О региональных особенностях госзаказа в Иркутской области

Постоянное увеличение объема размещения государственных и муниципальных заказов требует от прокуроров не только систематического надзора в этом направлении, но и своевременного, адекватного вмешательства с целью недопущения неэффективного, не рационального использования средств бюджетов всех уровней.

Как показывают прокурорские проверки, в подавляющем большинстве районов области государственные и муниципальные контракты заключаются без соблюдения установленных действующим законодательством процедур. Наибольшее количество нарушений выявляется при размещении государственных заказов на закупку товаров и услуг в сфере строительства, здравоохранения, образования и культуры.

Допускаются нарушения сроков опубликования извещений о проведении конкурсов и запроса котировок, неверно избирается способ размещения заказов, устанавливаются не предусмотренные законом о размещении заказов критерии оценки котировочных заявок. Нередко к участию в размещении заказов допускаются участники, у которых положения конкурсных заявок не соответствуют конкурсной документации.

Так, Агентством по государственному заказу Иркутской области нарушены требования федерального законодательства при размещении государственного заказа на реконструкцию Театра юного зрителя. Агентство допустило к участию в конкурсе и признало победителем ООО «Ангарская строительная компания», конкурсная заявка которого не соответствовала требованиям конкурсной документации.

Решением арбитражного суда указанное общество признано банкротом. Предусмотренные контрактом работы не были выполнены, бюджетные средства, поступившие из областного бюджета, в размере почти 10 миллионов рублей для исполнения условий контракта, не возвращены.

По материалам проверки прокурором области в Агентство по государственному заказу внесено представление, по требованию прокурора, два должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности, председатель конкурсной комиссии уволен. Кроме того, материал проверки был направлен в ГУВД области для установления лиц представивших недостоверные сведения для участия в торгах

Практически в каждом районе области допускается размещение заказов на бесконкурсной основе или неверно избирается способ размещения заказа.

Так, прокурорами Киренского района выявлены случаи заключения директорами муниципальных образовательных учреждений договоров на поставку школьной мебели и компьютерной техники на сумму, превышающую 200 тыс. руб., без размещения заказа. По постановлениям прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, директор школы привлечена к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 тыс. руб.

Установлены факты заключения учреждениями здравоохранения договоров на покупку одноименных медицинских препаратов на сумму свыше 100 тыс. рублей в течение одного квартала, без размещения заказов. Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Боханского, Мамско-Чуйского, Слюдянского районов.

По фактам принятия решений о способе размещения заказа с нарушением требований закона 9 должностных лиц привлечены к административной ответственности Штрафные санкции в размере 270 тыс. руб. выплачены полностью.

Прокурором г. Ангарска направлено в арбитражный суд Иркутской области три исковых заявления о признании договоров заключенных между МУП «Ангарский трамвай», ЗАО «БайкалТрансТелеком», ЗАО «Байкалвестком» незаконными в связи с тем, что они были заключены без проведения торгов.

Практически повсеместно выявляются факты, когда претенденты необоснованного допускаются на участие в конкурсе, либо им необоснованно отказано от участия в конкурсе. Также установлены многочисленные случаи изменения конкурсной комиссией условий размещения заказа.

Законом о размещении заказов предусмотрен исчерпывающий перечень сведений, которые должна содержать конкурсная документация. Требовать от участника размещения заказа иные сведения, не предусмотренные законом, не допускается. Такие нарушения приводят к тому, что в торгах принимают участие только «нужные» хозяйствующие субъекты.

Так, при проведении торгов на размещение заказов на приобретение медикаментов и медицинского оборудования главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения был необоснованно сужен круг претендентов. Всего прокурорами выявлено около 30 торгов (конкурсов, котировок цен) которые проведены с нарушением закона. Принятыми мерами реагирования (72 протеста, 215 представлений) удалось устранить причины, способствующие нарушениям закона и привлечь виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

Факт лоббирования интересов конкретной организации при организации и проведении торгов установлен прокурором г. Ангарска.

В нарушение закона участник размещения двух муниципальных заказов – главный врач муниципального учреждения здравоохранения С. Летунов являлся одновременно членом котировочной комиссии и представителем покупателя и победителем по котировочным заявкам на поставку медицинского оборудования. В нарушение норм трудового законодательства, Летунов одновременно осуществлял функции руководителя муниципального учреждения и являлся участником ООО «Профмед». Работодателем – администрацией муниципального образования не были своевременно приняты меры к исключению конфликта интересов. По результатам рассмотрения представления прокурора Летунов уволен, удовлетворены и исковые требования прокурора, контракт признан незаконным.

Прокурорами только в ходе одной проверки в прошлом году при размещении государственных заказов на закупку товаров и услуг в сфере здравоохранения, образования и культуры выявлено более 200 контрактов, по которым были нарушены сроки поставки оборудования, материалов, продуктов питания, медикаментов. При этом, заказчики – администрация муниципальных образований, муниципальные учреждения не понуждают поставщика (исполнителя) к выполнению условий контракта, не взыскивают определенные законом штрафные санкции.

Прокурорами внесены представления, по результатам рассмотрения которых, заказчиками – муниципальными образованиями направлено 72 претензионных письма. В добровольном порядке поставщиками (исполнителями) выполнены условия 21 контракта, в судебном порядке заказчиками за нарушение сроков исполнения контракта взыскано 252 тыс. руб. штрафных санкций. Благодаря принятым мерам на сегодняшний день условия всех контрактов выполнены.

Прокуратурой г. Саянска было установлено, что по муниципальному контракту, заключенному администрацией г. Саянска на поставку футбольного поля с искусственным покрытием, поставщиками был нарушен срок поставки товара, а также поставлен товар не надлежащего качества. Вместо футбольного поля производства Голландии поставлена продукция КНР. По требованию прокурора главой администрации были выставлены претензионные требования поставщикам товара. С учетом выставленных штрафов, поле было смонтировано поставщиками бесплатно, администрацией сэкономлено более 1 млн. руб.

Прокуратурой области в ходе осуществления надзора был выявлен факт совершения должностным лицом Агентства по государственным заказам области преступного деяния при осуществлении размещения государственных заказов.

Работник отдела планирования и формирования областного заказа Агентства по государственному заказу Иркутской области нарушила сроки размещения на официальном сайте извещений о проведении запросов котировок и проектов контрактов, заключаемых по результатам проведения торгов. Сведения о запросе котировок размещались ею на официальном сайте не в день принятия решения о проведении запроса котировок, а в день окончания приемки котировочных заявок на участие в торгах. Таким образом с нарушением требований закона было размещено 20 извещений о проведении запросов котировок для удовлетворения нужд областных государственных учреждений, на общую сумму более 3 млн. руб.

Поскольку информация о потребностях в товарах не была своевременно размещена на сайте и не была известна неограниченному кругу лиц, контракты по результатам рассмотрения котировочных заявок были заключены не с теми участниками, которые предложили самую низкую цену товара, а с единственными участниками, которые обратились с заявками на участие в торгах. Причем контракты были заключены по самым высоким в регионе ценам на продукты питания.

Материалы проверки направлены в следственное управление СК при прокуратуре РФ по Иркутской области для решения вопроса об уголовном преследовании.

На территории области также установлены факты сговора недобросовестных участников при проведении торгов. Так по заявлению администрации Ангарского муниципального образования решением комиссии антимонопольного органа ЗАО Фирма «Центр внедрения «ПРОТЕК», ЗАО «РОСТА», ООО «Рифарм Иркутск», ООО «Восток-Интертрейд», ЗАО «Экс-Мар» признаны нарушившими Федеральный закон «О защите конкуренции», в части поддержания цен на торгах на рынке муниципальных закупок, выразившиеся в разделе лотов открытого аукциона.

За совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ они привлечены к административной ответственности

Пресс-служба прокуратуры Иркутской области

"Байкал24"

пн вт ср чт пт сб вс