Публичные итоги иркутского образования

Одним из мероприятий прошедшего в Иркутске областного образовательного форума стал публичный доклад министра образования региона Виктора Басюка об итогах деятельности ведомства за прошлый год. К слову, несмотря на расхожее мнение о том, что учительствуют у нас в основном женщины, в большом конференц-зале Байкалбизнесцентра немалую часть составляли мужчины.

Подробнейший доклад можно было не только услышать, но и увидеть на экране — в виде презентации, а также подержать в руках в виде 80-страничной брошюры, которую выдавали участникам при регистрации. К делу отчетности подошли со всей ответственностью: доклад был начат с описания демографических условий региона, направлений его экономического развития, занятости населения...

Экскурс в историю

Министр сообщил, что в 2010 году иркутское образование отметило 285-летний юбилей. В 1725 году при Вознесенском мужском монастыре открылась первая в Иркутской губернии «мунгальская» (русско-монгольская, для подготовки переводчиков и миссионеров. — Ред.) школа. Освоение сибирского края, развитие хозяйства нуждались в образованных людях, и в Иркутске открываются навигацкая школа (1754 год), положившая начало профессионально-техническому образованию, первое светское учебное заведение — «градская» школа (1780 год), первая духовная семинария (1779 год).



Эти учреждения положили начало системе образования, которая изменяется и развивается по сей день. Состоявшийся в 2010 году VI съезд работников образования Иркутской области стал продолжением традиций обсуждения насущных вопросов образования, заложенных в 1867 году, на первом педагогическом съезде учителей Иркутского уездного училища и приходских школ Иркутского, Верхоленского, Балаганского, Нижнеудинского уездов.

Лучшим — по премии

— Учитель — ключевая фигура и в школе, и в системе образования, — напомнил присутствовавшим в зале педагогам Виктор Басюк. — 2010 год в стране был объявлен годом учителя, и в Иркутской области была проведена большая работа по развитию педагогического потенциала, выявлению и поддержке лучших учителей.

Виктор Басюк подробно остановился на состоявшихся в прошлом году среди работников образования конкурсах и премиях, учрежденных в том числе и областью. Напомним, сто учителей региона получили по 250 тысяч рублей за высокие достижения в педагогической деятельности, сто премий «Первый учитель» по 25 тысяч рублей было вручено преподавателям начальных классов. Еще 19 лучших педагогов получили по 100 тысяч рублей в рамках приоритетного нацпроекта «Образование».

Этот проект реализуется в Иркутской области пятый год. В общей сложности за четыре года на него в Приангарье израсходовано около 2 млрд 600 млн рублей. В том числе из областного бюджета — почти 940 млн.

В очередь, дети, в очередь!

Отдельно в докладе было представлено положение с детскими садами. И хотя министр для начала сообщил о «существенных позитивных изменениях в системе дошкольного образования», прозвучавшие цифры пока не внушают особого оптимизма.

На конец прошлого года в области действовало 915 дошкольных образовательных учреждений. С 2007 года их сеть, согласно приведенной диаграмме, увеличилась на 10 единиц. В капитальном и текущем ремонте нуждаются почти 28 процентов учреждений. Иркутская область, кроме того, находится в числе субъектов федерации, в которых больше всего детсадовских зданий передано под другие нужды, — 147.

Дошкольные учреждения посещают 106 тысяч ребятишек (около 58 процентов — от года до семи лет, 69 процентов — от трех до шести лет). Переукомплектованность дошкольных учреждений составляет более 107 процентов.

Виктор Басюк отметил, что в течение прошлого года численность мест в дошкольных учреждениях увеличилась на 1845. В частности, после капремонта открыты два детсада по 80 мест в Ангарске, вторые здания действующих детсадов в Слюдянке и Новобирюсинске, Тайшетского района, пристроена группа к детсаду в Манзурке, Качугского района.

При всем том на начало нынешнего года на очереди в детские сады числятся свыше 55 тысяч ребятишек в возрасте от года до шести, в том числе в возрасте от трех до шести — более 19 тысяч. Наибольшая очередность в Иркутске — почти 18 и 5 с лишним тысяч соответственно.

Для решения проблемы, прозвучало в докладе, в регионе разработана областная государственная целевая программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования на 2009—2014 годы. Общее количество вводимых в детских садах мест при условии ее реализации составит более 17 тысяч. Объем средств, необходимых для финансирования, — более 10,5 млрд, в том числе из областного бюджета — около 6 млрд рублей. При этом в прошлом году бюджет региона выделил на реализацию программы немногим более 72 млн рублей.

Классовое расслоение

У системы общего образования свои проблемы. В регионе продолжается работа, красиво называемая «оптимизацией сети общеобразовательных учреждений». Одно из направлений этой оптимизации — реорганизация сельских малокомплектных начальных школ в структурные подразделения базовых средних школ. Сейчас сеть муниципальных общеобразовательных учреждений сократилась на 83 единицы (17 ликвидировано, 66 реорганизовано в филиалы).

В 2010 году численность классов по сравнению с 2009-м сократилась на 184 (24 в городских поселениях и 160 — в сельских). Изменилась наполняемость классов — стала 19,5 против прежних 19.

Одной из главных задач обеспечения доступности образования названа ежедневная доставка школьников, живущих в малочисленных и отдаленных селах, к месту учебы. В прошлом году более 14 тысяч ребят из 771 одного населенного пункта доставлялись в 336 школ.

Однако во многих муниципалитетах доставка проводится с перебоями. 57 школ нуждаются в замене автотранспорта из-за старости техники. В 15 школах транспорта нет вообще. Только 52 автобуса (14 процентов) соответствуют требованиям ГОСТа...

Ниже общероссийского плинтуса

Более 15 тысяч выпускников прошлого года сдали единый государственный экзамен. По русскому языку свои знания подтвердили 96 процентов учащихся, по математике — около 95. Средний тестовый балл по области по русскому языку составил 54,7, по математике — 38.

520 выпускников школ получили результат ниже установленного по двум предметам — русскому языку и математике. По среднему тестовому баллу, отмечено в докладе министра, наша область имеет показатели ниже значений в Сибирском федеральном округе и общероссийских. Отмечено: однозначный характер результатов определяет актуальную проблему повышения качества образования.

Вообще, грустного в докладе немало. Например, сведения об основном критерии состояния здоровья школьников —распределение их на группы здоровья. Так вот, по итогам прошлогоднего медосмотра к 1-й группе здоровья (в нее входят здоровые) относятся около 20 процентов детей, ко второй —62,2, к третьей — 16,6, к четвертой — 1,4 процента. И хотя цифры чуть получше, чем в предыдущем году, сами по себе они заставляют ужаснуться. Какие проблемы со здоровьем успевают к 16 годам «нацепить» наши дети? И вечные вопросы: что делать и кто виноват?

Виктор Басюк подробно остановился на всех аспектах областного образования. Для тех, кто заинтересовался вопросом, сообщаем: публичный доклад «Итоги деятельности министерства образования Иркутской области за 2010 год» размещен на интернет-сайте министерства (38edu.ru) и открыт для обсуждения, замечаний и предложений.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Михаила Зыкова, «Байкальские вести».

На фото: Виктор Басюк

пн вт ср чт пт сб вс