджетные ассигнования консолидированного бюджета субъекта РФ, направленные на софинансирование региональной программы модернизации здравоохранения.

Виталий Флек пожелал нам эффективно потратить деньги налогоплательщиков, которые будут на 2 года отвлечены на развитие системы здравоохранения.

Автор: Ольга Мадасова

"Байкал24" впервые опубликовано

пн вт ср чт пт сб вс