На ангельском крыле

Виктор Кулеш: «Церковь Успения – остров в море равнодушия».

«И стоит в зелени белая красавица-церковь – сколько лет стоит – молчит. Много-много раз видела она, как восходит и заходит солнце, полоскали её дожди, заносили снега… Но вот – стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители её, давно стала прахом та умная голова, что задумала её такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чём же думал неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку?».

Эти строки из рассказа Василия Макаровича Шукшина «Мастер» полны любви к заброшенной русской церкви. Такой как церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Калинино, о предстоящем восстановлении которой мы и решили поговорить с известным архитектором Виктором КУЛЕШОМ.

- Виктор Иванович, 17 сентября вы участвовали в первом заседании Попечительского совета по восстановлению Успенской церкви. В чём, на ваш взгляд, ценность этого храма?

- Церковь Успения – древнейшая в нашем крае. Её строительство началось в 1706 году, а завершилось – в 1712-м. Храм имеет уникальную архитектуру, сочетающую традиционное зодчество русского средневековья и барокко – модное для тех, петровских, лет. Средневековые каноны чувствуются в лаконичности и строгости форм, в оконных проёмах «с рассветом». Черты западного стиля проявились в интерьере и характерных обрамленьях – кружевах. Хотя значительная часть внешнего убранства утрачена, его всё ещё можно восстановить!

Кто же тот зодчий, оставивший нам эту жемчужину? Насколько мне представляется, храм воздвигли пришлые мастера – возможно, из Москвы или Тобольска. Уж очень они ориентировались на московскую школу! Если обратиться к истории архитектуры, можно увидеть, что в конце XVII века подобные храмы возводились в Рязани, Нижнем Новгороде, Филях… Наша церковь относится к началу XVIII века. Словно мастера из европейской части России постепенно добрались и до Нерчинска. К тому же они обладали большим опытом работы с кирпичом и известняковым раствором. Благодаря этому церковь и простояла более 300 лет.

- В чём же причина того, что сейчас всё здание покрыто трещинам?

- Я думаю, храм затрещал сразу! И это – ещё одно подтверждение того, что его авторы – мастера Нарышкинского барокко, работавшие прежде в Центральной России. Они не учли особенности забайкальской почвы, у них не было опыта работы с мерзлотой, поэтому, создавая Успенскую церковь, они не усилили фундамент, который после первой же зимы затрещал. Всматриваясь в дверные проёмы, в своды церкви, мы видим, как зодчие тех лет тщетно пытались исправить ошибку. Но уже было поздно! Трещины, рождаясь в основании церкви, медленно поднимались к её куполам.

Правда, не стоит перекладывать всю вину лишь на наших предков. Больший ущерб храму нанесён в ХХ веке, после его закрытия. Местные жители стали растаскивать кирпичи и, главное, сняли на металлолом затяжки, поддерживающие церковный свод. На целые годы церковь была превращена в загон для скота. Всё это, разумеется, ускорило процесс обрушения. Сейчас своды держатся лишь на том уникальном растворе, которому мы обязаны мастерам прошлого… И ещё на ангельском крыле! Кроме того, утрачена крыша над алтарём и трапезной. Покосились маковки куполов, крест на одном из них вот-вот рухнет. Тем не менее, осматривая храм пять лет назад, мы оценили его как «объект, находящийся в ремонтно-способном состоянии». Однако за прошедшие годы движение в сторону разрушения ускорилось и, если не взяться за дело сейчас, мы потеряем одно из уникальных строений Забайкалья.

- Губернатор Равиль Гениатулин подчеркнул, что «построив этот храм, казаки застолбили эти земли за Россией»

- Конечно, церковь Успения – свидетельница и участница духовного освоения забайкальских земель. Очень символично, что в те годы, когда наш регион был ещё более отдалён от столицы, здесь возник такой светлый и чистый символ русской культуры. Кроме того, практически всё современное православное зодчество в Забайкалье ориентировано на Успенскую церковь, относящуюся к такой категории как «храм под колоколы». Именно она легла в основу и кафедрального собора Читы, и строящейся церкви святого Луки (Войно-Ясенецкого).

- Недавно вы побывали в Калинино. Как местные жители относятся к памятнику?

- Как мне показалось, весьма равнодушно! Более того, по-моему, заброшенность церкви, её пустынность отразились на всём селе, на людях, в нём проживающих… Какое-то безразличие, индифферентность – вот что я подметил в селянах. Церковь – остров в море равнодушия! Правда, сейчас в храме нет той загаженности, что наблюдалась ещё недавно – волонтёры убрали навоз, установили деревянную ограду, рядом началось строительство часовни в честь Праведных Иоакима и Анны- родителей Богородицы. Эта церквушка, как мне кажется, может в конечном итоге разбудить местных жителей. Если в селе появится священник, будут проводиться молебны и крестные ходы, отношение селян к Успенской церкви изменится.

- Виктор Иванович, как, на ваш взгляд, должна идти реконструкция?

- Прежде всего, необходим косметический ремонт здания – нужно выправить купола, установить обрушившиеся кресты, чтобы они не взирали с укором на забайкальцев. Удивительно, но рядом с церковью до сих пор нет таблички, что это памятник. Сколько лет существует центр по охране памятников? А даже табличку установить не удосужились! Второй шаг – наклонное бурение с установкой буронабивных свай, которые бы решили давнюю проблему фундамента. Третье – сделать временную кровлю, чтобы предотвратить попадание влаги в стены храма, ведь именно вода – главный враг раствора, разрушитель церкви! Четвёртым этапом должно стать возведение специальных конструкций для поддержания сводов. При этом очень важно наладить сотрудничество инженеров с архитекторами, чтобы эти опорные конструкции не угробили эстетику здания. Также необходимо покрыть все стены металлической обвязкой – тяжами. Лишь после этого мы сможем перейти к реконструкции. И здесь я хотел бы особенно подчеркнуть – при работе нужно по возможности использовать старый кирпич, ранее бывший в стенах церкви. Конечно, легче всё снести и построить заново из новых материалов, но в данном случае главное не скорость, а качество – нам нужно сохранить намоленность церкви, её исторический вид. Надеюсь, что после того как процесс был взят под контроль губернатора, свет в конце туннеля появится!

Кстати:

В конце сентября епископ Читинский и Краснокаменский Евстафий в очередной раз посетил заброшенную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Владыка сообщил селянам о создании Попечительского совета и принятии губернатором решения о восстановлении древней святыни. Архиерей также напомнил, что начало любого дела – молитва.

Мнение:

Александр ТЫЛЬКЕВИЧ, благочинный Шилкинского округа Читинско-Краснокаменской епархии:

- Я много раз бывал в селе Калинино и видел, в каком плачевном состоянии находится Успенская церковь! Мне кажется, она практически не подлежит восстановлению: алтарная часть отошла на целый метр, а все опорные конструкции разрушены. Чудо, что здание до сих пор не рухнуло! Его реконструкция потребует грандиозных капиталовложений. С другой стороны, церковь Успения Божьей Матери важна для нас как памятник истории и архитектуры. Ещё вопрос: будет ли храм жить после реконструкции? На мой взгляд, церковь сможет существовать лишь в случае создания Нерчинского монастыря.

Илья Баринов

пн вт ср чт пт сб вс