Система довузовского профобразования Бурятии на высоком уровне

Модернизированная система довузовского профобразования Бурятии признана одной из лучших в стране

Новый министр образования России Дмитрий Ливанов заявил о серьезных реформах в сфере профобразования.

Между тем система начального и среднего профобразования (НПО и СПО) Бурятии уже давно живет в режиме перемен, продиктованных самой жизнью. Опыт республики в сфере реформирования НПО и СПО стал ключевой темой Байкальского образовательного форума и был признан лучшим в стране. Не случайно на состоявшейся недавно в Москве Всероссийской конференции с международным участием «Профессиональные кадры новой России» один из ведущих докладов был предоставлен именно специалистам из Бурятии. О результатах модернизации довузовской системы профобразования Бурятии мы беседуем с начальником отдела начального и среднего профобразования минобразования и науки РБ Виктором Тютриным.

— Виктор Иванович, чему была посвящена всероссийская конференция?

— 22-23 ноября в Москве прошла первая конференция, посвященная обсуждению вопросов развития региональных систем профессионального образования. Для участия в конференции в Национальный исследовательский университет «МИСиС» прибыли 339 участников из 81 региона Российской Федерации. Напомню, в этом году из структуры департамента развития профобразования минобразования России был выделен департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования, который возглавила Наталия Золотарева. Так получилось, что первые дни работы департамента прошли этим летом на БОФе, где был организован «круглый стол» «Концепция развития профессионального образования РФ до 2020 года» и впервые широкой педагогической общественности были представлены предложения по основным направлениям развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

Прошедшая в Москве конференция стала по сути первой дискуссионной площадкой в преддверии принятия нового закона «Об образовании» и окончательного понимания, каким быть нашему довузовскому профобразованию. В этом плане сделанное в Бурятии воспринимается сегодня как передовой ценный опыт, который было предложено распространить на другие регионы.

— Каковы итоги модернизации довузовского профобразования Бурятии?

— Как верно отметил министр Дмитрий Ливанов, существующая система профподготовки должна отвечать современным экономическим реалиям, то есть решить задачу, как в нужном месте подготовить нужное количество специалистов нужной квалификации.

Пять лет назад мы разработали концепцию, согласно которой ежегодно на основе данных отраслевых министерств и ведомств, органов местного самоуправления, организаций и предприятий всех форм собственности, союза промышленников и предпринимателей РБ в республике формируется среднесрочная потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах. Чтобы выполнить эти заявки, мы перестроили систему НПО и СПО. На 1 января 2013 года в Бурятии не останется ни одного училища (НПО), все они вошли в состав СПО и представляют сегодня инновационные образовательные учреждения кластерного типа. В них осуществляется двух-уровневая подготовка профессиональных кадров по таким приоритетным направлениям развития экономики республики, как железнодорожный транспорт, строительство, сельское хозяйство, машиностроение, туризм, сфера обслуживания, добыча полезных ископаемых. В условиях демографической ямы оптимизация также позволила уменьшить существенные диспропорции между приемом в образовательные учреждения и потребностью в профессиональных кадрах. Качественно поменялось содержание программ, взаимодействие с бизнесом как заказчиком специалистов на основе государственно— частного партнерства.

Особо хочется обратить внимание на полученные от модернизации экономические эффекты. Формирование ресурсных центров, учебно-производственных полигонов, инновационных предприятий в структуре образовательных комплексов позволило увеличить внебюджетные вливания в развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений в 5 раз по сравнению с 2008 годом. Приведу такой пример: затраты на одного обучающегося в год возросли на 37,36%. Средняя заработная плата преподавателей учреждений НПО увеличилась на 52,5%, учреждений СПО — на 34,5%, мастеров производственного обучения учреждений НПО — на 56,4%, мастеров производственного обучения СПО — 37,9%. В целом фонд заработной платы в довузовском профобразовании увеличился на 104,5%.

В 2009 году при поддержке минобразования и науки РБ было подписано соглашение по созданию межрегионального совета по общему и профессиональному образованию между Забайкальским краем, Иркутской областью и Бурятией.

— С каким чувством вы ждете принятия нового федерального закона «Об образовании»?

— Анализ основных направлений модернизации профобразования Бурятии в течение последних пяти лет показал, что система довузовского профобразования по структуре и направлениям подготовки приведена в соответствие с основными положениями нового федерального закона «Об образовании». Проще говоря, когда закон вступит в силу, нам останется только совершенствовать начатое и делиться опытом в статусе федеральной экспериментальной площадки.

Татьяна Никитина.

пн вт ср чт пт сб вс