«Неказистая» русская природа

картинной галерее Владимира Платоновича Сукачёва было три картины известного художника-передвижника второй половины XIX века Михаила Константиновича Клодта. Все три: «Волга под Симбирском», «Берег моря», «Пейзаж с рекой» – сегодня находятся в Иркутском областном художественном музее. Видимо, Клодт – один из любимых художников Владимира Платоновича. Он был пейзажистом, а Сукачёв очень любил природу, и потому творчество Клодта, глубоко демократичное, пронизанное любовью к родным просторам, было ему близко и дорого.


М.К. Клодт. «Волга под Симбирском»

Фото: Егор СНЕГИН
Михаил Константинович Клодт родился в 1832 году в Петербурге. Его отец, генерал-майор, когда вышел в отставку, посвятил свою дальнейшую жизнь преподаванию ксило-графии (гравюра на дереве) в Академии художеств. Дядя был известным скульптором, а двоюродный брат – живописцем-жанристом. Совершенно естественно, что искусство неудержимо притягивало к себе Михаила Константиновича, и потому, даже не окончив Горного кадетского корпуса, вопреки желанию родителей, он поступает в Академию художеств, в класс профессора Максима Воробьёва, преподававшего ландшафтную живопись. Клодт использовал достижения учителя в изображении неба и облаков, а также блестящее знание линейной перспективы.

Закончив Академию художеств с золотой медалью в 1858 году, Михаил Константинович получил право на заграничную поездку и всё время пребывания в Швейцарии и Северной Франции, как сам он пишет, «занимался прибрежными видами для того, чтобы более изучить воду и воздух». В дальнейшем, в 80-е годы, Клодт, будучи известным художником, вновь увлекается морскими пейзажами. На картине из собрания музея «Берег моря» нет даты, но, судя по живописи, по тому, как изображены вода и небо, написана она именно в этот период творчества художника.

Во Франции Клодт знакомится с современным французским искусством, но остаётся чужд новым веяниям, которые появляются в нём. В письме в Россию он писал: «Я был сильно озадачен направлением французской школы. Меня весьма поразила та небрежность, с которой они заканчивают картины… Они казались неоконченными и даже неопрятными». В то время законченность, реалистическая завершённость произведения являлась основным принципом передового русского искусства. И потому понятно стремление Клодта правдиво и наиболее полно отразить действительность.

Михаил Константинович тосковал, пребывая за границей. Природа этих стран его не вдохновляла, жизнь на чужбине тяготила. Он пишет письмо в Академию художеств и просит разрешения вернуться, чтобы оставшееся от пенсионерства время посвятить исполнению видов с натуры в России. Разрешение было получено, и Клодт ещё два года (1861–1862) путешествует по родной стране. Это время становления Клодта как художника-пейзажиста и расцвет русского пейзажа в 60-е годы счастливо совпали. В искусстве наметился «решительный поворот на национальную тропу». Начиная с 1863 года все пейзажи Клодта посвящены изображению природы России. Он много работает творчески и активно занимается общественной деятельностью. Михаил Константинович одним из первых подписал устав Товарищества передвижных выставок, которое возникло в 1870 году, и с 1871 года становится неизменным участником этих выставок. Его пейзажи сразу обратили на себя внимание художественного критика В.В. Стасова: «… Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые работы».

Картина из нашего собрания «Пейзаж с рекой» как нельзя лучше свидетельствует о добросовестном отношении художника к натуре. Она написана в тёплом колорите. На первом плане зелёный берег с лежащими коровами под деревом с широкой кроной, водная гладь реки с жёлтыми плёсами, широкой прозрачной лентой огибающая берег, и светлая, далёкая линия горизонта. Скрупулёзно, тщательно выписан первый план, а облачное небо и дали – светлыми, почти прозрачными лессировками.

70-е годы для Михаила Константиновича были очень плодотворными в творческом плане и очень трудными в житейском. Постоянно не хватало денег, о чём он неоднократно пишет П.М. Третьякову. А когда академия пригласила его в 1872 году преподавать в пейзажном классе, наметился конфликт с Товариществом передвижных выставок, где его обвинили в переходе на сторону академии. В дальнейшем этот конфликт усугубился тем, что Клодт в газетной статье в резкой форме раскритиковал пейзажи Куинджи, и в 1880 году это привело к окончательному разрыву с товариществом. После разрыва деятельность Клодта пошла на убыль. В 90-е годы он почти ослеп и не мог больше преподавать в академии, терпел нужду. В 1902 году Михаил Константинович Клодт скончался.

Лишь в немногих работах после разрыва с товариществом Клод остаётся на прежней высоте. Одна из них – «Волга под Симбирском» (1881), третья работа художника, приобретённая Владимиром Платоновичем Сукачёвым в свою коллекцию. В картине даже можно найти черты эпичности, которые в дальнейшем будут свойственны лучшим полотнам Шишкина. На картине на первом плане изображён высокий берег реки с тропинкой вдоль плетня и деревьями, а внизу раскинулась Волга и плавными изгибами с жёлтыми песчаными берегами скользит и теряется за горизонтом. Широкие дали, чистое, с редкими облаками небо, голубые воды реки написаны свободно, без скрупулёзной тщательности, в сдержанной цветовой гамме. В картине выразилась вся любовь художника к Родине с её скромной и прекрасной русской природой.

Софья ШЕМЯКИНА, научный сотрудник ИОХМ,

<p align=right><a target=_blank href=http://www.vsp.ru/culture/2009/12/02/466106>для «Восточно-Сибирской правды»</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс