Раритет

НАШИМ МУЗЕЯМ ВНОВЬ ПРЕДЛОЖАТ ЗАРАБАТЫВАТЬ КОММЕРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ

В Бурятии, как и в стране, идет усиленная подготовка к реализации федерального закона №83 по совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) учреждений, в том числе и музеев. Закон должен вступить в силу уже в 2012 году.

Его суть — в делении всех музеев на три вида: казенные, бюджетные и автономные. Особый упор реформаторы делают на последние, которые также предоставляют широкий спектр услуг за государственный счет, но поставлены в условия самостоятельного зарабатывания денег.

Источником заработка для музеев могут быть, к примеру, такие коммерческие проекты, как организация востребованных выставок за рубежом. Все крупные музеи мира живут сегодня на регулярном вывозе за границу своих наиболее ценных экспонатов. Нам, позиционирующим себя как центр российского буддизма, шаманизма и старообрядчества, есть что показать. У нас даже имеется кое-какой опыт — выставочное турне по Америке в 1998 году бесценного “Атласа тибетской медицины”. Да, первый блин международного проекта вышел для Бурятии таким комом, что многие причастные к тем событиям деятели культуры даже сегодня наотрез отказываются говорить на эту тему. Откровенно не любят вспоминать историю с атласом и политики. До сих пор выходят книги, брошюры, статьи, где очевидцы тех дней пишут о том, чего в действительности никогда не было. Приходится признать, что самое важное в этой истории осталось для широкой общественности за кадром. Найти в себе смелость и увидеть это важное — значит дать дорогу коммерческим проектам, без которых нашим музеям в свете грядущей автономии будет просто не выжить.

ВОЗРОДИВШИЙСЯ ИЗ НЕБЫТИЯ

С позиции сегодняшнего дня выставочное турне улан-удэнской копии “Атласа тибетской медицины” в Америке можно оценить как неудавшийся коммерческий проект. Если не считать реставрацию раритета и поездки музейных и научных работников в США, то музей истории Бурятии как владелец бесценного экспоната, вопреки многочисленным заявлениям в прессе, не получил от сделки ничего. В 1998 году этот меркантильный вопрос, по большому счету, никого и не интересовал. Первым условием “культурного обмена” стала работа по сохранению атласа, и она была в полном объеме выполнена еще до вывоза экспоната за пределы республики. Можно с уверенностью сказать, что не случись этой американской выставки, атлас до сих пор бы хранился в картонных коробках, а его листы каждый раз вручную перекладывали бы обычной калькой.

“Атлас тибетской медицины” из музея истории Бурятии им. Хангалова это увесистый комплект из 76 таблиц — картин размером 82x65 см, иллюстрирующих тибетский медицинский трактат 17 в. “Вайдурья онбо” (“Голубой берилл”). Картины (в общей сложности 10 тыс. иллюстраций) писались многие годы анонимными тибетскими художниками на тонком льняном полотне фабричного производства. Задача художников состояла в копировании медицинских иллюстраций, которые хранились в реликварии медицинского колледжа Чагпори в столице Тибета Лхасе. Ученые склоняются к версии, что заказ на копирование сделал бурятский ученый и религиозный деятель Агван Доржиев, вынашивающий идею развития тибетской медицинской культуры в этнической Бурятии. Вероятнее всего, он же организовал сбор средств на это весьма дорогостоящее приобретение и доставку готового атласа через Монголию в Забайкалье. Атлас хранился сначала в Цугольском дацане, затем в Ацагатском (1926 г.), а после разразившихся против лам репрессий в 1936 году был тайно вывезен инструктором республиканского союза воинствующих безбожников Жабоном и спрятан в антирелигиозном музее в Улан-Удэ. О существовании ценного экспоната наука узнала только в 1958 году. В 1992 году атлас был издан в Лондоне известным издательством “Сериндия Публикэйшэн” и об улан-удэнской версии узнали в странах Западной и Центральной Европы. В 1994 году публикация атласа вышла в Москве на русском языке.

КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ НА РАРИТЕТАХ

Хорошая сохранность нашего раритета, не говоря уже о его научной значимости, всегда делала улан-удэнский “Атлас тибетской медицины” предметом пристального внимания зарубежных учреждений и частных лиц. В начале 90-х годов баронесса Франческа фон Тиссен Борнемисса провела огромную подготовительную работу по организации выставки “Атласа тибетской медицины” на вилле Фаворита в Лугано (Швейцария) и в крупнейших музеях стран Западной Европы, но на самом последнем этапе получила официальный отказ на вывоз атласа из России.

Усилиями другой поклонницы буддизма американки Анны Сьюзы, директора американской неправительственной некоммерческой организации “Про-Культура”, между правительством Бурятии и фирмой удалось подписать договор на годовую демонстрацию 40 из 76 таблиц атласа в четырех музеях США. При подготовке выставки целый год ушел на реставрацию и консервацию всех 76 листов атласа, для чего в музей истории Бурятии специально были приглашены реставраторы из Гос. Эрмитажа. Согласно музейным требованиям экспонирования предметов, листы атласа были обрамлены в двойное паспарту из бескислотного картона белого цвета. К картону с помощью лапок из японской специальной бумаги на тканевой основе крепились сами листы. Сверху наложена была синяя рамка-“маска” из того же бескислотного картона, имитирующая традиционное шелковое обрамление. Затем листы поместили в элегантную деревянную рамку из натурального бука с безбликовым солнцезащитным стеклом. Все расходы, включая доставку материалов для реставрации из США, Германии и Японии, обеспечивались за счет американской фирмы.

Сколько всего средств затратила фирма Анны Сьюзы на выставку, доподлинно неизвестно. По неподтвержденным данным, страховка каждого листа атласа в “Ингосстрахе” обошлась Pro-Culture в 50 тыс. долл. (40 листов — 2 млн. долл.). Обрамление одного листа стоило 2 тыс. долл. (76 листов — 152 тыс. долл.). Плюс командировки в американские музеи нескольких делегаций из Бурятии, расходы на передвижение и охрану выставки, издание каталога, рекламной продукции, билетов и прочее. Стоит заметить, что основные деньги в выставочном бизнесе делаются отнюдь не на продаже билетов и брошюр, это мелочи, покрывающие расходы музеев. Самые большие деньги в музейном деле дают спонсоры. Как написала в том же 1998 году газета “Коммерсант”, за одну такую выставку фирма-организатор получает $100-500 тыс. А за что-то особо выдающееся (например, за импрессионистов из Эрмитажа) можно получить $1-2 млн. На деньги, полученные непосредственно от музеев, американская фирма Pro-Culture покрыла основные расходы по организации, передвижению и охране выставки “Атласа тибетской медицины”. В общем с различных спонсоров такого уровня, как, например, фонд Рокфеллера и швейцарского тибетолога Герберта Шваба, было собрано, по некоторым данным, более $800 тыс. и, по сведениям газеты, цифру эту сама руководитель Pro-Culture оспаривать не стала.

Самому музею истории Бурятии предназначалось 10% чистой прибыли от продажи рекламной продукции (каталогов, брошюр и прочего). Кроме того, каждый из четырех университетских музеев США должен был перечислить владельцу атласа по 5 тыс. долл., всего 20 тыс. долл. Ничего этого музей истории Бурятии не получил.

ТВЕРДОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ — ОСНОВА ЛЮБОЙ ТОРГОВЛИ

Вывоз атласа за пределы Бурятии продемонстрировал насколько успех любого коммерческого проекта зависим от слаженной работы всех органов государственной власти и заинтересованных общественных организаций. В апреле 1998 г. в Бурятии стало известно, что тогдашний зампред правительства РБ Лидия Нимаева подписала договор с фирмой “Pro-Cultura Inc” на демонстрацию атласа в США. Никто не предполагал, что близящиеся выборы президента смогут так повлиять на это беспрецедентное в культурной жизни республики событие. Буддийская традиционная сангха, заручившись поддержкой политических оппонентов президента, вдруг выступила с резкой критикой мероприятия и вообще потребовала вернуть в дацан реликвию, являющуюся федеральной собственностью. Начался сбор подписей в поддержку буддистов. Испугавшись, Леонид Потапов тут же подписал распоряжение о разрыве контракта. Когда Анна Сьюзе вышла из здания нашего правительства, на ней не было лица. В этот же день она провела пресс-конференцию, на которой сообщила, что за срыв соглашения Бурятию ждет штраф в $5 млн. Подключившиеся к проблеме депутаты Народного Хурала пишут в Кремль Ельцину письмо о недопустимости сложившейся ситуации. На адрес Потапова поступает письмо от самого Далай-ламы XIV о важности выставки для всего буддийского мира.

Между тем приближалось открытие выставки в США, намеченное на 8 мая. Только после соответствующего звонка из Кремля 2 мая, в выходной день, президент РБ подписывает распоряжение №124 о вывозе атласа. В эти же выходные таможня провела необходимые мероприятия. Несмотря на все меры конспирации, информация все же просочилась. Возле Одигитриевского собора, где находился атлас, было организовано круглосуточное дежурство людей, одетых в одежды лам. 3 мая они своими телами преградили путь делегации. Не удалось подойти к атласу и 4 мая. В глазах Лидии Нимаевой стояли слезы. Один за другим самолеты улетали в Москву без атласа. Около 11 часов вечера 4 мая силовые структуры МВД, получив приказ министра И.Калашникова, силой отогнали демонстрантов и дали возможность в ночь вывезти атлас в Иркутск. Оттуда самолетом он был доставлен в Москву, а затем в США.

КТО ВСЕ-ТАКИ НАРУШИЛ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРАКТ

Российская сторона выполнила свои условия. Открытие выставки “Буддийское искусство врачевания. Атлас тибетской медицины из Бурятии” состоялось, как и договаривались, 8 мая 1998 года. Успех выставки был ошеломляющим. Однако вместо четырех обозначенных городов выставка прошла в трех — в музее Эмори университета штата Атланта, музее Артура Саклера в Вашингтоне и Нью-Йорке. По каким-то причинам выставка в Блумингтоне штата Индиана не состоялась. На поиск четвертого американского музея отпущенного времени организаторам не хватило. Они просили продлить срок показа, но напуганный всей этой историей уже вновь избранный президент Потапов своего согласия не дал. Атлас вернулся в Москву ровно через год в мае 1999 года. Мотивируя свой поступок невыполнением условий контракта (три выставки вместо четырех) и понесенными убытками, американская сторона отказалась выплачивать музею истории Бурятии хотя бы 15 тыс. долл. “гонорара” (с трех музеев) и 10% с каждой проданной рекламной продукции. Не поступили в Бурятию и экземпляры супердорогого выставочного каталога, выпущенного нью-йоркским издательством “Риццоли”. Никто настаивать на этом почему-то не стал.

Между тем тема коммерческих проектов для наших музеев, располагающих уникальными, а самое главное, востребованными в мире экспонатами, звучит все насущнее. Уметь с выгодой торговать музейными ценностями на мировом уровне — это высший пилотаж, и нам когда-нибудь придется этому научиться.

Татьяна Никитина.



пн вт ср чт пт сб вс