Бестужевцы за инклюзивный театр

22 мая 2013 года в Улан-Удэ состоялось итоговое заседание комиссии по проведению Конкурса на предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, субсидий на возмещение части затрат, связанных с реализацией программы или социального проекта. В числе победителей в очередной раз назван РОФ «Инвалидов-колясочников «Общество без барьеров», который представил свой проект «Дети Бурятии за инклюзию».

На этот раз у представителей фонда родилась идея в рамках проекта создать инклюзивную театральную лабораторию, в работе которой дети с ограниченными возможностями здоровья будут вовлечены в создание спектакля. Известно, что инклюзия – это признание ценности различий всех детей и их способностей к какой-либо деятельности. Именно поэтому в Государственном русском драматическом театре имени Н. Бестужева к идее проекта отнеслись с интересом и пониманием.

Кроме русского театра партнёрами РОФ «Инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» в настоящем проекте станут Городской комитет образования, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», Спортивно - оздоровительный лагерь «Верхняя Берёзовка» и Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств.

Настоящий проект предусматривает тренинги по драматургии для детей участников проекта, которые пройдут в августе в инклюзивном лагере. При помощи студентов и преподавателей ВСГАКИ ребята придумают истории своих героев, выступив в роли юных драматургов. Первый пробный тренинг уже прошёл 26 апреля на базе МБОУ «СОШ №4», его провела студентка V курса ВСГАКИ Анита Малахова.

С сентября работа над пьесами продолжиться уже на площадке русского театра. К постановке историй, написанных юными драматургами приступят режиссёр Евгений Зайд и актёры театра. Завершить работу над спектаклями планируется к 3 декабря – Международному дню инвалидов. Все спектакли проекта будут показаны в один вечер, сборы от продажи билетов будут использованы на благотворительные цели.

Председатель РОФ инвалидов-колясочников «Общество без барьеров» Галина Горбатых уверена:

- Наш проект – это следующий шаг в развитии инклюзивного образования в республике. Участвуя в проекте, дети с ограниченными возможностями при помощи профессиональных актеров смогут выразить свой внутренний мир посредствам искусства. Также мы надеемся заинтересовать нашим проектом и детей, не имеющих инвалидность. Это особенно важно для дальнейшей поддержки толерантного отношения к людям с инвалидностью, в котором в первую очередь нуждаются наши особенные дети. Присутствие сверстников позволит соблюсти некий баланс отношений. Ведь не секрет, что в обычной жизни они редко общаются друг с другом.

Остаётся добавить, что идея проекта родилась у Галины Горбатых после посещения в прошлом году Государственного академического Малого театра, который выступил партнёром РООИ «Перспектива», первым предложившим такой формат инклюзивного театра. 30 сентября 2012 года на сцене Малого театра зрителям были представлены 7 спектаклей по пьесам детей, объединённых идеей проекта «Театральная перспектива». Примечательно, что над одним из спектаклей «Рождение свободы» по пьесе Евгения Ляпина (16 лет) и Анастасии Коробовой (14 лет) работал режиссёр Артём Баскаков, в прошлом году в рамках другой театральной лаборатории, поставивший спектакль «Титаник» с участием актёров русского драматического театра им. Н. Бестужева.

И поэтому выражая надежду, что новая театральная лаборатория бестужевцев станет для жителей города не менее интересной, чем «ArtЭРиЯ», мы попросили Артёма Баскакова прокомментировать запускающийся проект.

- Артём, как возникла идея проекта «Театральная перспектива»?

- Проект «Театральная перспектива» родился из программы «Российские дети с инвалидностью отстаивают свои права», которая была инициирована РООИ «Перспектива» и утверждена 15 лет назад. Организаторами и кураторами «Театральной перспективы» являются Карен Олсон, Мария Генделева и Николай Хлудов. Так же в этом проекте с ребятами-авторами работали три драматурга: Евгений Казачков, Ольга Стрижак и Гульнара Сапаргалиева.

- А как вы попали в проект?

- Меня пригласила моя однокурсница по ГИТИСу и коллега Олеся Невмержицкая, необходима была помощь в постановке спектакля. По условиям проекта ребята-драматурги должны были написать не больше десяти-двенадцати страниц, а в пьесе «Рождение свободы» все двадцать получилось. За три плотных дня придумать с нуля и срепетировать пьесу, одному человеку было не реально. Олеся поняла, что просто физически не успеет справиться с материалом одна. В результате совместными усилиями мы придумали, о чём и как делать спектакль, нашли недостающую часть артистов. Тоже герои! Совмещали работу с репетициями, один раз даже ночью прогоняли сцены. Олеся взяла на себя актёрскую часть, я всё сценическое решение, плюс звук и мультимедиа. Видео-проекцию создавали с нуля, без неё было не обойтись, т.к. необходимо было как-то решать монстров-инопланетян. В общем, не без проблем, но мы показались в Малом театре, и, по-моему, получилось очень достойно.

- А была ли интересной для вас пьеса, написанная подростками, и считаете ли вы такие проекты оправданными?

- Несомненно. Если говорить о сюжете, то это такой политический «Аватар» в театре получился. Я даже считаю, что эту пьесу надо превращать в сценарий и снимать новый фантастически блокбастер с национальным героем. Но самое главное в этом проекте – это работа с молодыми авторами на равных. Женя и Настя были на наших репетициях и делали замечания, отстаивали и обсуждали сцены, всё было по-взрослому. Более того, до встречи с артистами мы с Олесей пошли знакомиться с Женей, говорили с ним о замысле спектакля.



Конечно, нельзя забыть финальный выход каждого автора на сцену для получения дипломов, после завершения работы. Они были победителями и героями дня, думаю, у ребят до сих пор осталось это замечательное ощущение триумфа и счастья. Поэтому, безусловно, проект очень нужный! Лидерские качества человека выявляются стопроцентно. Очень здорово, что и в Бурятии тоже будет своя «театральная перспектива». Кто знает, может быть, среди этих ребят окажется и благодаря проекту начнёт свой путь молодой талантливый драматург. Но, даже если подобного не произойдёт и никто из ребят-участников в Бурятии в будущем не захочет связать свою жизнь с драматургией или театром, то, всё равно само участие в «театральной перспективе» даст им большой опыт творческого общения, поможет раскрыть свой внутренний мир, заставит поверить в собственные силы и востребованность обществом. Кстати, наш автор, Женя Ляпин начал всерьёз задумываться о поступлении на режиссуру в ГИТИС, и недавно, вместе, с актрисой Оксаной Мысиной и её музыкальной группой, принял участие в концерте, где выступил как солист.

Возможности у подобного проекта есть большие. Важно сделать его с умом и сердцем, а для этого необходимо понимать изначально, и кристально ясно – зачем это делается? Для кого? Тогда всё получится.

На снимке "Театральная перспектива" в Малом театре (фото Валерий Лукьянов)

Автор: Наталья Стефани, специалист по инновационному развитию ГРДТ им. Н.Бестужева специально для ИА «Байкал24»





пн вт ср чт пт сб вс