Скучаете по ярким краскам среди зимы? Тогда вам помогут «Рассветные звезды, лоскутные сны» – персональная выставка ангарского художника Александра Самарина, которая открылась на прошлой неделе в отделе сибирского искусства Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Она посвящена 50-летию художника. Однако возраст автора в свете его работ скорее вызывает удивление или восхищение. Ведь в них столько детской радости, нарочито наивного, но в то же время мудрого взгляда на жизнь, сочных красок и мягкого юмора.
– Люди, глядя на мои работы, часто удивляются, как будто в нашем мире радоваться уже нечему, – признается Александр Самарин. – Некоторые говорят: в 50 лет так писать – да, сильно! Я понимаю, что люди с возрастом становятся все серьезнее и серьезнее, а я, получается, наоборот, когда-то был весьма задумчивым, а сейчас мои работы, как дверь в мир детства. И это совершенно сознательная позиция.
На выставке представлено более 60 работ, живописных и графических, и все они словно рассказывают об одном и том же фантастическом мире. В нем люди, немного похожие на сказочных героев, живут своей простой и в то же время таинственной жизнью. Вот ребята ловят на удочку розового слона на шахматной доске (никто и не утверждал, что этот мир детства человека или человечества не может быть немного жестоким). В нем все, как в жизни, только немного лучше, ярче, четче. И даже силы всемирного тяготения действуют также. Это особенно ощущается в триптихе «Умельцы смотреть в небо»: два героя запрокинули голову в небесную твердь, но взлететь им мешают земные предметы, которые они держат в руках, – рыба и колесо, а третий смотрит на отражение неба в глазах птицы.
В мире, созданном художником, есть место и грусти по невозможному. Но в то же время возможно взобраться по стремянке и дотянуться до месяца, прибитого к нему гвоздиком, как на картине «Новолуние». Ведь Александр Самарин сам себе миротворец, мифотворец и поэт. Неслучайно его поэтические произведения опубликованы в большом 150-страничном каталоге рядом с репродукциями картин. Книгу выпустило в свет издательство галереи «ГОРОО», которая, кстати, помогла художнику организовать выставку.
– Культурология выделяет три мировоззренческих этапа: мифо-поэтический, религиозный и научно-материалистический, – пояснил Александр Самарин. – Меня привлекает первый, наверное, это связано еще и с поэзией. Конечно, я современный человек и понимаю, что земля не плоская, но однажды я представил себе, как возникали боги в древние времена: лежал человек под деревом и не мог объяснить то или иное явление, взял да и выдумал богов. Вдруг древние тоже к этому относились несерьезно? Зато жили в понятном мире. Мы вот сейчас живем в менее понятной реальности, пользуемся, например, электричеством, а его природы до конца так и не поняли. А мне нужно как-то для себя объяснять этот мир.
У Александра Самарина есть даже своя версия мифа об Эдеме, в нем Адам и Ева – пухлые, спокойные, а змей-искуситель маленький, как червячок, а яблоко с дерева познания добра и зла, как ранетка. И еще множество собственноручно изготовленных мифов. Например, в экспозиции есть «Та, что будит леса по утрам» – девушка с колокольчиком, сибирский аналог Эос – богини зари. «Солнечные зайцы» на вечернем столе выселятся, играют на трубе и барабане. Или «Сибирский солнечный слон», который возник из идеи, что в нашем регионе почти все большое – реки, деревья, горы, а значит, и солнечные блики размером не с зайца, а со слона.
– Меня часто спрашивают, когда я пишу работу, что я хочу нести обществу? – рассказал Александр Самарин. – Когда я пишу работу, я вообще об обществе не думаю, я получаю удовольствие. Я знаю, что я несу, поскольку читаю отзывы. Но картины говорят о художнике гораздо больше, чем он сам может о себе сказать. Он может стесняться, врать, недоговаривать, но его работы никогда не врут.
Этой правды об Александре Самарине зрители могли бы и не узнать – художник не сразу осознал свое призвание.
– Я рисовал в детстве, в юности, – отметил он. – Но вовремя меня никто не направил в художественное училище, я отслужил в армии, окончил авиационный техникум, два года отработал и только потом понял, что я хочу быть художником. Все бросил и поступил в училище. Причем с четкой мыслью, что буду делать книги. И в первый же год пришел в издательство. Где-то с третьего курса иллюстрировал детские книги, сотрудничал с журналом «Сибирячок». Потом издательство развалилось, и я перестал заниматься книжной графикой, ведь книга – продукт коллективного труда, а я страшный индивидуалист.
Зато выставка стала поводом издать книгу, посвященную только Александру Самарину, а для художника выход такого каталога – всегда событие. По словам директора галереи «ГОРОО» Лины Ермантович, в ближайшее время каталог поступит во все крупные библиотеки города.
– Искусство должно делать нашу жизнь радостнее, – считает Лина Ермантович. – Когда Александр Самарин приносит в галерею новую работу, у меня день окрашен в яркие цвета. Его работы – это истинно народная живопись, некоторые даже говорят, глядя на них: я бы тоже так смог. Это показатель понятности, но чтобы создать такое произведение, нужен большой профессионализм. Как сказал Пикассо: я всю жизнь учился писать, как ребенок. Недаром московские критики и художники всегда обращают внимание на его работы. В них есть житейский, философский и нравственный смысл, потому что не все понимают и осознают эту каждодневную радость бытия. А работы Александра Самарина напоминают нам о том, что она есть!
Выставка будет работать до конца декабря.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Лариса Федорова