«Дыхание Байкала» набирает высоту

Иркутск в третий раз становится центром оперной музыки

Многие сотни иркутян — любителей оперного жанра, с нетерпением ожидавшие открытия «Дыхания Байкала», получили первые яркие впечатления. 29 мая в концертном зале Иркутской областной филармонии стартовал III Международный фестиваль оперной музыки.

В минуты официального открытия не произносилось громких и пространных речей — художественный руководитель и автор идеи фестиваля, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш был лаконичен, предоставив музыке говорить самой за себя.

И она заговорила. Первым был Губернаторский оркестр филармонии. Исполнялась увертюра Модеста Мусоргского к опере «Хованщина», широко известная публике как «Рассвет на Москве-реке». Кстати, Губернаторский симфонический — один из постоянных и непременных участников фестиваля «Дыхание Байкала». Логично: его художественный руководитель и главный дирижер — он, маэстро Лапиньш.

По замыслу организаторов на нынешнем фестивале будет звучать русская, французская, немецкая и итальянская оперная классика (Модест Мусоргский, Александр Бородин, Морис Равель, Пьетро Масканьи), камерная русская и зарубежная вокальная музыка; пройдет вечер одноактных опер, а на закрытии фестиваля будут представлены в концертном исполнении крупные фрагменты из опер Рихарда Вагнера «Зигфрид» и «Отелло» Джузеппе Верди.

В рамках фестиваля также намечено увлекательное по своему накалу прослушивание — пройдет отборочный тур Международного конкурса молодых оперных вокалистов имени Ганса Габора «Бельведер».

На гала-концерте были представлены почти все звезды вокала, прибывшие на фестиваль. Яркими, незабываемыми были выступления солистов престижных европейских театров Каталины Каян, Стеллы Григорян, Артураса Козловскиса, Олега Долгова, Венцеслава Анастасова, блестяще исполнивших свои любимые арии и дуэты.

О каждом из них можно говорить много и щедро. Блистательна карьера нашего соотечественника Олега Долгова, солиста Большого театра и театра «Новая опера». Его голос знают в музыкальном мире — особенно после того, как он спел партию Ленского в «Евгении Онегине» на гастролях Большого театра в Лондоне в 2010 году. А каков вообще репертуар этого певца! Дон Хосе в «Кармен», Раймонд («Орлеанская дева» Чайковского), Водемон («Иоланта»), Пастух («Царь Эдип» Стравинского)… Как солист Центра Галины Вишневской он принимал участие в Голландском фестивале в Амстердаме, в музыкальном фестивале Фонда Святослава Рихтера…

Меццо-сопрано из Вены Стелла Григорян, о которой говорят: «Стелла выдержала высокий художественный стандарт, который всегда отличал ее». Кроме прекрасного голоса с сильным волнующим тембром она обладает неукротимым актерским темпераментом. Солистка Венской государственной оперы — театра, с которым творчески связана с 1998 года. В ее репертуаре – главные роли в «Севильском цирюльнике», «Дон Жуане», в операх Моцарта, Верди, Энеску…

Артурас Козловскис из Литвы — это мощь голоса и драматизм одновременно. Певец активно гастролирует, создает яркие образы оперных персонажей басового регистра. Его гастрольная карта — это Австралия, Дания, Италия, Россия, Латвия, Польша, Германия.

Баритон Венцеслав Анастасов из Болгарии — обладатель звучного, бархатистого голоса. Мировое признание пришло за исполнение ролей в операх Верди — Жермона в «Травиате», Амонасро в «Аиде», а также в операх Моцарта, Россини, Бизе, Чайковского. Его с восторгом встречали зрители Италии, Швейцарии, Голландии, Франции, Испании, Греции, Англии, Германии, Австрии…

Каталина Каян — сопрано из Венгрии, солистка национального театра Сегеда и Мишкольца. Успешно выступает в городах Австрии, Венгрии, Италии. Лауреат Международного конкурса вокалистов Франца Легара. На нашем фестивале покорила и иркутян…

Энергетика первого вечера, открывшего фестивальную программу, наверняка сохранится и дальше и, скорее всего, наберет еще большую силу. Публика, переполнившая зал, была в восторге. Фестиваль не только прочно занял свое место в культурной жизни города, о нем знают и говорят в России и в Европе, получить приглашение в Иркутск — это престижно. Фестиваль — это возможность услышать в Иркутске произведения великих мастеров оперы в исполнении ведущих солистов оперных театров России и Европы.

Таков фестиваль «Дыхание Байкала» — в его сегодняшнем дне и в его перспективе. Говорят участники фестиваля.

Несколько вопросов — Венцеславу Анастасову.

— Вы уже не в первый раз приезжаете в Иркутск, но, думаю, всякий раз это связано с новыми ожиданиями. Только что завершился такой яркий гала-концерт, открывший фестиваль. Ваши ощущения, настроение? Что думается, что чувствуется на этот раз?

— Я второй раз на фестивале и приезжаю с большим удовольствием. Очень хорошие ощущения: здесь публика очень теплая, я чувствую, что она любит нас, и каждый раз получается такой праздник, как сегодня.

— Такое яркое начало, наверное, требует не менее яркого, энергичного продолжения — как вы это видите?

— Завтра будет «Испанский час» — комическая опера Мориса Равеля, очень интересное сочинение. Оно очень редко исполняется, я его готовил специально, думаю, все мои коллеги — тоже, специально для вашего фестиваля. Волнуемся — как завтра воспримет это иркутская публика.

— Интерес у публики есть — многие любители оперы купили билеты на все концерты сразу…

— И в прошлый раз было так же! На первом же фестивале зал был полон, и я вижу, что публика очень хорошо понимает и принимает классическую музыку.

— Во многом это — благодаря вашим стараниям и, главное, ярким талантам всех участников фестиваля. Спасибо вам! Мне кажется, прозвучавшая сегодня фраза о необходимости в Иркутске оперного театра не является преувеличением — это уже назрело.

— Да, и хотелось бы, чтобы следующей за фестивалем ступенькой как раз и стало создание и открытие в вашем городе оперного театра.

Несколько слов для читателей газеты «БВ» — от Стеллы Григорян:

— Стелла, мы очень любим фестиваль «Дыхание Байкала»…

— Теперь я тоже люблю фестиваль «Дыхание Байкала»! Я бываю в России не часто, в Москве — всего один раз, здесь, в Иркутске, — впервые, и очень рада этому. И природа, и люди — как принимают; и маэстро с его оркестром удивил сегодня своим высоким профессионализмом.

— Ваш зажигательный темперамент сегодня тоже, по-моему, произвел на публику неизгладимое впечатление. Вы готовили фестивальную программу специально?

— Отчасти спонтанно… Но специально готовила вокальные циклы «Шехерезада» Равеля и «Летние ночи» Берлиоза, которые буду петь завтра. А все остальное, скажем, та же Кармен — она у меня в репертуаре…

— Как складывалась ваша вокальная карьера? Основные события, самые яркие?

— С детства начинать? Это далеко… Самое яркое событие, пожалуй, — это то, что я уехала в Вену учиться. Там все и началось, по большому счету. Я поступила в консерваторию, проучилась всего год – и потом был конкурс «Бельведер», и я получила стипендию Караяна, и меня взяли в главный театр Вены — сразу же в Штатс-опера. Я, конечно, мечтала об этом, хотя это казалось несбыточным, — и вдруг меня взяли! А я просто боялась затеряться где-нибудь на провинциальной сцене. Я им спела Золушку — и меня взяли.

— Мечты сбываются! А дальнейшие планы — строятся? Что намечаете, какие брать высоты?

— Я много выступаю, сейчас готовлю вечер дуэтов с прекрасной французской вокалисткой Натали Дессей, у нее очень красивое колоратурное сопрано, — это будет вечер русской и французской музыки. Будем петь русские романсы и дуэты, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова, ну и, конечно, французские произведения…

— Вы много гастролируете по миру?

— Да, недавно вернулась из Японии, пролетала над Иркутском, думая: вот, скоро буду в Иркутске.

— Надеюсь, теперь вы будете бывать в Иркутске почаще?

— И я надеюсь. Мне понравилось — прекрасные коллеги, прекрасная музыка звучит, я получаю истинное удовольствие. А если у вас будет и свой театр — я уже заказала маэстро оперы, в которых хотела бы здесь исполнить свои партии.

— Как вы попали на фестиваль?

— Я случайно встретила маэстро Лапиньша в Вене, мы не виделись с ним лет десять-пятнадцать, он и пригласил меня на Байкал. У меня как раз оказалась на счастье свободная неделька — потому что уже 4 июня мне нужно быть в Сан-Франциско. Так что — повезло!

Народная артистка России Дарима Линховоин (Улан-Удэ):

— Я на фестивале не только как член отборочного тура, который жду с большим интересом, но и как концертмейстер — буду работать на сцене со звездными исполнителями, которые завтра выступают с программой камерной вокальной музыки.

— Вы участвуете в нашем фестивале не впервые – как, по-вашему, он живет и развивается, какие черты обретает?

— Фестиваль набирает силу, нарабатывает престиж, его участниками становятся очень интересные исполнители с именами европейского и мирового уровня. Это замечательно, и дай бог и дальше идти по восходящей. Фестиваль показывает, как высок уровень вокального мастерства в мире, да и в регионе этот уровень заметно растет — таково влияние, такова аура «Дыхания Байкала».

Да, аура фестиваля — она как свежее дыхание Байкала нынешней прохладной весной: чувствуется во всем городе. В зале можно увидеть постоянных слушателей, тех, кто является настоящим ценителем оперного искусства. Люди обмениваются впечатлениями, ждут новых. К моменту выхода газеты в свет фестиваль уже завершится, но на сегодня мы ставим… нет, не точку, — многоточие. Потому что часть фестивальных событий еще впереди. Надеюсь, они не разочаруют иркутян!

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

фото автора: Венцеслав Анастасов, Стелла Григорян

пн вт ср чт пт сб вс