Одухотворенное лето с театром оперы и балета

Редкое единение между исполнителями и зрителями возникло в финале заключительного гала-концерта Бурятского государственного академического театра оперы и балета имени народного артиста СССР Гомбожапа Цыдынжапова. Свой восторг публика выражала аплодисментами, возгласами: «Браво!» «Приезжайте еще!».

Актеры благодарно улыбались. Театр отработал на сцене областного музыкального театра им. Н.М. Загурского и в городах области весь июль.

Иркутяне действительно благодарные зрители, но и требовательные. Однако коллектив из Бурятии продемонстрировал высочайший уровень балетного и оперного мастерства. И это несмотря на то, что здание театра шесть лет находится на реконструкции. Другие в подобной ситуации выживают, улан-удэнские артисты живут! Приехав в очередное лето в Приангарье (театр был у нас на гастролях в прошлом году), они показали два премьерных спектакля и не повторились в показе оперного репертуара.

Гастроли были поделены на две декады – показ балетных и оперных спектаклей. Зрители могли в полной мере оценить исполнительский уровень одного и другого жанров, сравнить качественные изменения, произошедшие за сезон. Впрочем, сравнивать можно было только хорошее с лучшим. Хореографическая школа Улан-Удэ хорошо известна знатокам и любителям, а вокальная сравнима с итальянской. К такому выводу пришли не только иркутяне, но и зрители США, Украины, Монголии, КНР – страны, в которых театр гастролировал в последнее время.

На вечере современной и классической хореографии можно было наблюдать трансформацию исполнителей, легко переходящих в номерах от прошлого балетного искусства к настоящему. Классика отличалась каноническим уровнем исполнительского мастерства, в современном танце чувствовались стремительные ритмы дня сегодняшнего. И в каждом номере актеры выражали понимание драматургии, ее конфликт, психологическую углубленность.

Трудно выделить, какой из показанных балетов был лучшим: «Юки», поставленный по традиционной японской музыке, «Король Вальса» Иоганна Штрауса, «Арлекиниада» Доницетти или «Лебединое озеро» Петра Чайковского. Каждый по-своему выразил творческие устремления постановщиков, солистов и артистов балета. В каждом спектакле решались сложнейшие художественные задачи, демонстрирующие совершенство хореографической выразительности. Многие постановки поднимались до философского звучания, определения смысла жизни человека. Ведь балет общается со зрителем языком движений и жестов, и чувства его героев высоки. В нем быт трактуется бытием, а жизнь – миром. В этом можно было убедиться, наблюдая блистательных исполнителей: заслуженного артиста, лауреата Государственной премии РБ Булыта Раднаева, лауреата Государственной премии Бурятии, дипломанта международного конкурса артистов балета Анастасию Самсонову, народную артистку Бурятии Веронику Миронову, солистов балета Баярму Цыбикову, Сергея Воронов, Лию Балданову, Баира Цыдыпылова и многих других.

Возможно, оперные спектакли немного уступали балетным в решении постановочных задач. Ведь первые – более масштабные, они требуют не только серьезных затрат, но и умения режиссеров мыслить категориями целостного музыкально-драматического построения. С другой стороны, оперные спектакли не смотрят – их слушают, а слушать было кого! Народные и заслуженные артисты Бурятии Оксана Хингеева и Вера Васильева, Туяна Дамдинжапова, Валентина Цыдыпова, Мунхзул Намхай, Даиржаб Дамбиев потрясали воображение великолепным вокалом, умением сделать музыкальное произведение гармонией звуков. Un amore cosi grande Коччианте в исполнении солистов театра произвело впечатление разверзшихся небес.

Для иркутян оперы «Чио-Чио-Сан» Пуччини, «Зори здесь тихие» Молчанова, «Алеко» Рахманинова, «Служанка госпожа» Перголези, «Порги и Бесс» Гершвина были новыми и прозвучали так, будто исполняются впервые. Артисты покоряли не только вокальным искусством, все были объединены стремлением слиться с музыкальными партитурами, проявиться в образной выразительности.

Блистательным вокалистам и солистам балета немногим уступает оркестр, но были в его исполнении моменты наивысшего проявления мастерства. Безукоризненным было исполнение «Кармины Бураны», в которой балет, хор, оркестр стали единым целым, производя грандиозное впечатление масштабностью поставленных в спектакле задач.





Автор: Светлана Жартун

пн вт ср чт пт сб вс