…В Иркутске стоит жара за тридцать. На палящем солнце штурман, взмокший и грязный, пытается уложить доски, чтобы машина могла проехать, в то время как пилот сосредоточено смотрит на трассу. Это смотрится как увлекательное кино, где финал неизвестен: кто же сумеет доехать до финиша? 28-30 июня в военно-историческом музее Александра Расторгуева прошла одна из самых сложных офф-роуд гонок в России – RFC GS BAIKAL.
Ника ПЕСЧИНСКАЯ, для газеты Областная (интервью победителя - на видео к материалу)
Немного истории
Этот вид спорта начинался как гонки по мокрому лесу – 27 лет назад в Малайзии. Сейчас гонка RFC входит в тройку сложнейших в мире наряду с ралли «Дакар» и «Шелковый путь». С 2013 года мероприятия в формате RFC проходят и в России. В 2019 году к ним подключились уже 16 регионов страны. С 2020 года Иркутск тоже «в теме»: был создан оргкомитет серии RFС Russia, в который вошли все организаторы российских соревнований, в том числе и иркутяне.
Нынешняя гонка «RFC GS BAIKAL» – уже четвертая по счету. Две предыдущие проходили в районе Ново-Разводной, что называется, «в чистом поле». И одна – на объездной дороге Ново-Ленино. В 2024 году было решено перенести гонку в военно-исторический музей Александра Расторгуева. Плюсы – несомненны, рассказывает Михаил Белов, председатель оргкомитета гонки «RFC BAIKAL»:
- Здесь есть вся необходимая инфраструктура по сравнению с «чистым полем»: электричество, освещение, теплые помещения, место, где можно перекусить, душевые, сцена, а также охрана. Все участники довольны, а для нас, организаторов, это очень важно! Статус «RFC GS BAIKAL» достаточно высок. В России есть четыре гонки, где победитель может выиграть путевку на гран-финал в Малайзии. Они проходят в Челябинске, Южно-Сахалинске, Пятигорске и Иркутске. Именно на эти старты приезжают сильнейшие гонщики, чтобы получить свой шанс.
Мероприятие проходило при поддержке Администрации города Иркутска, Российской Автомобильной Федерации, Военно-исторического музея им. Александра Расторгуева.
Как это происходит?
Автомобили участников делятся на категории: R4 (оригинальные) – это обычные машины, которые мы можем встретить на городских улицах. Затем идет класс R3 (стандартные), R2 (модифицированные автомобили). И, наконец, самый престижный класс в гонке – это R1. Здесь участвуют прототипы – машины, которые невозможно купить в магазине, их собирают в гаражах или больших автосервисах. Но в основном гонщики делают их своими руками.
28 июня на старт вышли 22 участника. География участников: Иркутск, Шелехов, Братск, Якутск, Чита, Красноярск и Монголия.
Схема гонки такова: организаторы размечают спецучастки, или секции, протяженностью от 50 до 300 метров. Экипажи стартуют по одному, время учитывается. Сумма всех занятых мест выявит победителя. Для прохождения каждого спецучастка есть лимит – 15 минут, в течение которых от пилота и штурмана потребуются максимальное напряжение всех сил. Как выбрать места для трасс?
- О, это очень сложный процесс, - говорит Михаил Белов, - мы ездили на полигон целый месяц, каждый раз обходили пешком территорию музея, смотрели: вот тут может быть интересно! Если лимит времени на секцию – 15 минут, то не должно быть такого, чтобы проехать ее за две минуты или пять. Она должна быть проходима на грани лимита, чтобы адреналин играл от первой до последней секунды!
- Есть ли некий «обязательный набор» трудностей: например, вода, спуски-подъемы?
- В правилах такого нет, но мы сами это понимаем: чтобы ребятам был интереснее и веселее, должны быть разные секции. Две водных, две болотных, три горки, три – на рулежку, чтобы рулить между деревьев на скорость. Есть секция, где чистый спринт – соревнования на скорость. Поэтому у нас всегда разнообразие.
В 2024 году участникам предстояло пройти 12 трасс: две в пятницу вечером, и по пять – в субботу и воскресенье. Повезло, что не было дождя – на раскисшей земле было бы гораздо сложнее. Но зато «ударила» тридцатиградусная жара, и участникам пришлось нелегко.
Тем не менее все секции пройдены без потерь, все участники соревновались до конца. Хотя и не обошлось без переворотов. Звучит это страшновато, но никто не пострадал.
- У нас допускаются только машины, построенные с каркасом безопасности, – говорит Михаил Белов, – очень строгий контроль на техкомиссии: каждую машину проверяют досконально по 47 пунктам! И если хоть один пункт не будет закрыт, то дадут два-три часа на устранение недостатков. Если не устранят – машину не допускают. Поэтому все живы и здоровы!
Так что программа безо всяких сбоев шла к концу. Кто бы знал, что опасность подстерегает… в окопах!
Заключительная секция пролегала по старым окопам образца Великой отечественной, которые в музее делали для реконструкции. Пока что эту секцию прошел только один экипаж: Владимир Корчевский и Антон Дьяченко из Шелехова, самые опытные из участников, они во внедорожном спорте с 2010 года. Они выступают в самом престижном классе R1. Но впереди еще опытный Сергей Малахов из Читы, известный как «Чара». Все с нетерпением ждут его. Сергей тоже сумел проехать непобедимый окоп, и сделал это быстрее, чем шелеховчане!
Михаил Белов пояснил:
- Сергей Малахов – сам конструктор, и разработчик своей машины. Он приготовил независимее подвески. Заметили – он, как сороконожка, ехал!
Победитель рассказал нам о том, как создавал свой транспорт:
- Эта машина – прототип второй версии. Прошлую версию я продал и в начале 2024 года начал собирать вторую, очень ускоренными темпами. И вот в течение полугода я все-таки ее смог собрать. Основные агрегаты – мотор от «Хонды» V6 бензиновый, объемом 3.2 литра. Независимая подвеска, самодельные заказные стойки. И основа этого всего – рама полностью самодельная. На этой гонке машина, можно сказать, впервые вышла на трассу, если не считать разминки.
- Поломки были?
- Да, было три вопроса, это заняло несколько часов, но но мы все же поставили на ход и смогли доездить. И выиграть.
Иркутская область рулит
В классе R2 также развернулась нешуточная борьба. Братья Марисовы, Роман и Максим, а также Игорь Кириленко и Игорь Мишагин поочередно вырывались в лидеры. Но удачливее оказались иркутяне. Их экипаж под названием «Гром» ездит вместе с самого детства, признались братья. Технической частью по большей части занимается Максим, Роман – пилот.
- Сегодня было очень жарко, душно. Секции были средние по сложности, спасибо организаторам. Поэтому мы не померли на этих секциях! – смеется Роман.
В гонке был только один чисто женский экипаж – это иркутянки, пилот Наталья Грызунова и штурман Надежда Дунаева. Из пяти участниц в своем классе они заняли третье место, обойдя мужские экипажи. Им не хватило до второго места совсем чуть-чуть: на одной из секций они проиграли буквально секунду Альберту и Диане Тумановым. В итоге Тумановы стали вторыми, они также представляют Иркутск. А выиграл в этом классе еще один семейный экипаж – Александр и Надежда Жулановы из Братска.