Забайкальское отделение Союза художников России пополнилось новыми именами

Забайкальское региональное отделение Союза художников России в минувшем году понесло немалую утрату. Ушли из жизни семь замечательных художников. И все же, хоть и не в полной мере, но молодые мастера пополнили его ряды. Это — Анатолий Кудашкин, Людмила Шаликова, Саяна Шухэртуева и Намжилма Эрдынеева. Две последних художницы — жительницы Агинского округа, и теперь в Агинском может быть сформирован филиал Забайкальского отделения.

Опираясь на традиции

Творчество Намжилмы Эрдынеевой своими корнями уходит в художественную традицию бурятского народа. Окончив художественно-графическое отделение Улан-Удэнского педагогического училища № 1 по специальности “преподавание черчения и изобразительного искусства”, она почти десять лет отдала педагогическому труду. Там же, в Улан-Удэ, Намжилма прошла курс обучения в мастерской художника-графика Цыбикжаба Цыдыпова, занимаясь традиционными росписями бурятских сундуков. Профессиональные художественные занятия были совмещены с изучением основ этнической культуры родного народа. Полученные знания и умения художница использовала в творческой работе по созданию свитковой буддийской живописи (танки) и тематических картин, посвященных истории бурятского народа. В ее творчестве переплелись традиция и новаторство, национальное и общечеловеческое. Произведения иконографического характера представляют, с одной стороны, традиционные работы, создаваемые по иконографическим канонам, с другой — авторские решения установленных тем и образов, с использованием большого исторического материала научного и фольклоризованного характера. Специальные заказы Читинского дугана на создание конкретных танок, таких как “Сансарын хурдэ” (“Колесо сосуществования”), “Туншэ” (“Четверо дружных”), подтверждают верность традиции и художественный уровень исполняемых Эрдынеевой работ. Среди авторских разработок традиционных вещей выделяется цикл, посвященный 11 сюжетам истории хоринских родов (2004), в которых она нашла адекватное персонифицированное решение, совместив образное выражение с символико-мифическим уровнем.

Значительное место в творчестве Намжилмы Цыренжаповны занимает создание произведений, посвященных историческим и мифологизированным личностям национального уровня. В них автора привлекает сложность характера героя, исключительность обстоятельств жизни, героический жизненный путь. Для каждого из героев она находит свои средства выражения, приемы, композиционное и колористическое решение. Это “Бальжан-хатан” (2004), “Поэзия шаманки” (2006), “Бабжа Барас Баатор” (2008), триптих “Сказитель” на тему бурятского героического эпоса “Гэсэр” (2009). Эпическим звучанием наполнен триптих “Наян-Наваа” (2008), посвященный истории возвращения бурятского народа на историческую родину в Забайкалье. Произведениям этого направления характерны плоскостность изображения и выверенность композиции, тактичность использования знаковых элементов и орнаментики, глубокая символичность образов и монументальность, традиционность и контрастность цветового решения.

Прикладной характер носят графические работы Эрдынеевой, с добрым юмором и самоиронией рассказывающие о быте ее народа. Эти небольшие фольклорно-этнографические зарисовки карандашом и тушью представлены сериями рисунков “Жадность”, “Лень”, “Воровство”, созданных на основе пословиц и поговорок, изобличающих пороки людей. Неоднократно на основе ее рисунков бурятскими издательствами выпускались открытки к “Сагаалгану”.

Работая в 2007-2009 годах художником-модельером в театре моды Центра досуга поселка Могойтуй, она создала авторские коллекции мужских костюмов “Дыхание веков”, джинсовую коллекцию “Степные наездники” и другие работы, основываясь на традиционных художественных решениях национальной одежды и современных тенденциях модных веяний.

Став неоднократным лауреатом и дипломантом разнообразных конкурсов и художественных смотров, Намжилма Эрдынеева продолжает активно работать и создавать новые произведения, опираясь в своем творчестве на традиционные основы художественного мышления бурятского народа. Вступление в члены профессионального Союза художников России в 2011 году — еще одна достойная награда и надежда на появление в ее творчестве новых интересных профессиональных произведений.

Оживившая деревья

К еще более метафорическим темам и сюжетам обращается в своем творчестве Саяна Шухэртуева. Она наша землячка, родом из села Зуткулей Агинского округа. Двадцать лет назад окончила художественно-графическое отделение Читинского музыкального училища, преподавала в Агинской школе искусств, а затем судьба перенесла ее в столицу Бурятии. Она работала художником-сценографом в Бурятском государственном театре кукол “Ульгэр”, оформив несколько интересных по художественному решению спектаклей. В 1998 году вместе с мужем создала частный “Театр актера и художника “Сэргэ”. Вернувшись в Забайкалье, Саяна стала активным экспонентом самых разнообразных выставок, демонстрируя работы, созданные в прошедшие годы и выполненные в нескольких рукотворных техниках и на разные темы.

Прожив несколько лет в поселке Агинское, художница смогла по-новому увидеть родную землю. Творчество Саяны интересно тем, что в своих произведениях она активно соединяет традиционные восточные приемы и новейшие художнические поиски. Она заново переосмысливает идеи и образы забайкальской природы, ее тихих уголков и бескрайних просторов, стремясь подняться на самую величественную и неповторимую гору — священный Алханай. Каждой своей новой выставкой Саяна хочет напомнить зрителям, что мир очень хрупкий, добрый и чистый и очень нуждается в заботе человека. И уже по традиции её выставки сопровождают выступления коллектива театра “Дали-Тэ”, общего творческого детища художницы и ее мужа-режиссера. На них перед зрителями оживают картины природы в исполнении девушек-моделей из читинских агентств в костюмах, придуманных и сшитых Саяной. “Ожившие деревья” еще раз подчеркивают, что природа способна чувствовать, слышать, говорить.

…И солнце на куполах

В настоящее время Забайкальское отделение Союза художников пополняется еще и благодаря тому, что в искусство из смежных областей пришли профессионалы. Архитектор Людмила Шаликова давно уже стала активной участницей многих художественных смотров. Ее багаж персональных выставок близится к десятку.

Круг поклонников ее творчества широк и разнообразен. Кто-то предпочитает заказывать ей новые проекты, другой ищет возможность приобрести ее акварель, а иной — с упоением любуется висящими в художественном салоне живописными полотнами. У кого-то же душа замирает от солнечных бликов на куполе часовенки…

Родившись в солнечном Сочи, Людмила Алексеевна получила классическое образование в стенах прославленной Академии художеств в “Северной Пальмире”. И где-то там, в глубине академических коридоров, встретила свою любовь, за которой, как за синей птицей, устремилась на край света — в далекое неизвестное Забайкалье. Новая родина оказалась солнечной, как родная черноморская сторонка, и приветливой. Людмила с головой ушла в творчество, которое периодически воплощалось не только в воздушные замки, а в реальные сооружения — общественные и жилые здания, промышленные объекты и … часовню. Именно ей, архитектору Людмиле Шаликовой, наш город обязан уникальным символом — Часовней во имя Благоверного князя Александра Невского на Титовской сопке.

Еще учась в детской художественной школе, затем в академических классах знаменитой “Репинки”, она увлеклась живописью и рисунком. Ее радовала чистота и прозрачность акварельного цвета, возможность экспериментировать с фактурой и тональными разработками, быстрота исполнения задуманной работы. В Чите она продолжила заниматься этой техникой. Разнообразие жизненных впечатлений, глубокая эмоциональность и желание высказаться помогают создавать ей в растекающихся пятнах акварели полузыбкие образы родных мест, выразительный экстаз морского прибоя и строгую красоту забайкальских сосен.

“За туманом и за запахом тайги”, которые реально ощутимы на ее листах, Людмила Алексеевна в компании своих друзей-художников неоднократно путешествовала по северным перевалам и горным долинам. После очередной осенней поездки на “севера” Людмила Алексеевна с упоением занялась живописью. И вновь из-под ее кисти выходят проникновенные работы, посвященные забайкальским красотам. Белые облака украшают высоченные кадарские пики, туман, как шлейф, окутывает мир, а редкий солнечный луч с трудом его пробивает. Лес пиршествует в цветастых всплесках уходящей осенней красы.

Художник не жалеет ни сил, ни красок, стремясь выразить на небольшом квадрате холста все многообразие душевных переживаний. Ее перетекающие друг в друга бархатистые цвета создают романтически возвышенные полотна, полные непредсказуемости женской души.

Тайга — его мастерская

Поистине “подарком” можно назвать появление в творческом Союзе Анатолия Кудашкина. В апреле ему исполнится 60 лет. И его членство в Союзе художников — это подведение итогов и формирование программы будущей деятельности. Ведь художник не собирается уходить на заслуженный отдых, он продолжает творить всю жизнь.

Анатолий Алексеевич родился в Мордовии и мальчиком был привезен в Забайкалье. После школы окончил художественно-графическое отделение Сретенского педагогического училища. Затем, как положено, служил в рядах Вооруженных Сил СССР, а, вернувшись в Читу, стал активно работать не только в художественном фонде, но и участвовать в выставках. Чаще всего это были графические работы, выполненные во время поездок по области. Он успел побывать на творческой даче графиков “Челюскинская” и поработать в составе агитпоезда ЦК ВЛКСМ “Комсомольская правда” на БАМе. В 1984 году состоялась его первая персональная выставка, с которой почти десяток работ был приобретен в фонды художественного музея Читы.

Обычно Анатолия привлекают малоизвестные и редко тиражируемые образы. Особый интерес вызывают его рисунки, сделанные углем на обычной оберточной бумаге. Посвященные красотам забайкальской природы, они передают неповторимость природных фантазий, архитектонику горных образований, собственное мироощущение автора. “Тайга — это моя мастерская”, — говорил художник, работая одновременно лесником и свято оберегая вверенные почти полторы тысячи километров тайги. Такое тесное общение с природой наложило отпечаток на его мировоззрение, сформировало вкус и помогло определиться с тематическим наполнением будущих работ. Вот и стремится художник в каждом листе рассказать о неторопливой жизни обитателей леса — деревьев, птиц, животных. Чередуя разнообразные графические техники (пастель, карандаш, тушь с пером, акварель), Анатолий добивается верной передачи внутреннего состояния природных форм, несложной композиции, использует переливы черно-белого решения.

Вторым направлением его творческих поисков стало обращение к историко-революционной тематике, активно использованной советским искусством. В этой теме прослеживается общая для читинских художников черта — интерес к родному краю, его прошлому и настоящему, пропущенный через историческую ретроспективу и высокого накала патриотический мажор. Так, на одной из областных выставок Анатолий показал графическую серию “Алтагачинская коммуна”, рассказав в ней о нехитром житье-бытье забайкальских партизан, кровью записавших на страницах истории свою трагическую повесть.

А спустя почти 20 лет он вернулся к исторической тематике, создав масштабное полотно, посвященное каторжникам и переселенцам, осваивавшим наши просторы. Большая групповая композиция, сложная градация цветового решения, реализм исполнения подтвердили профессиональное мастерство художника. В последние три года он много и активно работает: серия портретов забайкальских писателей и поэтов, серия листов о жизни местной ночлежки, ряд пейзажей, новая серия портретов друзей-художников… И в каждой работе — полет мысли, игра света и тени, поэтика линии и пятна — все то, что создает настоящее произведение и подтверждает: художник жив и работает.

Елена ИМАНАКОВА

пн вт ср чт пт сб вс