Дон Кихот нашего времени

На днях прошло сорок дней, как вдали от Иркутска умер

известный в Иркутске правозащитник, писатель, публицист

Геннадий Константинович Хороших. Много лет этот человек был

связан -- и личной дружбой, и своими свободолюбивыми

взглядами -- с писателем, который прослыл диссидентом (за

что отбывал срок длиной почти в пять лет), Борисом Черных,

писателем и публицистом Виталием Диксоном, журналистом и

писателем более молодого поколения Андреем Грохольским.

И сегодня Борис Черных, специально приехавший из

Благовещенска, где он сейчас живет, а также иркутяне Виталий

Диксон и Андрей Грохольский -- собеседники журналиста,

корреспондента "БВ". Тему же разговора можно обозначить так:

каким он был? Что привносит в общество каждый такой вот

человек-совесть? Возможно ли это вообще -- "жить не по лжи",

как сформулировал Солженицын?

Корр.:

////-- Мы не сможем сегодня в полной мере оценить его

деятельность как председателя комиссии по защите прав

человека, поскольку с нею тесно не соприкасались, -- и все

же мы знаем, что Геннадий Константинович обладал теми

личностными качествами, которые давали ему моральное право

работать в этой комиссии. Об этих его качествах, о том, как

формировалась его личность и как складывалась судьба, и

хотелось бы поговорить.

Б.Черных:

-- Я вчера был во втором корпусе госуниверситета, где

проходила та знаменитая дискуссия "Пресса и демократия", с

которой все и началось в судьбе студента Геннадия Хороших.

Дискуссия эта в те времена была актом небывалой смелости.

Да, именно с нее началась его тяжелая биография. Теперь в

том зале проходят заседания ученого совета ИГУ, и это

согрело мое сердце; но тогда мы даже и не предполагали, что

из этого парня, пусть даже такого башковитого, вырастет

правозащитник.

_______ВРЕЗ В ТЕКСТ В ЭТОМ МЕСТЕ_____

////Он вырос в простой семье в Рабочем предместье, поступил

в Иркутский университет. Организованная им в 1965 году

дискуссия стала ярким событием, которое положило начало

незаурядной судьбе нашего земляка. Дискуссия потрясла

гуманитарные факультеты. Самого же Геннадия Хороших по

решению обкома КПСС не просто отчислили из университета --

его отправили "перевоспитываться" на завод тяжелого

машиностроения имени Куйбышева... Человек сильного характера,

он отправился сначала на завод, но через год, видя, что о

нем элементарно забыли, махнул аж на Колыму, где стал

бурильщиком в геолого-разведочной партии. Там заочно окончил

филфак Магаданского педагогического института и вскоре

вернулся в Иркутск.

Новая эпоха призвала Геннадия Константиновича к поприщу

неожиданному -- он становится руководителем областной

комиссии по правам человека. На этом посту он снискал

уважение многих своих сограждан. Его кабинет всегда открыт

для обездоленных и страждущих, его предписания вынуждены

исполнять чиновники разных ведомств... Его с трудом терпят в

Иркутске, но его поддерживает Москва, более того,

деятельность иркутской комиссии по правам человека признана

одой из лучших в России.

Из дневниковых записей Бориса Черных////

________

Но в том-то и утопичность многих наших надежд, что теперь,

как я посмотрю, нет у нас ни прессы, ни демократии -- во

всяком случае, у нас на Амуре. Есть желтая пресса, таблоиды,

"глянец" без смысла. Может быть, только ваша газета

держится.



Но в условиях, когда все нравственное ломалось в

Российском государстве, роль правозащитника становится

нелепой, это роль Дон Кихота. Он, Гена Хороших, понимал это

-- он видел, что занимался донкихотством, помогая лишь

отдельным людям.

Но что значат усилия одного? Я вижу, как против этой машины

стоит человек, Геннадий Константинович Хороших, по принципу:

ну надо же что-то делать, надо хоть кому-то помочь... Вот и

ответ на ваш вопрос. Он и умер как Дон Кихот -- поехать

сидеть возле парализованного брата, бывшего командира

эсминца, -- чтобы стать самому братом милосердия при больном

человеке, и это тоже достаточно самоотверженно. И вот брат

остался, -- а Геннадий ушел...

Оглядываясь на то, что было еще так недавно, я понимаю, что

значит быть правозащитником, когда им быть практически

невозможно. Это я и по себе знаю, по жизни на Амуре, в

Ярославле...

И он это сознавал! В том-то и трагедия. Он понимал всю

тупиковость своих усилий. Конечно, его не покидала вера, что

мы, может, еще выправимся, ведь были же какие-то обещания у

нашей эпохи!..

Корр.:

////-- Мы за свою жизнь захватили разные времена, а он,

Геннадий Константинович, и тем более: сначала "оттепель", а

после застоя -- годы перестройки, когда люди снова воспряли.

Что, разве не было иллюзий?

-- Иллюзии были. После XX съезда, например, это 56-й год --

какие иллюзии были, боже мой! Конечно, Хрущев был болтун и

балагур, не без ошибок, -- но он был живой человек. На смену

пришли манекены. Это было видно по лицам, по речам, по

поведению, по их биографиям. Потом, вторично, иллюзии

возникли уже при Горбачеве. У вас же тоже они были?

В.Диксон:

-- Ну а как же! Ведь тоже хорошее впечатление производил. И

мы все думали: а вдруг? Мужик, кажется, толковый -- правда,

он очень много говорил...

Корр.:

////-- Было такое ощущение, что он тоже дорвался -- его тоже

слегка несло.

В.Диксон:

-- Конечно, он отличался от своих предшественников. Говорил

без бумажки, держался просто, значит -- свой. Новый человек

пришел -- отсюда и первый импульс к возникновению иллюзий. А

уже потом стали прислушиваться к тому, что именно он

говорит.

А что касается Гены -- мне представляется, что -- да, он был

Дон Кихот... В то же время он был трезвый человек, ясно

представлял себе, что происходит.



Но на его примере хорошо видно, как столкнулись лоб в лоб

два понятия, которые существовали еще в СССР, а именно --

правоохранительные органы и правозащитные организации. И там

и там право, разница в том, что одни охраняют это право, а

другие защищают. Оказалось, что право "охранять"

узурпировало государство, а правозащитникам только осталось

-- точечно где-то кому-то помогать, в каких-то частных

ситуациях. Понятно, что Хороших не мог быть этим

удовлетворен. Ему не хватало широты этого движения,

массовости, но в условиях, когда он занимал, по сути,

чиновничью должность, изменить ситуацию было невозможно.

А.Грохольский:

-- Меня интересует, возможно ли было соединить деятельность

и взгляды Геннадия Хороших с принципами православия?

Насколько это возможно вообще? Я понимаю, что демократия

была его любимым флагом, так можно ли было подружить церковь

с демократией?

Б.Черных:

-- Церковь невозможно подружить с демократией, она,

демократия, там просто неуместна -- церковь структура

особая, и можно только радоваться тому, что у нее нет

демократии. Я и у церкви вижу много проблем. Там есть очень

талантливые батюшки, по-настоящему просвещенные, но их мало.

Слишком долог и непрост путь возвращения церкви к самой

себе. Я знаю, Геннадий много думал об этом и о

христианско-демократическом союзе...

В.Диксон:

-- Возможно ли вообще соединить христианство с демократией?

По-моему, это разные вещи. Демократия -- это форма

правления, а христианство -- морально-нравственное

религиозное учение. Можно ли христианство как нравственное

учение приложить к политике?

Возьмите основополагающие вещи -- десять заповедей -- и

приложите их к деятельности любого политика, министра,

сверху донизу, приложите к ним нравственные принципы

христианства. Как на фоне этих моральных принципов будет

выглядеть любой политик любого ранга?

А.Грохольский:

-- Но Хороших-то пытался приложить...

В.Диксон:

-- И не он один пытался, это традиция очень давняя в России.

В конце 80-х -- начале 90-х Виктор Аксючиц и ему подобные

этим занимались -- и уперлись куда-то в тупик. Они тоже

пытались эту идею воплотить -- создать

христианско-демократический союз. Потом идея докатилась до

Иркутска, нашлись инициативные люди, хоть и очень разные

(Гена Хороших, Евгений Иофин, Виталий Камышев), создали

РХДС...

Б.Черных:

-- Но мы говорим о Гене Хороших. А он разглядел, что церковь

поднимается. А что касается нашего общества, то тут мы в

очередной раз сорвались в утопические надежды.

Корр.:

////-- У меня вообще такое впечатление, что в обществе

наступила эпоха великой депрессии. У нас сейчас не права

человека, а права денег. Все наши права, вместе взятые, не

могут противостоять этому Большому Праву. И происходят вещи,

смысл которых умом не понять, не объяснить...



_______ВРЕЗ В ТЕКСТ В ЭТОМ МЕСТЕ_____

ххх

Уходят дни, их календарь теряет,

Меня опять тоска одолевает:

Смотрю в окно, а вижу снег в Иркутске...

Что из того, что жизнь не стала куцей?

Я здесь чужой, но поезд мой ушел...

В Иркутск, я знаю, мне уж не вернуться --

Иду к календарю, в руках листочки рвутся.

ххх

Август мой, август, нет, я не горюю,

Просто стою я, просто смотрю я,

Как на земле без меня?..



Геннадий Хороших



________





Б.Черных:

-- Мне летом будет 73, и я смотрю на это с позиции внуков и

правнуков, я о них думаю. Итоги нашей беседы могут быть

горестные, знаю заранее, но мы же и не можем лгать, как это

было в другие времена, когда все собирались и "нагнетали

оптимизм".

Но и пессимизм нагнетать не следует. Хорошо, если партия

власти найдет в себе нравственные силы, чтобы на местах

поднять наверх людей духовно озабоченных. Правда, пока этого

не происходит. Но наши нынешние вожди (я имею в виду

Медведева и Путина) производят впечатление живых людей,

которые, может, как и мы, тоже испытывают иллюзии.

В.Диксон:

-- Вожди, испытывающие иллюзии, -- это уже не вожди, а

воплощенные дон кихоты. Кроме того, на меня нынешняя

светская и церковная власть не производит вышеозначенного

впечатления.

Корр.:

-- При этом не последнее лицо в государстве, Борис Грызлов,

отвечая на вопросы прямой линии, организованной Газетой.Ру,

говорит: мы на триллионы рублей выпустим фильтров, чтобы

позаботиться о россиянах, -- пусть пьют чистую воду. А

Байкал, самый чистый на планете естественный источник воды,

при этом разрешают загрязнять. Это как понимать?

Б.Черных:

-- На пенсию надо отправить Грызлова.

Корр.:

////-- У общества нет механизма, с помощью которого оно

могло бы отправить его на пенсию.

А.Грохольский:

-- Если общество не проголосует за "Единую Россию", Грызлов

не будет возглавлять Государственную думу, вот и все. Так

что выборы -- единственный механизм.

Б.Черных:

-- О чем я еще хочу сказать. Мы только что на Амуре создали

такую общину, которую назвали "Албазинское братство".

Инициатором ее был игумен Игнатий, настоятель

Магдагачинского прихода. И вот я вижу, что молодые

священники, в том числе и патриарх Кирилл, люди

просвещенные, и это вызывает у меня надежды, что добиться

изменений к лучшему будет трудно, сложно, но -- возможно. И

потому есть проблески надежды, что мы поднимемся. Я имею в

виду -- поднимемся нравственно. Но вообще нас ждет тяжелая

полоса...

Гена Хороших это прекрасно понимал. Это ощущение есть и в

его письмах.

В.Диксон:

-- Допустим, Гена понимал это, но есть одно свойство

поколенческое -- приверженность к надеждам, к иллюзиям. В

поколении Геннадия Хороших это было ярко выражено, и Борис

недалеко оттуда ушел. Идя работать в комсомол, он ничего не

рушил -- он хотел, чтобы этот комсомол был "с человеческим

лицом". Сейчас они оба, и Геннадий Хороших, и мой собеседник

Борис Черных, выглядят реформаторами, которые хотели в

рамках существующего строя переделать все, выступить с

новыми идеями,-- и сколько таких неосуществленных надежд,

сколько судеб, которые оказались, по существу, шлаком?! Они

сами себя кидали в топку локомотива, горели, сгорали...

Б.Черных:

-- Я же не сгорел! И очень многие из тех, кто испытывал эти

"романтические надежды", не сгорели. Кстати, в областном

архиве есть документы по делу исключения из университета

Геннадия Хороших. Этим делом руководил Геннадий Куцев,

тогдашний первый секретарь обкома комсомола, теперь

функционер "ЕР" и ректор Тюменского университета. Очень

одаренный при этом человек... И Гена мне говорил однажды: ты

знаешь, он меня исключал, а меня все равно не покидало

ощущение его таланта.

В.Диксон:

-- Ничего странного тут нет. Ведь когда мы говорим

"мерзавец" -- это не означает "ничтожество". Это чаще всего

-- целеустремленный, волевой, дисциплинированный человек,

при этом он активен, умен -- и тем не менее он остается

мерзавцем.

А.Грохольский:

-- Я думаю, здесь очень важно одно качество -- сочувствие,

которое было у Геннадия Хороших, сочувствие к своим

притеснителям, к своим обидчикам. Может быть, в этом и

сказалась его христианская сущность...

В.Диксон:

-- Большое сердце было у Гены -- и это хорошо для

проповедника, это хорошо в межличностных отношениях, но

сочувствующий общественный деятель? В России это несколько

странно. Потому что, выражая сочувствие одному, ты вольно

или невольно выражаешь осуждение другого. И, сочувствуя тому

или другому, ты все равно показываешь свое политическое

лицо.

В должности уполномоченного по правам человека Геннадию

Хороших, может быть, было некомфортно -- он чиновник, это

чиновничья должность, администрация губернатора -- это

монастырь, туда со своими правилами и своим уставом не

ходят, и если ты там работаешь -- будь добр соблюдать

заведенный порядок. Но он пошел на эту должность. Он видел в

этом свой нравственный долг: где могу -- там помогу. Пусть

хотя бы на отдельном участке, помогу одному, другому,

десятому -- и то хорошо.

Б.Черных:

-- По-моему, это хорошо, что он пошел на эту должность. Во

всяком случае, когда меня губернатор Амурской области

пригласил быть его советником, я согласился. Потому что я

знал, что могу принести какую-то пользу. И точно так же Гена

себя повел. Но его, получается, все-таки вытолкали?

А.Грохольский:

-- Он возглавлял комиссию по защите прав человека при

губернаторе, а когда учредили должность уполномоченного по

правам человека, его не избрали на эту должность. Там была

долгая история...

В.Диксон:

-- У него был хороший слух на слово. Как мне казалось, он

мечтал стать литератором...

Б.Черных:

-- Работать надо было, сидеть за письменным столом. У него --

не получалось. Но, слава Богу, как личность-то он состоялся.

Хотя в его повести действительно обнаруживается

литературный талант. А еще я нашел в его письмах строфы

стихотворений, тоже талантливые. То есть писательский дар

был, но у него была энергия солдата, стоящего на посту. Она

перехлестывала, и он, к сожалению, только время от времени

садился к письменному столу...

Я надеюсь, что он сохранится в памяти иркутян надолго, а к

осени мы соберем книжку памяти о нем -- все, что есть, и

все, что еще напишут люди, хорошо знавшие его. А еще --

письма, дневники, странички его прозы, стихи... Есть

личность и есть наследие этой личности, пропасть ничего не

должно. И рукописи, и предполагаемые осенние чтения его

памяти -- все это может и должно стать страницами будущей

книги.

Беседу вела Любовь Сухаревская,

Фото: pressa.irk.ru

пн вт ср чт пт сб вс