Путь паломника к Хамбо Ламе Итигэлову

Когда-то буряты-паломники ходили в священную страну Тибет поклониться святыням, живому богу Далай-ламе и другим великим ламам. Путь был настолько далек и труден, что его исходом запросто могла стать смерть в дороге. Но бесплодны, как пески пустыни Гоби, через которые пролегал путь странствующих богомольцев, будут все предпринятые усилия, если ты не почитаешь отца и мать, святые родные места, свои дацаны и своих лам.

Наш же путь паломника сегодня не таил явных опасностей – начавшийся после изнуряющей жары дождь был как раз кстати и обещал только удачу. И мы ехали по родным местам, чтобы пройти путь, который и приведет человека к Учителю, выведет его на светлую стезю. Так в первый день хурала Майдар в честь Будды грядущего Институт Хамбо Ламы Итигэлова организовал презентацию паломнического тура «Встреча с Хамбо Ламой Итигэловым».

«Участники проекта имеют уникальную возможность приобщиться к высокому опыту человека, достигшего высочайшего совершенства, принесшего Родине и человечеству огромный дар сострадания и добра. Мы расскажем о том, как обрел драгоценную человеческую свободу мудрый и целеустремленный последователь учения Будд», - такое письменное предварение нашего путешествия продолжила видеопрезентация прямо в автобусе. Все, что связано с жизнью и деятельностью Пандито Хамбо Ламы Итигэлова, последовательно и постепенно возвращается, расставляя по местам события и факты. Конечно же, для того чтобы восстановить историческую картину, Институту Хамбо Ламы Итигэлова приходится вести большую исследовательскую работу. В пути мы слушаем рассказ Янжимы Васильевой об удивительной жизни Хамбо Ламы Итигэлова. Он родился в 1852 году в местности Улзы Добо близ нынешнего села Оронгой Иволгинского района. У его отца Мантагарай Этигэла было трое сыновей и одна дочь. В малом возрасте пас овец близ мест, где сейчас находится Иволгинский дацан. Когда мальчик начал удивлять своих хозяев своими необыкновенными способностями, его отдали в хувараки в ближайший Янгажинский дацан.

За рассказом о том, что потом он в течение 23 лет обучался в Анинском дацане, что жители трех сел вносили денежные средства, чтобы будущего большого ламу как выходца из казачьего сословия не призвали в армию, мы доехали до первой точки нашего маршрута. Аршан Ута Булаг находится за селом Ключи по кяхтинскому тракту. В этом месте Итигэлов собирал лекарственные травы, занимался лечебной практикой. В Анинском дацане он постигал буддийскую философию, а позже поступил хувараком на медицинский факультет Тамчинского дацана. На основе тибетской медицины им создан фундаментальный труд по фармакологии «Жор».

Перед важными событиями в буддийском мире обязательно должны произойти какие-то чудесные события вроде внезапно зацветшего дерева, выпавшего посреди жары снега и тому подобного. Летом 2002 года перед возвращением Хамбо Ламы Итигэлова на этом аршане из одного места проросли черемуха, смородина и шиповник – в природе такое соседство этих растений не встречается. Кармическая связь Бимба ламы, главного хранителя Эрдэни Мунхэ Бэе, с Хамбо Ламой Итигэловым привела его в это место и указала этот знак. А в сентябре весь мир узнал об удивительном Ламе, сохранившем себя для того, чтобы вернуть людям Веру.

Первопроходцы паломнического маршрута подошли сразу же к этому месту – в этом году кусты расцвели, сейчас на них зреют плоды. Зажгли зула-лампаду, поднесли хадак и оставили подношение далага. Ута Булаг – это целый комплекс минеральных источников. Здесь из-под земли бьют двенадцать родников, каждый из которых помогает при определенных болезнях. Табличка с номерами источников подсказывает, кому какую водичку пить. От глазных болезней, от сердечных, от кожных, от заболеваний желудочно-кишечного тракта – знающие люди приезжают сюда отовсюду. До перестроечных времен здесь находился дом отдыха совхоза «Оронгойский». А во времена Хамбо Ламы Итигэлова отсюда по желобу аршан бежал аж до Янгажинского дацана.

Следующая точка на маршруте – Олоной Обоо. В 1904 году это Обоо освятил Хамбо Лама Итигэлов, вложив пять священных сосудов. Здесь проходили праздники после больших хуралов в Янгажинском дацане. После поклонения Субургану, который возведен здесь, мы собираемся в беседке, пьем чай и подкрепляемся бутербродами. С высоты этого места степная панорама с ниточкой федерального тракта открывает простор не только взору, но и душе. Теплый дождь словно очищение с небес. Энергетика мест, связанных с именем Хамбо Ламы Итигэлова, замечательная – о чем говорят наши гости Гавхар Вахидова из Ташкента, которая каждый год теперь приезжает к Хамбо Ламе Итигэлову на Майдар хурал, и Лариса, которой посчастливилось перед возвращением в Москву из командировки попасть в этот тур. Только дождь помешал по плану провести мастер-класс по стрельбе из бурятского лука. С нами в дорогу отправились главы двух поселений района: «Иволгинского» - Виктор Очиров и «Гильбиринского» - Алексей Раднаев, который неоднократный чемпион разных сурхарбанов по стрельбе из лука. Оттуда мы едем к Янгажинскому дацану.

Хамбо Лама Итигэлов вернулся на родину, в Янгажинский дацан, в 1898 году и преподавал буддийскую философию хуваракам, одновременно исполнял обязанности гэсхы ламы Цогчен дугана. В 1903 году он был назначен настоятелем дацана. Именно он был инициатором постройки Чойра-дугана и Деважин-дугана во время русско-японской войны, на строительство он пожертвовал все свои сбережения – 15000 рублей. Он прилагал большие усилия для просвещения верующих и мирян. Его благотворительность не имела границ. Кроме благословения, дарующего еще тогда защиту человеческой жизни (он провожал на фронт казаков Янгажинской станицы и все они целыми и невридимыми вернулись с войны домой), Хамбо Лама Итигэлов во время I мировой войны организовал «Всебурятское общество помощи фронту», куда вошли 120 духовных и светских лиц. Этим обществом одномоментно было собрано 130 тысяч рублей. Итигэлов призывал мирян собирать на фронт подарки, особенно к православным и мусульманским праздникам. В 1915 году Хамбо Лама с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны, собирая средства для фронта. На собранные деньги приобретали одежду, обувь, полотенца, табачные изделия и другие товары повседневного спроса, которые были отправлены к Пасхе на действующий фронт и госпиталя. В прифронтовые госпиталя для помощи и лечения раненых направлялись бурятские эмчи-ламы. За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, также семей раненых и павших Пандито Хамбо Ламе Итигэлову 26 апреля 1916 года были пожалованы орден Святой Анны II степени и медаль. За верноподданичество и усердие он был удостоен царскими указами и других наград – шейных и нагрудных медалей.

Янгажинский дацан был одним из крупнейших буддийских храмов Бурятии. Одних только лам насчитывалось в нем две тысячи человек. Всего в монастырском комплексе было девять дуганов. Главный храм - каменный трехэтажный Цогчен-дуган. Колоссальная статуя Будды грядущего – Майдар бурхан – имела в высоту 80 локтей по существовавшей тогда у бурят мере измерения. Позолоченная статуя, расписанная минеральными красками, имела высоту 16 метров – голова Майдар бурхана находилась на уровне третьего этажа. Слабое утешение, что священных реликвий из него до нашего времени уцелело больше, чем из каких-либо других дацанов. В первую очередь именно в Янгажинском дацане родилась слава знаменитых оронгойских мастеров, которые создавали монументальные храмовые скульптуры и строили многие дацаны. Красоту храма можно представить по тем творениям философа, знаменитого художника – иконописца, архитектора, скульптора Санжи-Цыбика Цыбикова, которые сохранились.

Сердце сжимается, подступают слезы к горлу при виде сложенных в груду камней – останков Янгажинского дацана. Люди молчат – можно представить, какое потрясение каждый испытывает при виде масштаба разрушения. Это потом в Тамчинском дацане мы сможем сопоставить и соразмерить это. После гороо вокруг воздвигнутой на этом месте ступы мы отправляемся на место рождения Хамбо Ламы Итигэлова – Улзытэ Добо за Белым озером близ села Оронгой.

Прибывающие сюда проходят регистрацию – здесь ведется мониторинг, который дает полную картину того, кто откуда в который раз приехал и от каких болезней принимает аршан из родового колодца семьи Хамбо Ламы Итигэлова. Откуда только не тянется сюда народ – не только из ближних и дальних районов Бурятии, но и соседних регионов. Есть постоянные посетители из Иркутской области, Забайкальского края. И болезни, от которых помогает аршан, самые разные. Нам, участникам тура, достались бутылки с фирменными этикетками. А так люди набирают аршан в самую разную тару.

СУБУРГАН НА МЕСТЕ ЯНГАЖИНСКОГО ДАЦАНА

В сохранившемся летнем домике Хамбо Ламы Итигэлова разместился маленький музей о жизни и деятельности Учителя, о тех людях, которые сохранили память о нем. Над крышей дома сооружают стилизованный под буддийскую архитектуру навес. Место очень светлое, дышится легко и свободно, будто из нашей жизни навсегда ушли городская суета и рутина. После обрядов поклонения мы снова отправляемся в путь.

Пообедав в Гусиноозерске, мы спешим в Тамчинский дацан, который был резиденцией Хамбо Лам. С 1911 года по 1917 год в этой должности находился Даша Доржо Итигэлов. Рассказ Янжимы Васильевой всегда интересно слушать. Открывающаяся взору гладь озера, через который направил коня Хамбо Лама Итигэлов 1 мая 1917 года, когда на территории дацана устроили дебош вернувшиеся с фронта солдаты, никак не дает представить то, о чем написано в полицейском донесении. Вода в озере как бы расступилась, давая Хамбо Ламе пересечь как посуху это большое озеро.

Тамчинский дацан наиболее сохранившийся из буддийских монастырских комплексов. Нам повезло, мы попали на молебен. Зеленый конь удачи в углу храма ждал своего завтрашнего дня, чтобы провезти по кругу Будду грядущего, в честь которого читался Майдар хурал. Институт Хамбо Ламы Итигэлова привез в дар дацану одежду бриллиантового Будды из священного места всех буддистов мира Бодхгаи в Индии, который вручили ширээтэ дацана. Здесь бы побыть еще подольше, послушать рассказы местных жителей о былой славе дацана, посидеть на солнцепеке, прислушиваясь к монотонным звукам молитвы и примешивающимся к ним стукам и жужжанию строительных инструментов на реставрации, которая идет на главном храме. Наши паломники побывали в этом дугане, где еще совсем пусто, мужчины даже поднимались на второй этаж. Здесь воочию можно представить высоту статуи Майдар бурхана по проему в потолке. Эта статуя была вывезена в 30-е годы в Ленинград. Сейчас неизвестно о ее местонахождении и все с надеждой смотрели на пресс-секретаря Санкт-Петербургского дацана Аллу Намсараеву как человека, который может заняться поисками утраченной святыни.

Еще одна точка на пути паломника – Талын Харгана. Это место ухода в паринирвану I Пандито Хамбо Ламы Дамба Даржа Заяева, чьим перерожденцем был Итигэлов. Здесь также возведен Субурган. На склоне сопок огромные банеры с изображением Белой и Зеленой Тары далеко возвещают о святом месте. После поклонения в завершение дальнего пути паломники наконец смогли получить мастер-класс по стрельбе из лука и пустить стрелу по цели. Принести и такую радость душе было традицией наших предков.

Цель паломника ясна. Она была достигнута, но все же еще впереди была самая заветная цель. Мы спешим в Иволгинский дацан, чтобы участвовать в торжественной церемонии сопровождения ХII Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Цогчен дуган – завтра день поклонения ему. Встреча с Хамбо Ламой Итигэловым – логическое завершение паломнического тура. Возле Дворца многолюдно, все ждут встречи с Учителем. Очень много приезжих издалека. Когда распахиваются двери и выносят паланкин, собравшиеся расступаются, давая коридор для торжественного шествия. На руках у всех развернуты разноцветные хадаки. В числе первых участники нашего тура получают доступ в храм на поклонение. Гавхар Вахидова как всегда с особым подношением – она привозит Хамбо Ламе Итигэлову отрезы натурального шелка. Она неизменно каждый день благодарит его – у нее всегда есть повод для этого. Установите свою сокровенную связь с Учителем и обретете его помощь и защиту, учат ламы.

Все, кто отправился в этот первый тур, были счастливы. За первопроходцами последуют другие. Институту Хамбо Ламы Итигэлова предстоит еще большая работа с туроператорами, которые удостоятся чести возить по пути паломника своих клиентов, готовить экскурсоводов, способных донести до людей необходимую и достоверную информацию. Организационные моменты надо решать и местным поселениям, по чьим территориям проходит маршрут паломнического тура «Встреча с Хамбо Ламой Итигэловым». У человека всегда должен быть свой путь – может, ваша жизненная стезя и начинается с этого пути паломника. Удачи на ней всем!

Серафима Очирова,

на фото: место рождения Хамбо Ламы Итигэлова - Улзы Добоо Субурган

Впервые опубликовано на сайте министерства культуры Республики Бурятия

«Байкал24»

пн вт ср чт пт сб вс