Нарушил правила? Высечь! И в Сибирь!

3 июля, свой профессиональный праздник отмечают сотрудники государственной автомобильной инспекции. И в этой связи нелишним будет вспомнить о давних российских традициях поддержания порядка движения транспорта по улицам.

Уже в XVIII веке в крупных городах страны, в том числе и в Москве, наблюдался рост числа конных экипажей, которые и становились участниками ДТП, совершая наезды на пешеходов. Одним из первых запретов в области дорожного движения стал закон 1863 года. Власти запретили извозчикам в городах управлять лошадью, сидя с вожжами на телегах или в санях: теперь возница должен был ездить верхом — для большей безопасности окружающих. Нарушение этого правила грозило наказанием кнутом и ссылкой в Сибирь.

До Октябрьской революции главной фигурой в поддержании спокойствия на российских улицах был знаменитый городовой. Однако непосредственно управление дорожным движением в те годы в задачи полиции не входило — по уровню автомобилизации Россия заметно отставала от других стран.

Читайте также: Госавтоинспекция: со щитом или на щите?

Накануне Первой мировой войны в Российской империи имелось всего 13 тысяч автомобилей, поэтому каких-либо мероприятий по предупреждению ДТП практически не проводилось. Но вопрос обеспечения безопасности дорожного движения становился все острее, а тут еще и городовые были упразднены.

В 1917 году журнал "Автомобиль" писал: "В тот момент, когда с углов петроградских улиц исчезли внушительные фигуры городовых, у всех машин открылись глушители, погасли номерные фонари и частью исчезли даже самые номерные знаки. При этом скорость не только легковых автомобилей и мотоциклов, но и грузовиков перешла за пределы благоразумия и в значительной степени на страницах газет увеличилась рубрика "автомобильных зверств".

Как известно, 10 ноября 1917 года Народный комиссариат внутренних дел РСФСР издал постановление "О рабочей милиции", сотрудники которой сразу же включилась в работу по охране правопорядка и поддержанию безопасного движения транспортных средств и пешеходов. А в декабре был создан проект положения об охране города, который был одобрен Главным штабом Красной гвардии и НКВД. В этом положении, наряду с широким кругом вопросов охраны общественного порядка, впервые в стране законодательно поставлена задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Первая автоинспекция была организована в Москве в августе 1919 при авточасти транспортного отдела Моссовета. 10 июня 1920 года Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров "Об автодвижении по г. Москве и ее окрестностям", который предусматривал введение определенных требований к машинам (регистрация и номерные знаки), их водителям (наличие водительских удостоверений и путевых листов), устанавливал предельные скорости движения транспортных средств (легковые автомобили и мотоциклы — не выше 25 километров в час, грузовые автомобили — не выше 15).

Именно этот Декрет предусматривал создание специального органа, предназначенного для контроля за соблюдением Правил движения и эксплуатации автотранспорта — автоинспекции, а милиция и другие органы власти были обязаны оказывать инспекторам содействие.

Кстати, в ноября 1922 года была утверждена "Инструкция постовому милиционеру о порядке пользования жезлом". В этом документе говорилось, что "в целях правильного урегулирования уличного движения всем постовым милиционерам вручаются жезлы (длиной около 11 вершков красного цвета с желтой рукояткой)".

В 1925 году появился Отдел по регулированию дорожного движения — знаменитый ОРУД, упомянутый в "Дяде Стёпе" Михалкова. Помните:

Тут сотруднику ОРУДа

Дядя Стёпа говорит:

— Что, братишка, дело худо?

Светофор-то не горит!

В 1927 в стране официально утвердили правостороннее движение, ввели ограничения в движении грузовиков и организовали первые стоянки. Для справки: в Москве в 20-е годы насчитывалось 2560 мотоциклов и легковых автомобилей (в том числе — 90 такси), 1100 грузовых автомашин, 100 автобусов, 740 трамваев.

15 мая 1933 года были утверждены "Правила движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР". В ту пору стандартизировались и дорожные знаки — в ГОСТе тех лет воспрещающих знаков было тринадцать, предупреждающих об опасных местах на дорогах — шесть, а указательных — всего четыре.

Следующий важный этап в истории — 5 ноября 1934 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о создании при Центральном управлении шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта специального органа — Государственной автомобильной инспекции.

Непосредственно же "днем рождения" Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года, когда вышло Постановление Совета Народных Комиссаров номер 1182. Этим документом было утверждено первое Положение о Государственной автомобильной инспекции в составе Главного управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР, в котором были определены ее функции, права и обязанности, а также система обеспечения безопасности на дорогах страны.

Задачи новой службы выглядели так: "борьба с авариями и хищническим использованием транспорта, разработка технических норм и измерителей эксплуатации автотранспорта, наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров и количественный и качественныйучет автопарка".

Приказ наркома внутренних дел гласил: "Не оставлять ни одного случая без тщательного расследования причин аварий и без привлечения виновных к ответственности. Расследование серьезных и сложных аварийных случаев поручить госавтоинспекторам. При расследовании аварий проверять техническое состояние машин, кто принял шофера на работу и допустил к рулю, кто и как проверяет его на работе".

Сотрудники ГАИ проявляли себя не только в мирное время, но и в годы Великой Отечественной. Именно автоинспекторы провели в первые дни войны огромную работу по мобилизации автотранспорта для нужд фронта, именно они более 150 суток под огнем противника обеспечивали движение по "дороге жизни" в блокадном Ленинграде, да и просто воевали на фронтах.

В 1960-x годаx Coвeтcкий Coюз присоединился к Международной конвенции o дорожном движении, а первые eдиныe ПДД cтaли действовать в стране c 1 января 1961 гoда. Впоследствии они неоднократно изменялись — в 1973, 1980, 1987 и 1994 годах.

С июня 1998 года Госавтоинспекция сменила название и стала именоваться "Государственная инспекция по безопасности дорожного движения" (ГИБДД) МВД РФ, а в июле 2002 года снова вернула себе всем знакомое имя — ГАИ.



"Байкал24"

по информации

пн вт ср чт пт сб вс