Академик Олег Еремеев подарил Иркутску монументальное полотно

Пока оно занимает несколько столов в мастерских Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Однако в ближайшее время картина известного петербургского живописца и графика, народного художника РФ, действительного члена двух российских академий – художеств и естественных наук – Олега Еремеева «Сыны России» займет свое место в экспозиции. Автор лично вместе с супругой искусствоведом Светланой Еремеевой привез полотно размером 1,5 на 3 м в Иркутск на поезде из Санкт-Петербурга.

Изначально художнику предлагали продать картину за рубеж, ведь иностранные коллекционеры в последние годы особенно интересуются соцреализмом. Но он выбрал российский музей, которому передал полотно безвозмездно, взяв на себя даже расходы по его транспортировке.

– Это неординарное событие, – отметила заместитель директора по науке художественного музея Татьяна Огородникова. – В наших фондах подобных работ немного. В последнее время художники практически не обращаются к тематической картине, особенно исторического характера. Полотно живописует одно из исторических событий в Сибири, поэтому представляет особую ценность для нашей коллекции.

Правда, событие, которое изображено на картине, произошло не в Иркутской губернии, а в соседней Красноярской. Герои – политические деятели, осмелившиеся открыто выступать в печати и на заседании Государственной думы против участия России в Первой мировой войне. За это они были сосланы в Сибирь, где содержались в тюрьме, пока их не освободила революция 1917 года. На картине в серо-дымчатых тонах пятеро мужчин в робах мышиного цвета и сопровождающий их конвоир идут на фоне суровых красот Енисея.

– Я поехал в Красноярский край после окончания института. Туда я был направлен в командировку творческой мастерской Академии художеств, чтобы собрать материал для картины, – вспоминает Олег Еремеев. – Мне было важно побывать там, куда царское правительство ссылало неугодных. Героев картины я считал своими современниками, ведь полотно было написано в 1960 году, и после смерти некоторых из них прошло всего несколько лет. Кстати, трое из этих бунтовщиков – Петровский, Бадаев и Муранов – после 1917 года занимали видные позиции среди элиты СССР.

Автор признался, что, когда работал над лицами, хоть и провел достаточно времени в архиве и даже видел фотографию, на которой его герои запечатлены на фоне тюремной стены, портретного сходства не добивался. На вопрос, что его вдохновило на столь монументальные размеры, сказал, что не считает свою картину слишком большой.

– Говорят, каждое время рождает свои песни. Так же и в изобразительном искусстве: каждому времени свой формат, – отметил Олег Еремеев. – Это вам сейчас кажется, что картина большая. Моя дипломная работа в 1957 году была шириной 3,4 метра. Тогда было принято писать большие тематические картины. Сейчас на них нет спроса. Кроме того, чтобы создать такую картину нужно много денег: на изыскания, на натурщиков. У нас, у художников, есть выражение: картину надо кормить. Краски, холст, подрамник, реквизит – все это стоит недешево.

Однако художник совсем не жалеет о своем бескорыстном поступке. Наоборот, он в восторге от того, что увидел в Приангарье, ведь побывал здесь впервые.

– Трудно было решиться на такое путешествие, но жена утверждает, что я авантюрист, и в чем-то она права, – признался Олег Еремеев. – Я купил рулон, вынул картину из рамы, свернул и запаковал. Потом нас еле пустили в поезд. Но когда я вчера побывал на Байкале, понял – все не зря. Меня поразил исток Ангары, ведь когда я работал над картиной, я был там, где она впадает в Енисей. И считаю, что увидеть за одну жизнь начало и конец великой реки не каждому дано.

По словам главного хранителя Иркутского художественного музея Анны Парфиненко, картина добралась до Иркутска в хорошем состоянии, почти без повреждений. В скором времени она будет помещена в подрамник и займет место в экспозиции.

Олег Еремеев также преподнес отделу искусств Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского три альбома, посвященных своему творчеству.



Олег Еремеев родился в 1922 году в Ленинграде в семье служащего. В 1938 одаренный юноша был принят в Ленинградское художественное училище. В июне 1941 ушел добровольцем на фронт. В 1951 окончил училище и поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР. В 1957 с отличием его окончил. Дипломная работа Олега Еремеева была отмечена на Всесоюзной художественной выставке в Москве, а сам он – зачислен в творческую мастерскую Академии художеств СССР, где с 1957 по 1961 годы являлся главным художником. С 1960 года – член ленинградской организации Союза художников России. С 1977 до 1990 – проректор по учебной работе Института им. И.Е. Репина, с 1990 года и по настоящее время – ректор института.





Елена Орлова

Фото: Николай Рютин

пн вт ср чт пт сб вс