Археологи СФУ рассказали, кем были древние жители Енисейской Сибири

Учёные СФУ узнали новые подробности о древних обитателях Енисейской Сибири, принадлежавших к тесинской культуре, благодаря артефактам, обнаруженным во время многочисленных раскопок.

По словам научных сотрудников лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ, тесинцы (II в. до н. э. – II в. н. э.) не были поздним этапом тагарской культуры, как считалось долгое время, а являлись носителями собственной. К таким выводам специалисты пришли в результате двух лет раскопок древних курганов вблизи города Красноярска.

Последние открытия доказали, что тесинцы имели свои особенные культурные черты и широкий ареал расселения. Их можно выделить прежде всего по коллективным погребениям, вероятно, родовым склепам. Характерны также грунтовые погребения вокруг кургана-склепа, использование гипсовых масок, их формирование на черепе умершего, создание мумий. Из тела удаляли мягкие ткани, делали гипсовую маску, раскрашивали её в разные цвета. Для Енисейской Сибири отдельную тесинскую культуру выделил археолог Николай Кузьмин (1950–2021).

Археологи СФУ рассказали, что с началом тесинской культуры в могильниках начинают появляться железные изделия, в то время как в тагарской культуре абсолютное преимущество было у бронзовых изделий. Также ярким признаком является уход на задний план скифских мотивов, присущих тагарцам. Так, вместо скифских оленей тесинцы изображали быков, более свойственных соседней цивилизации хунну. Это позволяет сделать вывод о том, что древние народы были связаны между собой.

Геополитическая обстановка того времени включала несколько сильных цивилизаций, среди которых были хунну и китайская держава. Они не только устраивали военные походы за ресурсами, но и обменивались знаниями в области культуры и инноваций, занимая особенную территорию, где несколько столетий сосуществовали представители нескольких народностей, — Минусинскую котловину.

Начиная со II в. до н. э. на территории котловины оседали народы, приведённые в движение империей хунну. Вследствие смешения разных этносов наступило перенаселение и племена мигрировали в поисках новых ресурсов. На этом этапе началось формирование тесинской культуры — сочетания тагарских традиций и особенностей пришлых народов. По мнению археологов СФУ, котловину покинули уже тесинцы, двинувшись в северные лесостепные районы, в частности, в нынешние окрестности Красноярска.

Ранее учёные полагали, что эта часть переселенцев была отрезана от тагарской культуры, оставшейся в котловине, и сформировала свой локальный вариант культуры с местными особенностями. Однако новые сведения, например, тождественные обрядовые технологии и правила погребения, говорят, что эта часть тесинского мира была в центре событий и сохраняла связь с котловиной.

«Мы обнаружили абсолютно одинаковые по технике изготовления бронзовые кинжалы в разных, удалённых друг от друга поселениях, что свидетельствует об активном их взаимодействии», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Ксения Бирюлева.

При этом эксперты отмечают разные техники погребальных обрядов тесинцев, отличающиеся по ряду признаков: возрасту, полу, социальному статусу и этническому происхождению умершего.

«У них в одной культуре, в одном памятнике, на одном кургане и в одной могиле могут быть разные погребальные обряды. Например, детей хоронили не как взрослых. Дети редко бывают в склепах, обычно мы находим их в грунтовых могилах. Различие зависит и от пола, как фиксируется в более поздних культурах. В таштыкской культуре, например, женщин сжигали, мужчин хоронили целиком. Это чётко фиксируется. Мы не знаем, какие у них были верования с точки зрения религии, но это может зависеть от социального статуса разных семей. И они были, вероятно, разные по этнической принадлежности», — рассказала старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.

Учёные СФУ продолжают работу с памятниками наследия тесинской культуры. Ещё предстоит разгадать тайны, связанные с костными останками склепов, и узнать больше о загадочном народе и его традициях.

Все материалы, изучаемые археологами СФУ, будут оцифрованы и размещены на платформе «Сибириана», которая доступна всем желающим. Проект цифрового музея реализуется в рамках государственной программы поддержки вузов «Приоритет-2030» и направлен на популяризацию истории Енисейской Сибири, а также привлечение внимания исследователей.

пн вт ср чт пт сб вс