Муниципальные выборы — в партийном зеркале

Быстро пролетело лето с его отпускными заботами. Первый осенний месяц по традиции открыл новый политический сезон. Его тональность определила статья Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева “Россия, вперед!”. Большое место в ней отведено проблемам и перспективам развития политической системы страны.

Наши земляки тоже многого ждут от совершенствования этой системы. В том числе и от очередных выборов в органы местного самоуправления. В четырнадцати районах Забайкальского края они состоятся 11 октября.

Как повысить уровень и качество народного представительства во власти? Какова роль политических партий в решении важнейших вопросов общества и государства? Об этом накануне муниципальных выборов читателям “Забайкальского рабочего” рассказывает Геннадий ЧУПИН, заместитель председателя Правительства Забайкальского края — руководитель Администрации Губернатора Забайкальского края.

— Геннадий Петрович, сегодня много говорят и пишут о возрастании роли политических партий. О том, что теперь именно они выдвигают своих кандидатов во власть. Не могли бы вы, как профессиональный юрист, помочь нашим читателям лучше разобраться в этом вопросе.

— Вынужден начать с вопроса о том, что такое “политическая партия”. Не хотелось бы утомлять читателей научными формулировками, но, если быть точным, по действующему законодательству, политическая партия — это “общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления”. При этом Закон “О политических партиях” определяет, среди прочего, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации и не менее пятидесяти тысяч членов (с 2010 года — не менее сорока пяти, с 2012-го — не менее сорока). Ее руководящие и иные органы должны находиться на территории Российской Федерации.

Все возрастающий интерес к политическим объединениям понятен и оправдан. Именно они в соответствии с российским законодательством являются основным субъектом избирательного процесса, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В России политические партии обладают правом выдвигать кандидатов на любые выборные должности и в любые представительные органы, и исключительным правом выдвигать списки кандидатов при проведении выборов в Государственную Думу, а также при проведении выборов в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации по пропорциональной системе.

— При существующем разнообразии идеологического и партийно-политического спектра современной России неискушенному человеку трудно ориентироваться в политической жизни. Охарактеризуйте, пожалуйста, хотя бы кратко партийную палитру Забайкалья.

— По состоянию на 1 сентября 2009 года Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано семь политических партий. И все они имеют свои структурные подразделения в Забайкальском крае:
1. Забайкальское региональное отделение Всероссийской политической партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ”.
2. Забайкальское краевое отделение политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации”.
3. Забайкальское региональное отделение политической партии “Либерально-демократическая партия России” (ЛДПР).
4. Забайкальское региональное отделение политической партии “Российская объединенная демократическая партия “ЯБЛОКО”.
5. Забайкальское региональное отделение политической партии “ПАТРИОТЫ РОССИИ”.
6. Региональное отделение в Забайкальском крае Всероссийской политической партии “ПРАВОЕ ДЕЛО”.
7. Региональное отделение политической партии “СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ: РОДИНА/ПЕНСИОНЕРЫ/ЖИЗНЬ” в Забайкальском крае.

Региональные отделения ВПП “Единая Россия”, КПРФ, ЛДПР и “Справедливой России” представлены в Законодательном Собрании Забайкальского края, в Читинской городской Думе и имеют возможность непосредственно влиять на социально-экономические и политические процессы в регионе.

— Как отмечают аналитики, в 2008-2009 годах партийно-политическая система России вступила в новый этап своего развития. И точкой отсчета в этом процессе явилось Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 2008 года. Среди многих важнейших задач, стоящих перед нашей страной, Дмитрий Медведев сформулировал ряд предложений, направленных на развитие гражданского общества и демократического государства. Геннадий Петрович, давайте накануне выборов напомним их нашим читателям.

— Первое президентское послание Дмитрия Анатольевича Медведева оказалось не только самым продолжительным по времени, но и — не побоюсь этого слова — революционным по содержанию. Достаточно сказать, что впервые Президент предложил внести изменения в постсоветскую Конституцию 1993 года.

В соответствии с этой инициативой депутаты Государственной Думы приняли поправки в Основной Закон страны. Они предусматривают увеличение сроков полномочий Президента и парламента с четырех до шести и пяти лет соответственно, а также обязывают Правительство ежегодно отчитываться в Думе о своей работе. При этом Президент подчеркнул, что “речь идет не о конституционной реформе, а о корректировке Конституции РФ”, не затрагивающей “политическую и правовую сущность существующих институтов”.

Теперь о том, что касается конкретных решений по развитию гражданского общества.

Во-первых, Президент предложил принять меры к повышению уровня и качества народного представительства во власти. Эти меры должны обеспечить, чтобы как можно больше граждан участвовало в политической жизни страны. За партии, прошедшие в Госдуму в 2007 году, проголосовало более 90 процентов избирателей. Но при этом почти пять миллионов человек отдали голоса другим партиям, которые в Государственную Думу не попали. Эти пять миллионов не получили представительства на федеральном уровне, хотя и проявили гражданскую активность. И это несправедливо. Поэтому Президент предложил: избиратели, проголосовавшие за так называемые малые партии, должны получить гарантии своего представительства.

Для этого в 2009 году были внесены изменения в Федеральный Закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”. Закон был дополнен статьей 82.1, в соответствии с которой федеральному списку кандидатов, получившему менее 6, но не менее 5 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передается один депутатский мандат. Федеральному списку кандидатов, получившему менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и не допущенному к распределению депутатских мандатов, передаются два депутатских мандата. Такая схема позволяет, с одной стороны, сохранить систему укрепления крупных партий, составляющих каркас национальной политической модели. А, с другой — дать парламентскую трибуну малым партиям, которые представляют интересы достаточно значительного числа людей.

Во-вторых, по инициативе Президента 2 июля 2009 года вступил в силу закон, утверждающий новый порядок выборности руководителей регионов. Раньше списки претендентов на пост губернатора формировали Полномочные представители Президента. Теперь такое право появилось у партии, имеющей большинство в региональном Законодательном Собрании. Таким образом, исключительное право выдвижения кандидатур губернаторов закреплено за публичными, открытыми политическими структурами, которые представляют основную часть населения страны.

В-третьих, по предложению Президента отменено использование денежного залога на выборах всех уровней (Федеральный Закон от 9 февраля 2009 г. № 3-ФЗ). Участвовать в выборах или нет — должны решать не деньги, а мнение людей, репутация партии и доверие избирателей к ее программе.

Одно из важных решений — поэтапное снижение минимального количества членов организации, которое требуется для регистрации новой политической партии (с 50 тысяч до 40 тысяч человек) (Федеральный Закон от 28 апреля 2009 г. № 75-ФЗ).

Повышению роли партий в политической жизни призваны способствовать и другие новации. По инициативе Президента принят Закон ” О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами” (Федеральный Закон от 12 мая 2009 г. № 95-ФЗ).

В целях укрепления политических партий сумма их государственного финансирования в июле 2008-го была увеличена с 5 до 20 рублей за каждый голос, полученный партией на выборах в Государственную Думу и выборах Президента РФ (Федеральный Закон от 22 июля 2008 г. № 144-ФЗ “О внесении изменений в статьи 30 и 33 Федерального Закона “О политических партиях”).

В Закон “О политических партиях” внесены поправки, обязывающие производить ротации руководящего партийного аппарата. Одно и то же лицо не может занимать руководящую должность в аппарате партии дольше определенного срока (Федеральный Закон от 28 апреля 2009 г. № 75-ФЗ).

Наконец, Президент справедливо считает, что представительные органы местного самоуправления должны иметь возможность более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Давно назрел вопрос о повышении ответственности муниципальных начальников за качество и результаты их работы. 7 мая 2009 года внесены изменения в Федеральный Закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. Статья 74.1 названного закона усиливает роль представительного органа. Он наделяется правом отправить в отставку главу муниципального образования.

— Столь серьезные полномочия предполагают, в свою очередь, и повышение требований к качеству собственной работы представительных органов местного самоуправления…

— Конечно. Поэтому нужно, чтобы их избирали при самом активном участии как политических, так и неполитических объединений местных жителей — правозащитных, добровольческих, благотворительных, просветительских. Закон предусматривает право не только политических партий, но и общественных организаций выдвигать избирательные списки на муниципальных выборах. Однако это положение закона еще не стало действенным. Большинство партий и общественных организаций в муниципальных советах представлены пока слабо.

— Геннадий Петрович, мы непосредственно подошли к теме предстоящих 11 октября муниципальных выборов. По какой избирательной системе они будут проходить?

— Как известно, существует несколько таких систем. Мажоритарная система: территорию делят на одномандатные округа, от них избирают по одному депутату (так проходили выборы депутатов Госдумы первых созывов). Пропорциональная система: по партийным спискам (так выбирали депутатов Госдумы пятого созыва в 2007-м). Смешанная система: определенная часть депутатов избирается мажоритарно, другая часть — пропорционально.

На уровне муниципальных образований (в основном на выборах в представительные органы) используют мажоритарную систему. В редких случаях — смешанную (в Забайкальском крае: Чита, Краснокаменск, Борзя). Это связано с тем, что партийные структуры на уровне муниципальных образований пока развиты слабо. Однако в настоящее время в первом чтении приняты изменения в Федеральный Закон № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и в Федеральный Закон № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Эти изменения закрепляют смешанную избирательную систему как для законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, так и для представительного органа муниципального района, городского округа.

Очевидно, что одномандатникам сложно в одиночку решать важные вопросы, волнующие избирателей. Необходимо усиливать доверие граждан к власти через партийное участие в представительных органах муниципальных образований. Таким образом, повышается роль партии через ответственность за своих кандидатов.

В 2009 году право выдвигать кандидата или список кандидатов закреплено и за общественными объединениями, устав которых предусматривает участие в выборах (Федеральный Закон от 5 апреля 2009 г. № 42-ФЗ). При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования. А в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.

— Какие партии наиболее активны на муниципальном уровне?

— В Забайкальском крае 418 муниципальных образований. В 415 из них сформированы представительные органы, в трех действуют сходы граждан. Из 4039 депутатов представительных органов членами политической партии “Единая Россия” являются 1153 депутата (29%); КПРФ — 99 (2,5%); ЛДПР — 66 (1,6%); “Справедливая Россия” — 29 человек (0,7%). Впрочем, ситуация на местах может изменяться, поэтому приведенные данные периодически обновляются.

В настоящее время в представительных органах муниципальных образований районов и городских округов края идет процесс формирования депутатских объединений (фракций, депутатских групп). Это позволит депутатам объединяться для совместной деятельности и выражения единой позиции. В этих целях Администрация Губернатора Забайкальского края разработала модельные акты по изменениям в устав муниципального образования; изменениям в Регламент представительного органа муниципального образования; Положение о депутатских объединениях в представительном органе муниципального образования.

Как уже было сказано, 11 октября в ряде муниципальных образований пройдут местные выборы. В Нерчинском районе — выборы главы района. В 12 поселениях — досрочные выборы глав поселений. В пяти районах — дополнительные выборы депутатов Советов муниципальных районов. В четырех поселениях — дополнительные выборы депутатов Советов поселений. В сельском поселении “Верхнецасучейское” Ононского района пройдут выборы депутатов Совета сельского поселения. Всего местные выборы пройдут в 23 муниципальных образованиях. Из 107 кандидатов в депутаты Советов и на должность глав муниципальных образований 27 являются членами “Единой России”, 1 — КПРФ, 7- ЛДПР, 2 — “Справедливой России”.

Обобщая вышесказанное, хочу подчеркнуть: роль и значение партий в политической жизни нашего общества неизмеримо возросли. Именно об этом говорил в своих последних выступлениях Президент. Партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах Федерации и муниципалитетах. Смягчены формальные требования по ряду вопросов партстроительства. Облегчены условия выдвижения кандидатов на выборах в Государственную Думу. Для парламентских партий законодательно установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации. Принят и ряд других мер. Однако увеличилась и ответственность самих партий за свои решения и действия.

Уверен, что предпринятые по инициативе Президента меры будут способствовать повышению качества народного представительства, более полному учету интересов людей, укрепят доверие граждан к власти и солидарность общества.

В завершение напомню читателям слова Дмитрия Медведева из его статьи “Россия, вперед!”. Она была недавно перепечатана “Забайкальским рабочим”. “Никто не проживет нашу жизнь за нас. Никто не станет за нас свободными, успешными, ответственными. Только наш собственный опыт демократического строительства даст нам право утверждать: мы свободны, мы ответственны, мы успешны!”

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14543'>"Забайкальский рабочий"</a></p>

пн вт ср чт пт сб вс