Театр может быть и лекцией по буддизму

8 апреля Бурятская драма показала свой «Путь к просветлению» в Москве на фестивале «Золотая маска». Приглашенный во внеконкурсную программу «Маска плюс», экспериментальный спектакль из Улан-Удэ попытался, по свидетельству искушенных театралов столицы, предъявить московскому зрителю нечто кроме лицедейства – не столько представление, сколько конспект философского трактата.

«Суть музыки в тишине, суть движения в неподвижности». Эксперт «Золотой маски» Олег Лаевский, который в свое время отобрал эту работу для участия в «Маске плюс», говорил об «особой вибрации» действа, составленного из цитат «Зерцала мудрости» Эрдени-Хайбзуна Галшиева.

Реакцию публики можно назвать сдержанно-доброжелательной - вполне в духе спектакля, временами и впрямь похожего на молебен. Предельно любезен был и Георгий Тараторкин, президент фестиваля. Под занавес, уже в театральном фойе, он похвалил бурятский спектакль, не выказав, впрочем, ничего свыше необходимой в таких случаях вежливости. Просто Тараторкину, по его же словам, понравилось - пишет Константин Куц в своем материале на сайте министерства культуры Республики Бурятия.

«Они, как с другой планеты, наивные, трогательные», - так в интервью minkultrb.ru отозвался о бурятских актерах Роман Должанский, обозреватель газеты «Коммерсант». Одного из ведущих театральных критиков России в зале на сей раз не было, однако мнение о национальных театрах у него, похоже, довольно определенное: ему по душе, например, причудливые сочетания национальных, близких к ритуалам, театральных традиций и европейской драматургии, как это было со «Степью в крови», своеобразным пересказом шекспировского «Макбета», в прошлом году номинированного на «Золотую маску». Из примеров совсем недавних – «Ромео и Джульетта» в московском Театре Наций, где Сэсэг Хапсанова не столько играет свою Джульетту, сколько шаманит ее. «Буддизм вообще полезен России, все еще нетерпимой ко всему иному», - убежден Роман Должанский.

"Байкал24"





пн вт ср чт пт сб вс