Четыре дня над Иркутском витал фантом оперы

Четыре дня над городом витал фантом оперы

Я не знаю, чем жил город эти четыре дня, с 1 по 4 июня. Кажется, наступило лето, люди наслаждались теплом, открывали выставки, а 4 июня справлялись с внезапно налетевшей бурей, пробками на дорогах, карнавалом по случаю Дня города... Но это — не для всех. Любители оперного искусства, и я с радостью отношу себя к ним, переживали в это время совсем другие чувства и эмоции.

В Иркутске царил международный фестиваль оперной музыки, и каждый вечер концертный зал филармонии наполнялся до отказа. И никакие бури и пробки не могли помешать им приходить сюда, чтобы насладиться роскошью прекрасной музыки, мастерского исполнения и прекрасных голосов.

Да, на иркутский фестиваль приехали замечательные, талантливые, яркие молодые оперные вокалисты из разных стран. Назовем их еще раз.

Это зарубежные участники — наша соотечественница, ныне живущая в Зальцбурге, заслуженная артистка России и лауреат международных конкурсов Елена Кононенко, обладающая великолепным сопрано; это баритон из Бразилии, темпераментный и неповторимый Фернандо Арауйо, представляющий город Рио-де-Жанейро; это двое вокалистов из Болгарии — бас Ивайло Джуров и баритон Венцеслав Анастасов, солисты софийского оперного театра; из российских участников — Анастасия Привознова, известная нам как выпускница Центра оперного пения Галины Вишневской, — совсем недавно иркутяне слышали Анастасию в концертной постановке оперы «Царская невеста» на иркутской сцене; это солистка Бурятского академического театра оперы и балета Татьяна Шойдагбаева. Из этого же театра приехала для участия в фестивале в качестве концертмейстера знаменитая в своей сфере пианистка Дарима Линховоин. Иркутяне также принимали участие в фестивале —это тенор, солист музыкального театра Евгений Иганс и сопрано, тоже солистка иркутского музыкального Светлана Лунюшкина.

Нельзя не назвать еще ряд имен, связанных с иркутским фестивалем. Кроме непосредственных концертных программ, в городе проводились мастер-классы по вокалу. С солистами областной филармонии, студентами Иркутского музыкального колледжа имени Ф.Шопена и музыкального факультета Восточно-Сибирской академии образования работала педагог с мировым именем, профессор Венской и Хельсинкской музыкальных академий Ирина Гавриловичи.

Вели концертные программы народный артист России, лауреат Государственной премии, известный всей стране баритон Александр Ворошило и иркутянка, артистка кино, телеведущая Татьяна Скороходова.

Любой человек, более или менее серьезно занимающийся пением, скажет вам, как важно для вокалиста правильное дыхание. От этого зависят продолжительность музыкальной фразы, сила и наполненность ее звучания, красота и оттенки голоса. Поэтому не случайно, наверное, фестиваль оперной музыки в Иркутске получил такое название — «Дыхание Байкала».

И к этому причастен главный организатор и вдохновитель фестиваля — его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Он же —художественный руководитель и главный дирижер еще одного полноценного участника фестиваля — Губернаторского симфонического оркестра, который не сходил со сцены, как выступая с собственными номерами, так и сопровождая выступления вокалистов в дни открытия и завершения фестивальной программы.

Илмар Лапиньш не скрывает своей мечты — сделать все, чтобы в обозримом будущем в Иркутске открылся собственный оперный театр. Он считает это реальным, учитывая опыт своей двухлетней работы с симфоническим оркестром и опыт знакомства с потребностями иркутской публики, которая проявляет огромный интерес к оперному искусству.

Надо признать, жажду оперных фанатов в большой мере утолили концерты фестиваля. Хотя бы на время!

В день открытия программа концерта была составлена из музыки Чайковского и Верди — двух гигантов оперы, гениального русского и гениального итальянца. Казалось, как-то по-новому, великолепно подготовленный, звучал Губернаторский оркестр. Певцами исполнялись, может быть, самые ключевые арии, раскрывающие глубокий психологизм, драматизм «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Силы судьбы», «Риголетто», «Дон Карлоса» и других шедевров. Но вместе с классическими образами раскрывались и красота голоса каждого исполнителя, и сценическое обаяние молодых артистов.

Второй день фестиваля — прослушивание конкурсантов, и об этом чуть позже. Третий день стал праздником камерной музыки — здесь звучали романсы, песни, серенады и другие жанры, в которых участники фестиваля были не менее интересны.

День закрытия фестиваля — снова на сцене Губернаторский симфонический оркестр, управляемый Илмаром Лапиньшем. И снова — страницы классических опер. Звучат любимые многими популярные, а порой, напротив, редко исполняемые арии. И снова перед нами — уже полюбившиеся артисты, которых публика не только провожает горячими аплодисментами, но и встречает не менее восторженно. Узнает! Ожидает совершенно определенных впечатлений. И, как показали выступления, не обманывается в своих ожиданиях.

Нежная, горячая Анастасия Привознова. Трогательная и прекрасная Елена Кононенко. Харизматичный и темпераментный Фернандо Арауйо, в партии Фигаро блистающий юмором, в куплетах Эскамильо — испанской страстью... Обаятельные, мощные драматические голоса болгарских певцов Венцеслава Анастасова и Ивайло Джурова. Своеобразное сопрано Татьяны Шойдагбаевой. Артистизм и растущее мастерство Евгения Иганса с его красивым природным тенором... Публика, повторяю, чутко замирала, вслушиваясь в каждый нюанс исполнения, и эмоционально взрывалась, награждая исполнителей криками «браво!», рукоплесканиями и цветами.

Но к этим незабываемым впечатлениям надо прибавить еще одно, несколько неожиданное. Второй день фестиваля был не совсем обычным — в зале расположились члены жюри, а на сцену стали выходить участники прослушивания отборочного тура Международного конкурса молодых вокалистов «Бельведер».

Нынешний конкурс в Вене будет юбилейным — в тридцатый раз Венская оперная палата предоставляет молодым талантам возможность показать себя, свои способности и мастерство, завязать международные творческие контакты. В составе международного жюри в Вене претендентов будут прослушивать крупные специалисты из Метрополитен опера (Нью-Йорк), Королевского оперного дома «Ковент Гарден» (Лондон), Немецкой оперы (Берлин) и Венской государственной оперы. Предварительные отборы проходят в этом году в пятидесяти городах мира, и Иркутск впервые вошел в число таких городов.

Немалую роль в этом играет фестиваль «Дыхание Байкала», организованный, как мы уже говорили, Илмаром Лапиньшем при поддержке правительства Иркутской области, министерства культуры и архивов области и губернатора области Дмитрия Мезенцева.

Итак, прослушивание претендентов — они приехали из разных городов региона. Молодые вокалисты из Красноярска, Новосибирска, Улан-Удэ представляют для нас серьезную конкуренцию, ведь это города с развитой музыкальной культурой, сформированной работой оперных театров и консерваторий... Но иркутская публика не может не болеть и за своих земляков, — а они тоже участвуют в прослушивании. Это студенты музфака академии образования и музыкального колледжа имени Ф.Шопена, есть и артистка Иркутского музыкального театра. В зале работает еще и зрительское жюри — публике розданы списки участников, в которых предлагается расставить оценки каждому из претендентов...

Пятнадцать молодых — по результатам жеребьевки — выходят на сцену. Каждому дается право выступить с двумя номерами. В зале — жюри: профессор Ирина Гавриловичи, концертмейстер Дарима Линховоин, народный артист Александр Ворошило, заслуженный артист России Владимир Карпенко, директор музыкального колледжа Анастасия Дурбажева и, конечно, художественный руководитель фестиваля Илмар Лапиньш.

Каждого слушают с вниманием и уважением... Но если мнение жюри пока для всех тайна, то публика уже симпатизирует многим молодым претендентам, награждает их дружными аплодисментами.

Три часа длилось прослушивание, потом — подсчет голосов, совещание жюри... И вот на сцену приглашаются все участники — наступает волнующий момент: объявление итогов.

По общему мнению, победителями отборочного тура международного конкурса «Бельведер» стали его явные лидеры: Аюна Базаргуруева и Михаил Пирогов из Улан-Удэ, Ольга Басова из Красноярска и трое иркутян — бас Владислав Кузнецов, баритон Гейрат Намус Шабанов и сопрано Лилия Седлецкая.

Можно только порадоваться и за победителей, и за иркутских зрителей — их оценки совпали с оценками жюри практически во всех случаях! Как хочется верить, что и в Вене эти вокалисты сумеют достойно показать себя.

Кстати, артист Евгений Иганс, которого мы все уже считаем иркутянином, тоже поедет на конкурс в Вену, — но будет выступать за родную Ригу.

А теперь, когда фестиваль завершился, когда восторженные зрители даже в фойе филармонии еще аплодируют выходящим из гримерки артистам, — несколько блиц-интервью. Конечно же, о впечатлениях, которые увезут с собой участники.

Анастасия Привознова:

— Я безумно счастлива участвовать в этом фестивале! Очень приятно было петь с таким хорошим оркестром, с таким замечательным дирижером, каким является Илмар Лапиньш. Хороший состав участников, хорошие певцы приехали. Рада знакомству с ними!

Дарима Линховоин:

— Охотно ехала сюда, приняв приглашение Илмара Артуровича, знала, что будет хороший международный состав артистов, и каждый из них — яркая индивидуальность. Работать с ними было очень интересно, я просто испытывала от этого удовольствие; с неменьшим удовольствием я сижу в зале, когда свободна, и слушаю их концертные выступления.

Сходными мыслями поделились Венцеслав Анастасов и Ивайло Джуров:

— Впечатления фантастичны. Мы впервые в России, хотя и мечтали об этом. Россияне для нас — очень близкие люди. Мы славяне, у нас даже азбука одна... Публика здесь прекрасная; красив город, великолепен Байкал... Мы охотно приедем в Иркутск и на следующий год, если будет приглашение на оперный фестиваль.

В состоянии эмоционального потрясения расходились слушатели из филармонии. Думается, нечто похожее испытали и наши гости, хотя, конечно же, для них минуты славы — дело уже привычное. Хочется сказать спасибо фестивалю! Спасибо всем его участникам и организаторам! Спасибо «Дыханию Байкала» —оно было мощным и незабываемым.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора и Алексея Ильина, «Байкальские вести»

пн вт ср чт пт сб вс