Студенты СФУ и Эрмитаж работают над созданием 3D моделей экспонатов

Экспонаты Государственного Эрмитажа получают виртуальные копии — оцифровка позволит изучать древние артефакты более детально и из любой точки мира. В создании 3D моделей приняли участие студенты-практиканты СФУ. Музейная практика помогла им освоить современные подходы к получению изображений музейных предметов. О том, как прошла практика студентов СФУ в Эрмитаже рассказал портал Минобрнауки России.

В рамках учебной практики студенты Сибирского федерального университета провели фотограмметрию объектов (то есть тщательное и всестороннее фотографирование экспонатов для дальнейшего создания виртуальной копии), представляющих научный интерес и имеющих историко-культурное значение.

В рамках учебной практики студенты Сибирского федерального университета провели фотограмметрию объектов (то есть тщательное и всестороннее фотографирование экспонатов для дальнейшего создания виртуальной копии), представляющих научный интерес и имеющих историко-культурное значение.

Руководитель практики, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Никита Пиков пояснил, что оцифровка артефактов проводится в рамках соглашения о научном сотрудничестве между Эрмитажем и СФУ: «Мы уже почти десять лет плодотворно сотрудничаем с Эрмитажем и надеемся продолжить эту работу в дальнейшем. Студенты готовят курсовые и дипломные работы на основе собранных материалов и отработанных методик, а эксперты Эрмитажа занимаются исследованием цифровых копий объектов. В Петербурге традиционно сильная научная школа виртуальной археологии, и результаты совместной работы очень важны для нас».

Большая часть музейных предметов находилась в Фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Встречи с этим современным музейным комплексом самого высокого класса безопасности пришлось ждать целых два года — из-за ограничений во время пандемии перемещение организованной группы было затруднительным.

Студенты проводили фотограмметрию оленных камней — археологических памятников, ставших символом древней культуры Центральной Азии. Суть метода состоит в получении порядка сотни снимков высокого качества для одного объекта, после чего идет длительная компьютерная обработка.

«Фотограмметрия — довольно сложная процедура, так как нам необходимо сделать снимки со всех сторон, чтобы зафиксировать детали и особенности объекта. И это довольно трудная задача. К примеру, некоторые из артефактов, с которыми мы работали, висели на стене, и, чтобы всё запечатлеть, необходимо было подбирать разные ракурсы. Я очень рада, что та работа, которую мы выполнили действительно нужна обществу и с научной, и с культурологической точки зрения. Это наш маленький вклад в большое дело по сохранению русской культуры», — поделилась впечатлениями Екатерина Лескова, студентка Гуманитарного института СФУ.

По мнению студента Никиты Воротникова, созданные в рамках практики виртуальные копии помогут в последующем профессиональном исследовании артефактов: «Цифровая модель нужна, чтобы учёные из любой точки мира могли, не тратя время на дорогу, вести исследования удобным способом. В Петербурге собрано наследие разных культур, а значит интересоваться этими объектами могут специалисты из других стран. Очень здорово, что в рамках учебной практики мы можем учиться решать такие сложные задачи и перенимать опыт профессионалов, что нам открывается доступ к артефактам и культурному опыту, который хранит Эрмитаж».

Дарья Гук, старший научный сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа также отметила, что сегодня изучение 3D модели, как ни странно, может оказаться эффективнее работы с оригинальным предметом: «Сейчас есть технологии, которые позволяют по-разному высвечивать изображение, обнаруживать на поверхности следы уже почти стершихся надписей. Таким образом, студенты СФУ выполняют достаточно ответственную работу».

Кроме оленных камней с территории Саяно-Алтая и архитектурных фрагментов из крепости Саркел студентам третьего курса было предложено попробовать силы в съёмке каменных крестов с Ижорского плато сначала в Санкт-Петербурге, затем в Изборске, где работала археологическая экспедиция под руководством научного сотрудника Государственного Эрмитажа Виктории Панченко. По ее словам, оцифровка памятников, которые находятся в «недоступных» местах — а к ним относятся как отдаленные районы сельской местности с труднопроходимыми дорогами, так и закрытые фонды музеев, — нужна прежде всего для изучения этих предметов специалистами. Получив хорошее 3D-изображение, ученые могут рассмотреть детали, на которые не обратили внимание в поле, не отправляясь заново за сотни километров, а находясь дома за компьютером.

пн вт ср чт пт сб вс