Живопись Виктора Мироненко сравнивают с музыкой Бетховена

Изостудия Дома культуры шахтёрского посёлка Голубовка, Донбасс. Здесь ровно 55 лет назад впервые взял в руки кисти и краски Виктор МИРОНЕНКО. Потом его живопись начнут сравнивать с музыкой Бетховена, а творчество более полвека будет связано с Иркутском.

На пути к своей судьбе украинский паренёк сделал «остановку» в городе Свободный Амурской области, куда сразу после окончания школы в Голубовке переехал жить вместе с родителями. В течение года он постигал азы изобразительного искусства в городской художественной мастерской, пока в 1960 году не купил билет в Иркутск. Поступать в художественное училище.

«Боготворю декабристов»

- Конкурс был - 15 человек на место, - вспоминает Виктор Михайлович. - Экзамены сдавал трудно, однако меня приняли кандидатом, была такая категория учащихся в то время. А через два года уже стал полноправным студентом.

После защиты диплома получил рекомендацию для поступления в Московский художественный институт имени Сурикова, но из-за семейных обстоятельств не смог продолжить обучение в столице. Особая страница в биографии Виктора Мироненко - областной художественный фонд, директором которого он проработал восемь лет. Салон-магазин «Художник» в центре Иркутска, дом с мастерскими художников на улице Энгельса и Дом творчества на Байкале строились под его руководством.

Выбивание квартир для мастеров изобразительного искусства и организацию работы 200 художников-производственников Виктор Михайлович совмещал с творчеством. Именно в 70-е годы прошлого века зародился его известный цикл картин о декабристах. Тогда же художник положил первые краски на полотна, посвящённые экологии Байкала. С тех пор священное море и живопись Виктора Мироненко неразлучны.

«АиФ-ВС»: - У вас богатая портретная галерея…

Виктор МИРОНЕНКО: - Знаковыми для себя считаю портреты декабристов Сергея Петровича Трубецкого и Сергея Григорьевича Волконского.

«АиФ-ВС»: - Эти картины теперь - неотъемлемая часть Иркутского музея декабристов.

В.М.: - Очень люблю декабристов, боготворю. Когда приезжал с персональной выставкой в Петербург, пришёл на Сенатскую площадь и поклонился… Кстати, в Государственном мемориальном музее имени Суворова в Санкт-Петербурге хранится мой натюрморт из цикла работ о декабристах «Из искры возгорится пламя».

Беспризорник Байкал

«АиФ-ВС»: - И всё же главная тема вашего творчества - священное озеро.

В.М.: - Первую картину о Байкале написал после путешествия на остров Ольхон. Под впечатлением великого озера и романов Хемингуэя родился холст «Старик и море». Но тот Байкал, который можно увидеть в моих картинах сегодня, появился позже: когда пришло понимание, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат - смертельная опасность для озера. Ещё в советские времена в разговоре о постигшей байкальскую природу беде Валентин Григорьевич Распутин обратился ко мне: «Напиши Байкал!». Байкал, ставший заложником человеческой глупости. Что ещё люди искусства могут противопоставить узколобой государственной политике? Только своё искусство.

«АиФ-ВС»: - Байкальская природа в вашем исполнении часто вызывает душевную тревогу. Так, наверное, должен выглядеть мир после атомной войны. Что в этих образах художественный вымысел, а что - правда?

В.М.: - Однажды, путешествуя по Байкалу, увидел его таким... - Виктор Михайлович показывает на одну из своих картин: небо пылает в лучах рассвета над чёрным саваном воды, вдали, словно язык, тянется полоска земли. На ней видны жёлтые язвочки, будто кто-то прижигает язык папироской. Это огни Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.

В.М.: - Байкал уникален, - продолжает художник. - Он бывает чёрным, голубым, красным, серым, зелёным, жёлтым - самых разных цветов! Я исходил побережье вдоль и поперёк. Каждая встреча с Байкалом - потрясающее общение с первозданным миром, воспоминания о котором затем навсегда остаются с тобой. Это поразительное место на нашем земном шарике - поражает прямо в сердце.

«АиФ-ВС»: - Поэтому на ваших картинах он такой эмоциональный: на холсте запечатлена не только природа, но и душевные переживания.

В.М.: - Почему столько фотовыставок о Байкале проводится? Очень любопытных, между прочим. Фотографы играют состоянием озера: новый кадр - новое видение. Байкал многолик, только успевай щёлкать. А художник по-другому воспринимает. Там на эффектах, а здесь - на эмоциях, на чувствах. Первое впечатление - небесная красота! На этом уровне и делаются фотографии. А художник идёт дальше. Он видит, насколько красота хрупкая. Замечает сухие ветви лиственниц, загаженное побережье: тут битые бутылки, там мусорка. Это и есть сегодняшняя действительность байкальской природы, поэтому писать идиллию рука не поднимается. Не такой Байкал, как его на фотографиях показывают.

«АиФ-ВС»: - Значит, известный всем былинный образ «дедушки Байкала» - уже в прошлом?

В.М.: - Байкал сейчас ближе к образу беспризорника - забытого и забитого ребёнка.

Клякса любимая

«АиФ-ВС»: - Виктор Михайлович, только за последние несколько лет у вас было несколько персональных выставок в Москве, выставка в Санкт-Петербурге, я уже не говорю про Иркутск. В 2007 году ваши картины побывали в Германии...

В.М.: - Первая моя поездка за рубеж состоялась в начале 90-х. Я тогда организовал выставку группы иркутских художников в Польше. Затем были ещё поездки в эту страну. Несколько раз выставлялся в Германии. Художник не должен сидеть на месте. Надо ездить, смотреть, общаться, делиться с людьми своим творчеством.

«АиФ-ВС»: - А как художник определяет, что сделан последний мазок?

В.М.: - Мои картины не всегда получаются цельными - когда воедино сливаются цвет, тон и композиция. Это то, как я их оцениваю. Можно говорить об удачном фрагменте в картине, но чтобы передать всё, что чувствуешь…

«АиФ-ВС»: - Герой одного из романов Достоевского однажды заметил, что лишь дурак может быть доволен тем, что сказал. Очевидно, это утверждение справедливо и по отношению к изобразительному искусству.

В.М.: - У меня дом-мастерская в Шаманке, место красивое под горой, рядом река, лес. Ощущаю себя здесь совершенно свободным. Такая благодать! Вот где черпаю вдохновенье. Если встал у мольберта, то пишу до тех пор, пока не завершу картину - и день и ночь. Какую краску положить и куда - сам художник порой не знает. На одной из моих картин на тёмную гладь воды упала маленькая белая клякса - лунный свет. Жена, Аллочка, как её увидела, ахнула: красота какая! Строго-настрого наказала - эту картину никому! В домашний фонд! Творчество - всегда тайна. Сейчас, к сожалению, есть «художники» - фотографию на холст переведут: сидят и раскрашивают. Это уже не творчество и даже не производство.

«АиФ-ВС»: - На ваш взгляд, насколько большой интерес современное общество проявляет к изобразительному искусству?

В.М.: - Немножко помнят российских художников 19 века, и то потому, что тысячу лет не было подобных мастеров и тысячу лет, возможно, ещё не будет. А что мы знаем об искусстве соцреализма? О художниках века 20-го? А ведь это глыбы! Они «перепахали» 30-е годы, Великую Отечественную войну, стройки века. Это такой гигантский пласт в изобразительном искусстве! Дух захватывает. Где всё сейчас? В запасниках. Искусство соцреализма ещё заявит о себе. Такую мощь не утаить, не спрятать. Пойдут выставки по городам и весям, люди ещё будут штурмовать музеи, чтобы посмотреть картины Мыльникова, Моисеенко, Коржева, Дейнека, братьев Ткачёвых. Такой могучей свою страну новые поколения россиян ещё не видели.

пн вт ср чт пт сб вс