В поисках предназначенного ковчега Байкала

Ученые обсуждают эффективность использования глубоководных аппаратов «Мир» для исследования глубочайшего озера планеты

Легендарные батискафы «Мир» законсервированы и ждут решения своей участи на одном из бывших авиаремонтных заводов в Иркутске. Аренда ангара истекает 31 декабря, а вопрос о целесообразности третьего сезона «Миров» на Байкале» до сих пор не решен. Ученые Лимнологического института СО РАН не считают «Миры» эффективным инструментом научных исследований. Но не исключено, что отсутствие альтернативы вынудит руководство группы компаний «Метрополь», финансирующей проект, просить правительство РФ ходатайствовать перед РАН о продлении байкальской экспедиции еще на один сезон. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Глубоководные аппараты «Мир» стали одним самых раскрученных проектов, подающихся общественности как безальтернативное средство изучения глубин Байкала. Именно это обстоятельство сегодня используется для того, чтобы убедить общественность в необходимости продления экспедиции на третий сезон как жизненно важного и необходимого для науки действа. Между тем, по мнению некоторых иркутских ученых, продолжение экспедиции «Миры» на Байкале» на третий сезон для фундаментальной науки не принесет ничего нового. Более того, ученые считают, что заявления о сенсационных открытиях на Байкале с помощью батискафов «Мир» серьезно преувеличены.

По словам научного секретаря, доктора биологических наук ЛИН СО РАН Тамары Земской, еще до появления «Миров» на Байкале была разработана подробная научная программа для центра глубоководных исследований. Этот центр был создан на базе института в 2008 году. Предполагалось, что ему будут переданы глубоководные аппараты «Пайсис», на которых проводились погружения на Байкале в 70-х и 90-х годах. Был найден подрядчик в Санкт-Петербурге, давший согласие заниматься восстановлением сфер. Однако передача «Пайсисов» на Байкал решением РАН была отменена. Аргументом стала высокая стоимость восстановительных работ. Поэтому ученые стали искать более экономичные и более эффективные способы проведения глубоководных исследований. Тогда-то ими и была подана заявка в СО РАН на приобретение подводного робота ROV Mohawk.

Высокотехнологичные роботы, управляемые компьютером, используются во всем мире. Они оснащены сверхсовременными камерами для детальных осмотров, манипуляторами для забора проб. Но главными их преимуществами являются полное отсутствие человеческого фактора, что в разы повышает их экономичность, мобильность и легкость транспортировки. Под водой робот может находиться до нескольких суток, ему не нужен для перевозки военный самолет «Руслан», судоноситель, большое количество технического персонала. Ему необходимы всего 2–3 сотрудника, которые могут работать как с исследовательского судна, так и со льда.

Затраты на содержание обитаемых аппаратов «Мир» на порядок выше, а научный эффект может быть весьма сомнителен. Их использование требует огромных средств, особого технического сопровождения и жесткого соблюдения техники безопасности. По словам вице-президента Фонда содействия сохранению озера Байкал Михаила Борзина, стоимость двухгодичного проекта «Миры» на Байкале» составила около 8,5 млн долларов. Только одно погружение батискафа обходилось Фонду в 2 млн рублей. А транспортировка гигантов из Калининграда до Улан-Удэ в 2008 году обошлась в 500 тыс. долларов. Для работы «Миров» на Байкале пришлось специально переоборудовать под судоноситель угольную баржу, приобрести уникальный стотонный кран, с помощью которого аппараты опускали и поднимали в озеро. На протяжении всей экспедиции батискафы сопровождал специальный теплоход «Академик Коптюг», принадлежащий институту СО РАН. Однако самым тяжелым, пожалуй, стало обслуживание технического персонала, представители которого, по свидетельству очевидцев, рассматривали данное мероприятие не как научно-исследовательскую операцию, а как увлекательное развлекательное действо со всеми вытекающими из этого последствиями.

По мнению некоторых ученых, посредством «Миров» за прошедшие два года не было сделано никаких новых открытий. Батискафы опускались в те координаты, где иркутские ученые уже много лет вели наблюдения за такими природными явлениями, как газогидраты, природная разгрузка нефти со дна озера. Так, например, исследованием выходов газов на Байкале ученые занимались давно. Первое вещественное обнаружение газогидратов произошло в 1996 году, во время бурения скважины на глубинах 121 и 161 метров. По словам директора Лимнологического института СО РАН академика <a href='http://persona38.ru/faces/science/akadem/instits/lim/'>Михаила Грачева,</a> для молодых ученых участие в экспедиции «Миры» стало важным событием в жизни. По его мнению, оно позволило им проникнуться проблемами озера, полюбить его, увидеть и прочувствовать его глубины.

Данная сентенция, может быть, и имеет глубокое смысловое значение, но для науки впечатления – вещь абсолютно бессмысленная. Да, «Миры» стали глазами ученых, позволили им увидеть собственными глазами их же собственные открытия. Однако никаких новых открытий для фундаментальной науки за время этой экспедиции сделано не было. Зато «Миры» блестяще справились с другой задачей. Экспедиция стала ярким, профессионально спродюссированным шоу для решения личных пиаровских задач его организаторов. За два сезона нахождения батискафов в Сибири в глубины Байкала погрузилась целая плеяда известных политиков, писателей, музыкантов и бизнесменов, ничего общего с научными исследованиями не имеющих. Более того, именитые «гидронавты» нередко отвлекали специалистов от научного процесса, который, как известно, не терпит гламурности и суеты. Например, по свидетельству очевидцев, для погружения председателя правительства РФ Владимира Путина был изменен маршрут и плановый график экспедиции. «Миры» в срочном порядке были возвращены с севера Байкала, где велись исследования, в поселок Листвянка.

Не выдерживает критики и утверждение о том, что экспедиция способствовала узнаванию и формированию положительного имиджа Байкала как туристического объекта. Туристический поток на Байкал «Миры» не подняли. По словам гендиректора крупнейшего туроператора региона компании «Гранд Байкал» <a href='http://persona38.ru/faces/business/tur/chuev/533'>Виктора Григорова,</a> поднимать туристический поток такими проектами, как «Миры», – дело бессмысленное. Рост продаж в туризме зависит не от пиара, а от развитости инфраструктуры и ценообразования. Не бывает такого, что кто-то посмотрел сюжет о погружении батискафов на Байкале и сразу туда отправился. Как известно, полностью провалилась и попытка хотя бы частично окупить экспедицию за счет коммерческих погружений. Желающих выложить 30–40 тыс. долларов за одно погружение не нашлось.

В общем, «Миры» на Байкале», как фигурально выразился один из иркутских ученых, пожелавший остаться неизвестным, стали не чем иным, как блестящим аттракционом приключений, участниками которого по иронии судьбы стали люди, меньше всего заинтересованные в публичной шумихе, бессмысленной показухе и суете. Но как бы то ни было, любые увеселительные мероприятия имеют свою цену и когда-то заканчиваются. Ученым же нужно продолжать исследования даже после того, когда цирк уехал. По словам сотрудника группы компаний «Метрополь», пожелавшего остаться неизвестным, для компании дешевле продлить экспедицию на третий сезон, чем транспортировать батискафы назад в Калининград.

Научные исследования таинственного озера необходимо продолжать, и носить они должны системный подход. Ежегодно на Байкале работает от 20 до 40 международных экспедиций, о которых не сообщают желтые издания. У иркутских лимнологов грандиозные планы – от изучения газогидратов до газовых вулканов. А для такой серьезной работы им нужны не затратные «Миры», а современные подводные роботы. Поэтому, если в 2010 году вопрос о приобретении подводного робота для Лимнологического института СО РАН не будет решен положительно, актуальным станет альтернативный вариант – аренда робота в научном центре РАН во Владивостоке.

Евгений Захаренко

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.fedpress.ru/38/polit/society/id_157129.html>«ФедералПресс»</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс