Давид Голощекин отдувался за Игоря Бутмана

«Да здравствует все то, благодаря чему мы – несмотря ни на что» – именно этой замысловато афористичной цитатой из Зиновия Паперного наиболее уместно подвести итоги первого этапа V юбилейного международного фестиваля «Джаз на Байкале», проведенного усилиями одноименного продюсерского центра на лучших концертных сценах Иркутска и Ангарска с 26 по 28 мая.

Буквально накануне открытия ежегодный праздник джаза в столице Приангарья лишился одного из главных своих фигурантов – биг бэнда Игоря Бутмана, который принимал участие в заседаниях высшего совета «Единой России». А единственный на этот раз зарубежный участник – ансамбль Mezcal Jazz Unit – никак не мог вылететь из родной Франции из-за долгого эха пресловутого исландского катаклизма и в результате задержался на сутки.

Следует признать: из невольно создавшейся напряженной ситуации организаторы фестиваля вышли с честью. Да и остальные участники не подкачали. В особенности легендарный питерский джазмен Давид Голощекин и его выдающиеся музыканты: москвичи пианист Алексей Подымкин, контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Виктор Епанешников. Эти «Четверо» (а именно так называется ансамбль) приняли самое активное, деятельное и позитивное участие во всех мероприятиях майского этапа Пятого юбилейного. Даже в первый вечер фестиваля, который проходил в ангарском ДК «Нефтехимик», отсутствие запланированных на этот концерт французов не охладило атмосферу зала – настолько захватывающе, мастерски и горячо сыграли «Четверо».



Второй день стал «бенефисом» Алексея Подымкина. С утра он председательствовал в жюри городского детского эстрадно-джазового фестиваля-конкурса, приуроченного к нынешнему «Джазу на Байкале», после чего вместе с остальными участниками проекта «Четверо» дал мастер-класс и тепло общался с будущими звездами иркутского джаза в зале ДМШ № 5. И, наконец, неожиданно для многих открыл вечерний «взрослый» концерт, выйдя на сцену вместе с блестящим новосибирским контрабасистом Дмитрием Аверченковым и ангарчанами Сергеем Рушковским (гитара) и Денисом Кержаевым (барабаны). Уровень исполнения этого импровизированного межрегионального квартета стал своего рода эталоном, соответствовать которому не без успеха старались в тот вечер все местные фигуранты «Джаза на Байкале» вне зависимости от стилистических пристрастий: будь то преданный «традиции» Orient Eхpress Эдуарда Шультайса, тяготеющий к contemporary Line Out Алексея Манькова, погруженный в гитарный джаз-рок ансамбль братьев Смаглиевых или духовно-этнический M Band Игоря Моисеева. Завершили уже не вечер – ночь, посланцы французского Средиземноморья, которым удалось-таки добраться до Иркутска, пусть и с опозданием в сутки. Mezcal Jazz Unit оказался крепким составом высокопрофессиональных музыкантов, играющих европейский модерн джаз с изрядной примесью авангарда рубежа 60-х – 70-х годов прошлого столетия. В ожидании своего выхода любопытные французы практически все первое отделение провели не в гримерках, а непосредственно за кулисами, внимательно слушая «наших». В их глазах и жестах читалось неподдельное удивление.

Удивление со знаком «+» продолжало оставаться доминантой и в заключительный день фестиваля. Обладатель Гран-при вышеупомянутого детского эстрадно-джазового фестиваля-конкурса, ансамбль «Альтернатива +», которому была оказана высокая честь открыть финальный концерт, своим не по-детски осмысленным исполнением предельно удивил не только многочисленную публику, собравшуюся в музыкальном театре им. Загурского, но и самого Голощекина, выступавшего непосредственно за 10–14-летними музыкантами. 65-летний хранитель традиций отечественного джаза в который раз поразил влюбленную в его искусство аудиторию тем, что в полном соответствии с пушкинской строкой, «он вечно тот же – вечно новый». Нет сомнения, в создании этого удивительного ощущения важную роль сыграли и оставшиеся трое из его ансамбля «Четверо». А завершавший программу квартет «Иллюзия» в составе пианиста Игоря Володина (Тихвин), саксофониста Алексея Круглова (Москва), контрабасиста Николая Клишина и барабанщика Олега Юданова (оба из Архангельска) стал, пожалуй, главным откровением майского этапа. Гармоничный союз безупречных инструменталистов разных поколений удивил нашу джазовую аудиторию неслыханной ранее на иркутской сцене высокоинтеллектуальной и раздумчивой стилистической манерой, характерной для особого направления, нередко называемого ECM Jazz. Явно ощутимые в музыке ансамбля северные краски оказались удивительно близки джазовому восприятию иркутян. Сами же «иллюзионисты», ознакомившись с пятилетней историей фестиваля, были удивлены обилием звезд мирового и российского масштаба, выступавших в разные годы в его программе. «Редкий фестиваль в нашей стране может похвастать такими именами и таким уровнем. Вам есть чем гордиться», – сказал один из участников квартета.

И это истинная правда! Давайте же гордиться, не забывая при этом, что многоэтапный V юбилейный международный фестиваль «Джаз на Байкале» только начался и будет продолжаться весь последующий год, вплоть до празднования 350-летия Иркутска!

Автор: Василий Кучеренко

Фотограф: Николай Рютин

пн вт ср чт пт сб вс