Школа с крестьянским уклоном

В деревне Кулиш детям прививают любовь к труду

Директор школы № 16 деревни Кулиш Чунского района Татьяна Немирич принимала участие во Всероссийском конкурсе «Директор школы – 2010» в Москве. В конкурсе первого, заочного тура принимали участие 667 руководителей из 81 региона России. Во второй, очный тур вышло всего десять школьных директоров, в том числе только одна из Иркутской области – Татьяна Немирич. Опыт кулишской школы был растиражирован декабрьским выпуском российского журнала «Директор школы» за 2009 год. По оценкам экспертов, его предполагается распространить в системе образования России. Побывав в Кулише, корреспонденты «Областной» лично убедились в эффективности уникальной системы совмещения трудового и образовательного воспитания.

– Вы должны обязательно поехать в Кулиш. Подобных школ больше не увидите ни в районе, ни во всей области, – напутствовал нас, отправляя в деревню, заместитель мэра Чунского района Алесей Емелин. – Школа интересна тем, что ее педагоги стараются привить школьникам любовь к сельскому хозяйству. Дети там не только занимаются растениеводством, выращивают кормовые и овощные культуры, но и разводят овец, кроликов, гусей, кур, содержат скот. Совсем скоро там появится свой пельменный цех, оборудование для которого уже приобретено на деньги, вырученные от продажи выращенного урожая.

Небольшое деревянное здание сельской школы привлекает внимание приезжих не только аккуратно выкрашенным фасадом и звонким детским многоголосьем, но и многочисленными хозяйственными постройками. На заднем дворе – стайки, загоны, теплицы, под навесом – машины, трактор, косилки…

– Проходите, мы вас ждем, – улыбаясь, приветствует нас директор.

Стены просторного холла украшены яркими стендами, рассказывающими о трудовых буднях школьников. Вот из инкубатора девочки-пятиклассницы достают только что вылупившихся цыплят, рядом – возле клеток с кроликами позируют мальчишки, а это на сенокосе гребут сено все вместе: и школьники, и учителя…

– Я работаю в Кулише 23 года, – рассказывает Татьяна Немирич. – 16 из них – директором. Мы не только даем нашим детям знания в рамках общеобразовательной программы, мы учим их жить на земле. У нас 12 гектаров приусадебного участка. Мы обеспечиваем своими овощами половину детских садов района и центральную районную больницу. Собираем до восьми тонн капусты, картошки, выращиваем кабачки, морковь, тыкву, есть у нас свои теплицы с подогревом, начиная с марта, снимаем урожай огурцов. Помимо большого приусадебного участка у нас есть своя ферма. Содержим до десяти голов крупного рогатого скота, около 20 овец, 90 кроликов, более сотни гусей, кур, недавно начали разводить индоуток...

Инкубатор юные кулишские аграрии получили, выиграв грант еще в 2004-м году. Защитили проект «Юный птицевод», оборудование выписали из Пятигорска. С тех пор сами выводят цыплят. Два года назад область подарила сельской школе трактор. С приобретением косилки помог район.

– Трудимся все: школьники, учителя, техперсонал, – продолжает Татьяна Немирич. – Активно помогают родители. Школьников, к сожалению, из года в год остается все меньше. В этом году у нас всего 39 учеников.

Более десяти лет возле сельской школы сосредоточена вся жизнь Кулиша. С развалом колхоза село стало безработным.

– Некогда колхоз был нашим шефом, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Мы ходили к ним на практику. Собирали морковку, картошку… Потом это все в кучах оставалось, гнило, мерзло, никуда не вывозилось... Ребятишки все это видели. Наш труд не ценился. Какой уж тут воспитательный момент? Теперь отношение к труду у ребят совершенно другое. Дети заинтересованы вырастить и собрать как можно больше. К примеру, в прошлом году мы заработали только на продаже рассады около 5 тысяч рублей, на птице – более 12 тысяч. Мяса продали на сумму более 25 тысяч рублей, молока – на 20 тысяч, овощей – примерно на 40 тысяч… Дети у нас получают зарплату – в пределах трех тысяч рублей в месяц, плюс почти столько же доплачивает центр занятости. Особенно отличившимся выписываем премию.

Основной заработок идет в общий «котел». На вырученные деньги школа приобретает оргтехнику, необходимую мебель, оборудование и даже электростанцию.

– Раньше у нас были проблемы со светом, инкубатор включишь – свет тут же гаснет, – рассказывает директор. – Сейчас этой проблемы у нас уже нет. Выводим до тысячи цыплят, реализуем населению, от желающих отбоя нет, часть оставляем для себя. В школьной столовой у нас обеды бесплатные. Салаты, первое, второе, выпечка – все домашнее, экологически чистое, а уж какое вкусное! На зиму делаем заготовки: соленья, варенья… Да вы попробуйте, оцените сами!

Школьный обед оказался выше всяких похвал. Куриная лапша – настоящая, деревенская, сочная котлета с картофельным пюре, воздушные булочки с повидлом, травяной чай….

– Вы не думайте, что так у нас было всегда, – «охлаждает» восторги Татьяна Николаевна. – Это же трудно – заниматься делом. Легче тянуть с родителей деньги, чем зарабатывать самим, поэтому школ, подобных нашей, совсем немного. Ладно, в городе дети не имеют приусадебных участков, но в селе не сажать картошку, овощи, не держать скот – это просто преступление!

Татьяна Немирич сама деревенская. Жила в небольшом селе. Не понаслышке знает, каково это – обучаться в сельской школе:

– И учителей не хватало, и до школы пешком ходила по шесть километров. Придешь – одного учителя нет, другой спит в мастерской, училась больше сама дома по учебникам. Окончила пединститут в 1987-м, попросилась по распределению в Кулиш, а меня направили в райцентр. Говорили: «Пусть в Кулише работают со средним образованием, им хватит!» Это меня задело. Почему такое отношение к деревне? В «моей» школе все будет совершенно по-другому. Сегодня все наши 12 преподавателей – единомышленники. Коллектив у нас замечательный. Боюсь того времени, когда им нужно будет уходить на пенсию, в деревню-то сегодня вообще никто не хочет ехать! На кого все оставить?

Начиналось школьное сельское хозяйство с небольшой стайки, помогали ребятам сельские безработные. На свои деньги купила директор в Чуне трех кроликов и одну крольчиху, потом овечку. За коровой пошла к мэру. Не отказал – выделил деньги.

Остальное покупали уже на заработанные деньги. Для теоретических знаний ввели в процесс обучения спецпредметы: с пятого класса дети изучают огородничество, с шестого – птицеводство. Семиклассники разбираются в основах животноводства. Машиноведение и сельхозтехника – любимые предметы мальчишек самого старшего – девятого класса. Теоретические знания тут же применяют на практике. На школьном дворе есть и трактор, и грузовая машина.

Девочки, начиная с младших классов, не только учатся готовить, они еще умеют вязать, шить, вышивать и даже прясть. Специально для переработки шерсти есть в хозяйстве кулишских маленьких крестьян электропрялки. Вязаные носки, рукавички, шарфы из настоящей овечьей шерсти буквально сметают с прилавков чунского базара.

В прошлом году Татьяна Немирич ездила в Москву на международный конкурс имени Макаренко.

– Страшно было. 19 школ участвовало. Из Москвы, Италии, Краснодара…, и мы, одна сельская маленькая школа, среди больших школ-миллионеров, – вспоминает она. – Если бы можно было убежать, я бы убежала. Я шестнадцатая выступала, все уже устали, думаю: никто и слушать-то не будет! Рассказала, с какими проблемами мы сталкиваемся, как работаем… Зал просто рукоплескал, говорили: все по бумажкам доклады читали, мы едва не уснули, а вы так замечательно, живо выступили, очень интересно, здорово, спасибо большое! Мы заняли третье место, получили 50 тысяч. Сейчас на эти деньги покупаем пельменное оборудование. Мясо у нас свое, будем пельмени лепить, разве это не замечательно?

Школьная экскурсия перемещается в подсобные помещения. Семиклассница Настя Сеноусова рассказывает, как ухаживать за кроликами:

– Мы «девочек» и «мальчиков» держим отдельно, детки тоже отдельно сидят. Если крольчат кормим, надеваем перчатки, чтобы от них мама не отказалась.

Неподалеку от кроличьих клеток небольшое стадо овец. Тут же несколько поросят. Школьники сами кормят животных, убирают навоз, посыпают опилками пол в сарае. Чистота в стайках идеальная.

– У нас много детей поступает в сельхозакадемию на бюджет, получают образование, а вот возвращаться домой, к сожалению, не спешат. Почему к нам молодежь не едет? – спрашивает учеников директор.

– Работать у нас негде, – дружно, будто в классе на уроке отвечают ребята.

– Да, это настоящая беда для деревни, – соглашается Татьяна Николаевна. – И все же наша работа не напрасна. Я считаю, что труд еще никого никогда не испортил. Вся беда в лени и праздности. Для меня главное, чтобы у ребенка была душа. Пусть он и учится на троечки, зато вырастает добрым и отзывчивым. Он не будет делать подлости, у него воспитано уважение к старшим, любовь к животным, здоровое отношение к труду.

Если ребятишки не найдут себя в более крупных селах или городах, они все равно не пропадут, вернутся в деревню, заведут хозяйство и смогут прокормить себя, они у нас все умеют.

Напоследок Татьяна Немирич поделилась своей мечтой:

– У меня есть задумка создать социальную деревню для сирот. Хозяйство большое, площади позволяют, если бы помогли власти, мы бы смогли все это организовать. И село сохранилось бы, и детям было бы хорошо. Ведь это и есть главная цель педагогов.

Автор: Анна Виговская

Фотограф: Лариса Федорова

пн вт ср чт пт сб вс