Ученикам школ подберут новую систему оценок

За последние шесть лет расходы на образование в нашей стране увеличились в три раза и в этом году составили 1,76 трлн рублей. Не снижая бюджетного финансирования, государство намерено развивать финансовую самостоятельность образовательных учреждений и неуклонно повышать общественный контроль за их деятельностью. Результатом должно стать доступное, современное, качественное и бесплатное образование до 11 класса вне зависимости от того, где живет ребенок. Правда, для этого необходимо провести модернизацию системы образования, в частности, школьного. О том, как она будет проходить в Иркутской области, было рассказано в минувший понедельник на круглом столе, организованном комитетом по социально-культурному законодательству ЗС под председательством Ирины Синцовой.

С 1 января следующего года вступает в силу ФЗ № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Его еще называют законом о модернизации бюджетной сферы. Он подразумевает деление всех бюджетных учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Последним двум в той или иной степени позволено зарабатывать деньги. Именно поэтому в обществе ходит слух, что если не все, то большая часть школьного образования будет платным. В очередной раз этот миф развеяли чиновники министерства образования. В рамках образовательного государственного стандарта бесплатно будет проходить обучение по 17 предметам – русскому, литературе, математике, биологии, химии, ОБЖ и другим дисциплинам. На федеральный стандарт школы области должны перейти с 1 сентября следующего года.

Сегодня в нашей стране в школах обучается около 5 млн человек и работает порядка 450 тыс. учителей. В Иркутской области за парту ежегодно садятся 259 тыс. учеников, и на их обучение в бюджете области на будущий год предусмотрено почти два миллиарда рублей. Полностью перейти на работу по новому закону планируется к 1 июля 2012 года. Ближайшие полтора года будут «переходным периодом». Начальник отдела по работе с представительными органами МО аппарата ЗС Галина Терентьева считает, что регион вполне успешно «может вписаться в этот период». По ее данным, в следующем году 20 регионам, которые создали наиболее комфортные условия для обучения детей, будут выделены гранты по 500 млн рублей. Вообще, в течение трех ближайших лет необходимо, чтобы все ученики имели доступ к качественному образованию.

Отметим, что начиная с 2003 года, область не могла попасть в федеральную целевую программу «Развитие образование», по которой только в 2008–2009 годах государство выделило 10 млрд рублей на условиях 30% софинансирования со стороны регионов. Это условие смог выполнить только 31 субъект РФ – там уже перешли на отраслевую систему оплаты труда и подушевое финансирование школ.

В свою очередь, руководитель службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области Александр Костин пояснил, что в будущем оценка образования будет иной.

– Сейчас для школ существует только два критерия успешности – это результаты ЕГЭ и количество учеников, победителей олимпиад. По этим критериям школы ранжируют на плохие и хорошие. При этом никак не учитывается ни социальный, ни образовательный эффект учебного заведения, – пояснил чиновник. – В результате учителя начинают приспосабливаться и, особенно в старших классах, зачастую не учат, а натаскивают учеников по ЕГЭ.

Планируется, что в области будет создана система оценок эффективности учебного процесса, которая позволит в динамике наблюдать за учеником. Может быть, ученик ни разу не станет победителем олимпиад или не выбьется в отличники, но, по данным системы, все равно покажет стабильные результаты по результатам года или нескольких лет.

Как было отмечено на круглом столе, исторически сложилось, что в нашей области большое количество малокомплектых школ – 649, что составляет 53% от всего количества. При этом в них обучается только 7,5% учеников. Еще раз было заявлено, что о массовом закрытии таких школ речи не идет, но если сельская школа, начальная или неполная средняя находятся в 20, 30 или 50 км от полноценной средней школы, содержать первое учебное заведение не всегда нужно. Результаты ЕГЭ нескольких лет показывают, что при прекрасном педагоге ученики малокомплектных школ показывают такие же результаты, как и их сверстники, обучающиеся в полноценной большой школе.

Информационные технологии также должны стать одним из самых главных примет современного образования, а компьютер – такой же привычной вещью ученика, как карандаш и линейка. Пока по уровню компьютеризации мы отстаем от среднероссийских показателей. У нас одним компьютером в школе пользуются 25 учеников, а надо, чтобы их было 20. В министерстве образования пообещали, что уже до конца нынешнего года в школы будет поставлено компьютеров на 10 млн рублей, а в будущем году на информатизацию школ будет направлено более 60 млн рублей.

Участники круглого стола отметили, что региональному образованию совсем не помешает принятие межведомственной областной программы, направленной на развитие образования до 2015 года. Кроме этого, Ирина Синцова предположила, что рекомендации круглого стола могут в качестве поправок войти в проект «Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011–2015 годы» при обсуждении раздела «Образование».

Автор: Ольга Андреева

Фотограф: Игорь Кийко

пн вт ср чт пт сб вс