Николай Хранитель

“Изучать буддизм в Забайкалье - наша обязанность!”

Стеллажи с книгами по обе стороны от входа. В помещение прохладно: поддерживается температурный режим. На полках - стопки текстов: огромные фолианты, книжные миниатюры, отдельные документы. Так выглядит одно из крупнейших в мире хранилищ буддийских рукописей - Тибетский фонд Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, расположенный в соседнем Улан-Удэ. Наш собеседник - хранитель фонда, кандидат исторических наук Николай ЦЫРЕМПИЛОВ.

? Николай Владимирович, с 2005 года вы - хранитель Тибетского фонда. Расскажите, пожалуйста, о его богатствах?

- Наш фонд содержит более 40 тысяч архивных единиц XVII-XX веков. А если учесть коллекцию танка (буддийских икон - прим. авт.), то эта цифра возрастёт до 60 тысяч. Для сравнения - аналогичное хранилище в Улан-Баторе включает лишь шесть с половиной тысяч предметов. Разумеется, нужно учесть, что одной единицей хранения является и огромный том, и небольшой документ. Однако крупные произведения составляют свыше 80 процентов наших запасов. Здесь, в Улан-Удэ, есть то, чего нет больше нигде в мире! К примеру, у нас хранятся трактаты, которые в Тибете считаются утерянными. А когда тибетские учёные побывали в нашем фонде, они поразились не только количеству текстов, но и высокому уровню их сохранности. Ведь большинство мировых коллекций тибетских и монгольских рукописей находятся в плачевном состоянии. В Японии привычным считается ежегодно сдирать с рукописей плесень. Для нас же это - ЧП! То, что творится в Лхасе, во дворце Потала, просто кошмар: там редчайшие тексты хранятся как дрова в сарае. До недавних пор ту же картину можно было наблюдать и в Улан-Баторе. Здание нашего хранилища, построенное в 1990-е годы, соответствует международным стандартам.

? Коллекция пополняется или пребывает в замороженном состоянии?

- С 1960-х годов ядро нашей коллекции перестало расти, что, разумеется, не очень хорошо, так как информация должна постоянно пополняться. Однако сейчас мы вновь стали её наращивать за счёт мультимедийных архивов - аудио- и видеозаписей. Институту монголоведения, буддологии и тибетологии удалось заключить договор с индийским университетом тибетологических исследований в Варанаси, где хранится большое число записей. Более тысячи из них были переданы в Улан-Удэ. К тому же у нас теперь будут храниться цифровые варианты тех текстов, которых раньше не было в коллекции.

Конечная цель сотрудников фонда - открытие Интернет-портала, где любой желающий сможет увидеть редкое видео или прочитать уникальную книгу. Стоит заметить, что в Варанаси такие услуги не представляют. Их впервые предложит именно наш институт.

? Когда и кем началось формирование данной коллекции?

- Рукописи стали собирать с момента создания Бурят-Монгольского Учёного Комитета в 1921 году. Часть книг была привезена из Монголии, Китая и Тибета, часть - из различных районов Забайкалья и Центральной Азии. Ключевую роль в создании коллекции сыграли ваши земляки - Цыбен Жамцарано, Агван Доржиев, Базар Барадийн и другие энтузиасты, сохранившие буддийские тексты от большевистских погромов. Я читал их воспоминания о том, как они собирали сохранившиеся тексты с пепелищ от сожжённых коммунистами дацанов, и считаю, что нужно в ноги поклониться этим людям, благодаря труду которых нам сегодня есть, чем гордиться.

? Николай Владимирович, вы много работаете за границей?

- Да, за последние годы сотрудники института стали активно ездить за рубеж, участвовать в международных конференциях и печататься в рейтинговых журналах. К примеру, в начале января я вернулся из Индии, где сейчас готовится к выходу книга о жизни Агвана Доржиева, соавтором которой я являюсь. Также с 2000 по 2003 годы я проходил стажировку в таких востоковедческих центрах, как Гамбургский университет, японский университет Тохоку и университет штата Индиана в США.

? С чем, на ваш взгляд, связан интерес к буддизму, проявляемый сегодня на Западе?

- Если посмотреть на социальный состав западных буддистов, то это, прежде всего, интеллектуальная элита - учёные, писатели, художники, музыканты… Буддизм на Западе существенно облегчён и не требует от своих последователей тех вещей, на которые, как правило, претендует религия. Европейцы относятся к буддизму как, в первую очередь, психологическому тренингу, помогающему выдержать бешенный ритм современного мира. Буддизм - мобильная религия. Правда, его западную форму сложно назвать религией. Это, скорее, образ жизни. Но и в таком, несколько усечённом виде, буддизм приносит много пользы, так как помогает гармонизировать жизнь человека.

? Окончив в 2000 году аспирантуру в петербургском институт востоковедения, вы вернулись на родину. Почему?

- Здесь интересней! Кроме того, побывав во многих частях земного шара, могу с уверенностью сказать: мне нравится жить в Бурятии. К тому же изучать буддизм в Забайкалье - наша обязанность! Ведь то, что хранится здесь, в Музее истории Бурятии, в краеведческом музее Читы и в буддийских монастырях Забайкалья - это сокровища мировой культуры.

Илья Баринов



пн вт ср чт пт сб вс