Бойкот и голодовка вместо учебы

Накануне 1 сентября райцентр Прибайкальского района лихорадит. Дети плачут и отказываются идти в школу, их родители обивают высокие пороги

Конфликт длится уже несколько месяцев. Начало ему положил, сам того не подозревая, президент Бурятии Вячеслав Наговицын. Во время визита в Турунтаево он заметил, что для такого небольшого села трех школ много, при том, что одна из них не наполнена. Районные чиновники тут же взялись за оптимизацию расходов на образование. Но их реформы довели родителей одной из школ до жалоб главе района, обращений к депутатам Народного Хурала, в Министерство образования и в местную прокуратуру. Сейчас родители обратились в республиканскую прокуратуру.

— Депутаты Народного Хурала, Медведев и Путин — все списывают на район, а местные чиновники заинтересованы в реформе, поэтому ничего не сделают, — жалуются родители.

ОПТИМИЗАЦИЯ ЗА СЧЕТ БЕДНЫХ

Из трех турунтаевских школ только школа №2 не имеет никаких претензий от органов надзора. Деревянное здание советской постройки соответствует всем нормативам, есть спортивный и актовый залы, хорошая придворовая площадка, большая библиотека. Да и учеников здесь всегда хватало — наполняемость 100-процентная. Другая школа — №1 — занимает самое большое в селе четырехэтажное кирпичное здание вместимостью более 500 человек. Но учениками она заполнена только на 70 процентов. И по соседству с этой школой 18 лет назад появилась районная гимназия.

— Здесь учатся дети главы района, начальника управления образования района, главного редактора местной газеты, главврача, прокурора, судьи и других чиновников, — объясняет элитарность гимназии родительница Лариса Рабжаева.

Министерство образования, посчитав экономическую выгоду, предложило объединить гимназию с соседней, ненаполненной школой №1. Но районные власти почему-то решили слить гимназию со школой №2, которая находится далеко от центра. Непонятную на первый взгляд логику чиновников хорошо поняли родители второй школы: в первом варианте большая первая школа поглощает «элитных» учеников, а директору гимназии, скорее всего, придется уйти. Но родителей второй школы уверили, что школа только поменяет название, а состав педагогов, здание и программа останутся теми же. И вдруг как гром среди ясного неба статья в местной газете о том, что 23 июля официально процесс реорганизации завершен: школа №2 перестала существовать. Теперь ее деревянное здание перешло на баланс гимназии. Руководство гимназии уже ведет здесь ремонт.

— А ведь мы уже подготовили здание к началу учебного года. У нас дети сами все побелили, — с недоумением говорит Ольга Нетубская.

Но больше всего родителей возмутило то, что эти собрания прошли без их участия, решения приняты без учета их мнения. Несмотря на обещания, уволили директора второй школы, нескольких учителей отправили на пенсию. Возмущенные родители пришли в редакцию районной газеты, забыв о том, что у главного редактора ребенок учится в гимназии.

— Чиновники не хотят, чтобы их дети учились с обычными, как наши, — говорит родительница Нина, — зато гимназия легко поглотит вторую школу. После первой четверти всех наших детей, которые не успевают по программе, переведут в школу №1, а здание нашей школы достанется им! У меня ребенок раньше с удовольствием ходил в школу, а теперь плачет. Говорит, не пойду в школу, буду сбегать с уроков или пропускать. Почему из-за прихоти богатых наши дети должны куда-то уезжать учиться?

Руководитель районного управления образования считает, что главная цель подобной реорганизации — повышение качества знаний. Идеальным вариантом чиновник видит объединение школ №1 и №2, но в этом случае пришлось бы сокращать большое количество сотрудников.

— Это более чем 40 человек, а за каждым сотрудником семья, дети и так далее, — заметил Андрей Ляхов. — Мы избрали самый оптимальный вариант, который пройдет без социальных потрясений.

Чиновник и не скрывает, что сейчас идут сокращения учителей школы №2, но, по его словам, они сами подают заявления на увольнение.

— Я понимаю, что людям довольно трудно приспособиться к новым условиям, но это субъективные причины, которые сами собой разрешатся, — сказал Андрей Ляхов.

ОПАСНАЯ ЭЛИТАРНОСТЬ

Сравнение с болезнью имеет под собой почву, родители боятся отпускать детей в здание элитной гимназии. При всей ее элитарности невозможно переделать бывший комбинат бытового обслуживания в учебное заведение. Как эвакуировать детей в случае пожара по узким коридорам, где едва умещаются два человека? В один кабинет вмещается не больше 10 учеников. По всем санитарным и противопожарным нормам гимназию не должны были открывать.

— Даже если они сделают там евроремонт, ничего не изменится. Здание останется не приспособленным для обучения детей, — считает Татьяна Межевич, главный специалист-эксперт отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Бурятии.

Она вошла в состав комиссии, которая выезжала на место и своими глазами видела, что единственный в селе электрический трансформатор находится в нескольких метрах от школы. Он совершенно не защищен. В грозу детям находиться в школе опасно.

— Убрать эту подстанцию они никуда не могут, потому что к ней подключен весь поселок, — рассказала Татьяна Ефимовна.

Но, несмотря на все это, районные органы надзора объявили, что к 1 сентября школа готова.

Школа как индикатор

Эта ситуация отчетливо выявила социальное расслоение Турунтаево. У Ольги Нетубской пятеро детей, из них четверо учились во второй школе. Самая старшая шестиклассница Альбина всегда присматривала за младшими братишками.

— Теперь все дети будут учиться в разных школах, на разных улицах, а еще пятый подрастает, мне надо с ним сидеть, не могу же я бегать каждый раз в школы, — чуть не плачет Ольга Нетубская.

Еще одна проблема — кабальная плата за дополнительное образование, чего не было в их родной школе. Как говорят родители, только в месяц за одного ребенка в гимназии надо отдать почти тысячу рублей.

— И это не считая школьной формы, которую богатые родители гимназистов покупают в одном из самых дорогих магазинов Улан-Удэ за 4 — 5 тысяч рублей, — жалуется Ольга, боясь думать, где она найдет деньги на форму сразу всем детям при зарплате не больше четырех тысяч.

Но в местном управлении образования по-чиновничьи отчеканили, что образование в России бесплатное и никаких денег с детей не берут, а идти или нет на платные дополнительные уроки — дело каждого.

— Я тоже родитель и мой ребенок тоже учится в гимназии, считаю, что плата там символическая, а те деньги, которые я плачу за него, приносят пользу, — говорит Андрей Ляхов, начальник управления образования Прибайкальского района.

ШКОЛЬНЫЙ АПАРТЕИД

Но больше чем за своих детей родители второй школы беспокоятся за одноклассников своих детей — сирот из детдома. Их гимназия не хочет брать и переводит в школу №1.

— Это большой стресс для малышей, и так оставшихся без родителей. Они будут думать, что мы от них отказались, их точно закнокают в той большой школе, где больше 400 учеников, — уверяют родители. — Почему сирот переводят в ту школу, а не оставляют здесь?

Парадокс в том, что Министерство образования продолжает настаивать на том, чтобы оставить школу №2, а приказать не позволяет 131-й закон о местном самоуправлении. Последней каплей для родителей стало заявление руководства гимназии о разделении школы на две части.

— На последнем собрании нам сказали: «Наши дети будут заходить с парадного входа, а ваши дети с запасного». Саму школу уже начали делить на две части, чтобы школьники не пересекались во время уроков, — возмущается Лариса Рабжаева.

Этот эпизод вынудил родителей обратиться с открытым письмом к президенту Бурятии Вячеславу Наговицыну. Стоять они намерены до последнего.

— Мы решили, что будем каждый день ходить к главе района, чтобы он нас услышал, — говорит Вера Бабенко, учитель английского языка школы №2. — Проблемы двух школ хотят решить при помощи нашей, у которой никаких проблем нет. Это то же самое, что двух больных людей вылечить за счет одного здорового, вырезав у него две почки.

А если в течение трех дней после начала учебного года ситуацию не решат, родители намерены объявить голодовку.

Жанна Молчанова

пн вт ср чт пт сб вс