«Этно-рок — это крутой драйв»

Летом в Агинском побывало много талантливых агинцев, работающих вне округа. Среди них — звезда Бурятии, заслуженный деятель культуры и искусств республики Бурятия, артист из Улан-Удэ Саян Жамбалов. Его карьера неразрывно связана с его супругой, партнером Эрженой Жамбаловой, с которой им создан театр-студия «Урагшаа».

В творческой деятельности Жамбалова — сотрудничество с американским театром на Бродвее «Ла-мама», экспериментальная постановка спектакля по мотивам колумбийского писателя Габриэля Маркеса «Эриндира», участие над созданием фильма «Первый нукер Чингисхана» на первой бурятской киностудии.

? Саян Цыдыпович, интересно, над чем Вы работаете сейчас?
— Мы с Эрженой заболели этно-роком, теперь наш театр направлен на модный драйв. Безумно нравится превращение бурятских народных песен в рок-музыку. Рок — энергия, ее невозможно петь под фонограмму. Используем синтез музыкальных инструментов, колорит создают национальные инструменты — морин-хур, тобшур. Перед приездом в Агинское мы приняли участие во Всероссийском фестивале «Манящие миры. Этническая Россия» в Москве, организованного Министерством регионального развития РФ. В фестивале принимала участие и этно-группа нашей землячки Намгар Лхасарановой, живущей в столице. Мероприятие проходило под открытым небом, рядом с Красной площадью, на площади Революции. Наше выступление я сопровождал комментариями, показал, как исполняется бурятский танец ехор и многочисленные зрители начали танцевать его. Это было здорово! На государственном уровне обозначилась хорошая тенденция понятия о настоящей федерации, состоящей из многочисленных народов и народностей. Фестиваль был для нас результативным в плане будущего — театр «Урагшаа-этно-рок» пригласили в Прагу, Будапешт.

? Монгольский рок семимильными шагами идет в Европу, зарождающийся бурятский рок наверняка ему подражает?
— У нас одна культура, одна история; корни и мелодические ходы очень похожие. Естественно, чувствуется взаимопроникновение принципов монгольского рока к нам. В России этническим роком серьезно начали заниматься у нас, в Сибири. В Бурятии этно-року два года; есть оригинальная тувинская группа «Уг-шиг»; в Хакассии, Алтае созданы рок-группы. Мне импонирует группа из Новосибирска, состоящая из русских парней, нахватавшихся бурятской, тувинской экзотики и балдеющих от такого этно-рока.

? Вы несколько лет сотрудничали с театром «Ла-мама» из Нью-Йорка, по Вашему приглашению американские актеры побывали в Бурятии, в Агинском округе и Вы работали в Америке. Ваше сотрудничество в настоящее время продолжается?
— С актерами мы подружились, но в творческом отношении в данное время наши пути разошлись. Мы много дали друг другу, и начало бурятского этно-рока идет от периода сотрудничества с «Ла-мамой». Но отдавать свою энергию, идеи в другую страну тяжело. «Ла-мама» кочующий театр, «бурятский» период у него в прошлом, сегодня актеры работают с киргизами. Возможно, когда-нибудь у нас дороги снова столкнутся, но пока каждый работает в своем направлении.

? Если покопаться в прошлом, то в Вашей молодости был скандально-известный спектакль «Эриндира», поставленный в конце 80-ых годов, в стиле «авангард»… … Из-за этого произошел, помнится, раскол между старой, консервативной половиной актерской труппы Бурятского драматического театра и молодыми актерами?
— Молодые актеры тогда создали группу «Восточные ворота», и первой нашей работой стал спектакль «Эриндира» со своеобразным осмыслением произведения колумбийского писателя на бурятском языке, этот этап тоже в прошлом, но оставил в памяти неизгладимый след.

? И есть фильм, поставленный первой бурятской киностудией «Урга» с Вашим участием…

— В фильме принимали участие наши актеры Сэнгээ Ломбоев, Надя Мунконова, Бато Цыденов, Баярто Ендонов — студенты курса драматического театра и кино ВСГАКИ, который мы с Эрженой вели в 1997 году, сейчас у нас курс «Актер мюзикла». «Урга» успешно работает, а для нас сейчас самое главное — этно-рок.

? Как вы можете объяснить то, что в трактовке современных режиссеров Чингисхан выглядит очень инфантильным человеком, например, — в «Монголе» Сергея Бодрова, и в бурятском фильме?
— Сам образ Чингисхана сложный, это историческая личность. Режиссер передает свое ощущение образа. Невозможно в точности воплотить на картине очарование зари, нарисовать настоящий серебряный свет. И также Чингисхан остается Чингисханом, объять его невозможно.

Сэржуни Дашижапова

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.extra-media.ru'>газета "Экстра"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс