Тулун - музейный и мастеровой

Два учреждения культуры Тулуна стали победителями традиционных областных конкурсов. В конкурсе «Музейное Прибайкалье» победителем признан проект городского краеведческого музея им. П.Ф. Гущина «Школа юного этнографа» (руководитель проекта – Галина Сизых, автор - Марина Бородина). За деятельность по поддержке народных ремёсел детская художественная школа Тулуна, представившая проект по развитию художественной керамики на базе школы (руководитель проекта - Николай Яворский, автор – Ольга Трифонова) стала победителем конкурса «Сибирь мастеровая».

В качестве награды за победу данные учреждения получат необходимое для работы оборудование: художественная школа - муфельную печь, а краеведческий музей – витрины для экспонатов.

После оглашения итогов участия в областных конкурсах нам удалось пообщаться с авторами и руководителями проектов, получивших признание и поддержку.

Экспозиция- Проект по развитию художественной керамики, - рассказывает директор детской художественной школы Николай Яворский, - разработан на основе программы, которая работает у нас уже на протяжении нескольких лет. Она направлена на всестороннее развитие личности ребёнка, на воспитание в нём интереса и любви к культуре своего народа, чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций. В основные разделы программы включен широкий круг знаний: от сведений о самом производстве художественной керамики и знаний по истории данного промысла до основ экономики и предпринимательства.

Автор проекта Ольга Трифонова не только учит ребятишек искусству керамики, но и несёт своё творчество в массы, участвуя в различных выставках, проводя мастер-классы для коллег, педагогов дошкольных учреждений. Придуманные и изготовленные ею колоритные образы успешно представляют мастерство автора на региональных, всероссийских и международных конкурсах, в которых она заслуженно побеждает. Часто самую высокую оценку по итогам участия в конкурсах различного уровня получают и работы учеников Ольги Трифоновой.

- Ребятишки с удовольствием работают с глиной, - отмечает она, - легко вдохновляются на интересные образы и формы, с увлечением воссоздают их в глине. А вообще мы делаем упор на изделия, которые будут полезны в обиходе: чашки, кружки и д.т.

Проект краеведческого музея «Школа юного этнографа» основан на образовательной программе, разработанной заведующей фольклорно-этнографическим отделом музея Бородиной Мариной Витальевной.

- По образовательной программе «Школа юного этнографа» мы работаем уже несколько лет, - рассказывает Марина Витальевна. – Продолжая дело нашего великого земляка, учёного Г.С. Виноградова, мы собираем современный детский фольклор, изучаем с детьми историю русских народных праздников и весело, ярко проводим их.

Изучение русских народных праздников проходит всегда в интересных, игровых формах, весело, задорно и самобытно, благодаря чему мероприятия не только надолго остаются в памяти детей, но и стимулируют интерес к истории, культуре своего народа, уважение к русским корням. В проведении музейных уроков сотрудникам музея всегда помогают учащиеся школ; с каждым годом таких «внештатных работников» становится всё больше. Изучив традиции празднования того или иного народного гулянья, они передают свои знания школьникам и воспитанникам детских садов. Для одних это становится закреплением изученного, а для других – всегда интересным и познавательным событием. Все праздники настолько интересны, что проходят на одном дыхании и даже те дети, которые в начале не проявляли интереса и активности, подключаются и потом уже не хотят уходить! Особенно красочно проходят Масленица, Пасхальный утренник, Капустница, Покров. На Капустницу, следуя народной традиции, когда молодые девушки ходили из дома в дом и помогали заготавливать на зиму капусту, а в это время хозяйки, приглядывались к ним, выбирая невестку, в музее тоже квасят капусту. В действе принимают участие все: засучив рукава, одни - трут морковь, другие – шинкуют капусту, третьи – пересыпают овощи солью. При этом используются настоящие музейные экспонаты: кадушка, корыто, сечка, костюмы, рушники… Вместе с соответствующей музейной экспозицией, нарядно оформленным залом, увлекательной программой это не может не вызвать неподдельный интерес.

О каждом народном празднике, воссоздаваемом в музее, сотрудники рассказывают долго и увлечённо. Но праздник – пусть самая яркая, но не единственная форма работы в Школе юного краеведа. Здесь ребятишек учат мастерить народные игрушки, собирать фольклорный материал, экспонаты для музея и ещё много чему. Это очень важная и нужная работа не только для музея, но и для самих детей, ведь знание и уважение истории, традиций своего народа является неотъемлемой составляющей внутренней культуры каждого человека.

"Байкал24" впервые опубликовано

Пресс-служба городской администрации

пн вт ср чт пт сб вс