Непростые игры с репутацией – в обзоре главных политических событий уходящего года

Политическая жизнь Забайкальского края в 2009 году была омрачена отсутствием шумных избирательных кампаний и какого-либо смысла для региональных чиновников бороться за симпатии избирателей. В 2010 году смысл этот может быть потерян в муниципальных районах и городских округах, где всех глав и мэров выбрали в 2008-2009-ом. Федеральные же чиновники так далеки от жителей края, что за симпатии большинства этих жителей могут бороться только два человека. Есть ощущение, что им совсем не обязательно делать добро, чтобы сохранять популярность.

Единственными представителями власти, которым важно мнение людей, пока остаются депутаты разных уровней. Но уже сейчас они отодвинуты исполнительной властью от принятия ключевых решений как на федеральном, так и на региональном уровне, а в Госдуме обсуждается окончательное уничтожение выборов по одномандатным округам. Единственной отдушиной для прямых выборов остаются муниципалитеты, но у краевой власти, похоже, уже есть механизмы по включению районов во властную вертикаль. Со всеми вытекающими последствиями.

Главным гостем 2009 года стал президент России Дмитрий Медведев, который провёл в Чите совещание по социально-экономическому развитию края, побывал в штабе Сибирского военного округа, в пенсионном фонде и помахал рукой отдельным читинцам.

Видимых последствий визит главы государства не имел. Основной задачей краевых властей было убеждение Медведева, который привёз с собой несколько федеральных министров, в том, что реализуемые на территории края проекты имеют право на существование и прекращать их финансирование ни в коем случае нельзя. Медведев выслушал губернатора, после чего отметил, что да – нельзя, но надо понимать реалии. Никакой конкретики сказано не было. Глава государства говорил про то, что надо газифицировать край – с тех пор ничего не слышно об этой газификации. Глава государства попросил у министра обороны решить вопрос с землёй под строительство Амазарского комбината в Могочинском районе – вопрос до сих пор не решён. Президент говорил о субсидиях на оплату авиабилетов, но Забайкальский край до Дальневосточного федерального округа не дотягивает, а поэтому льготы эти не положены. Не очень акцентированно говорилось о будущем проекта по масштабному освоению юго-востока края, но будущее это пока в тумане. Хотя под конец года «Норильский никель» пару дежурных реплик о важности проекта и готовности в нём участвовать в СМИ выпустил.

Полпред президента Анатолий Квашнин в 2009 году побывал в Забайкальском крае всего один раз – накануне визита главы государства, в котором он не мог не принять участия, Квашнин провёл в Чите совещание по реализации крупнейших инвестиционных проектов. На совещание журналистов не пустили, а после него полпред коротко пообещал, что все заявленные до кризиса инвестпроекты реализовываться будут. Глава региона уточнил – с возможным из-за кризиса смещением сроков. Больше полпреда в Забайкальском крае в этом году не было, и это можно считать косвенным признаком не совсем безоблачных отношений краевой администрации с новосибирским полпредством. Ощущение это усилилось после высказываний полпреда в разгар эпидемии гриппа в начале ноября. Квашнин обвинил краевые власти в запаздывании при принятии мер по снижению роста заболеваемости свиным гриппом. Власти края и Читы обвинили в том, что в столице региона продолжают работать кинотеатры, развлекательные центры, рестораны, клубы. Квашнин также обратил внимание на то, что в первые недели эпидемии губернатор был в отпуске, отсутствовал и руководитель управления Роспотребнадзора. «Но скидок не должно быть. Значит, заместители слабенькие. Единого плана взаимодействия всех структур Забайкалья на начальном этапе не было. Попросил бы всех глав субъектов сделать соответствующие выводы», - говорил полпред, и это была самая жёсткая критика краевых властей за всё время существования края.

Других критиков-тяжеловесов у краевого правительства в 2009 году не было. Власти решали текущие проблемы, больше связанные с деньгами, чем с политикой. Из правительства все политические стычки были вынесены в муниципалитеты и краевое заксобрание. В парламенте правительство, к примеру, боролось за единоличное право губернатора утверждать своих заместителей. Депутаты были «против» и хотели принимать активное участие в процессе. Позицию исполнительной власти отстаивал вице-премьер Геннадий Чупин. Эту схватку выиграли народные избранники, показавшие зубы и отстоявшие норму об утверждении шести из семи вице-премьеров заксобранием. В ноябре в ходе голосования по предложенным кандидатурам случился небольшой казус – депутаты не утвердили с первого раза курирующего финансово-экономический блок Алексея Кошелева. Нехитрая арифметика позволила журналистам если не вывести единороссов на чистую воду, то уж точно заподозрить их в отсутствии единого мнения. Губернатор же не подозревал, а обвинял – почти сразу после голосования он поднялся на трибуну и без обиняков спросил руководителей парламентской фракции «Единая Россия» о том, что же это такое. Фракция ответила повторным голосованием заксобрания после обеденного перерыва. В этой схватке не столько одержал победу губернатор, сколько потерпели поражение депутаты.

Отношения с муниципальными властями правительство края в 2009 году традиционно выстраивало без лишнего шума. Ключевые для этих отношений высказывания остались без комментариев в прессе и были сделаны в контексте более обширных и не совсем ясных информационных поводов. Так, на пресс-конференции, посвящённой политической системе Забайкальского края, вице-премьер Геннадий Чупин сообщил о том, что партийное строительство - иначе говоря, строительство партии «Единая Россия» - должно переходить и на муниципальный уровень, в представительные органы, то есть советы муниципальных районов. Чупин дал понять, что задача создания фракций на уровне муниципальных районов поставлена и будет в ближайшее время решаться.

Нелёгкую задачу создания действующих не только на бумаге, но и на деле партийных ячеек в районах и районных советах, по видимому, предстоит решать руководителю читинского представительства ООО «Руссдрагмет» - российской дочки золотодобывающего холдинга Highland Gold Mining Ltd Степану Жирякову. Он сменил на посту руководителя краевого отделения «Единой России» бывшего председателя областного комитета сельского хозяйства, а ныне руководителя управления Россельхознадзора Николая Гантимурова. До Гантимурова этот пост ещё в 2008 году занимал нынешний спикер заксобрания Анатолий Романов. Ротация кадров в данном случае вряд ли говорит о заманчивости должности.

Губернатор Равиль Гениатулин в декабре, отвечая на вопросы посетителей портала zabmedia.ru, заявил, что 131-ый закон – это «на данном историческом этапе неэффективный способ приведения к власти эффективных руководителей». По его словам, правительством взят курс на изменение уставов муниципальных образований в части приведения к власти глав на конкурсной основе, а не в результате выборов: «В 131-м законе прописано два варианта формирования органов муниципальной власти: прямые выборы и избрание главы из числа депутатов. В случае, если глава муниципального образования осуществляет полномочия председателя Совета депутатов, то глава администрации назначается на конкурсной основе. В составе конкурсной комиссии - и это тоже прописано в законе - одна треть членов представлена от органов государственной власти. В ходе конкурса эксперты оценивают профессионализм кандидата, претендующего на пост главы администрации, а также его способности по исполнению возложенных на муниципалитет полномочий». Он отметил, что в 13 районах уже действует такая схема, и работа будет продолжена.

Иначе говоря, правительство края намерено использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги для влияния на выбор глав. Эта схема уже использовалась в многострадальном Читинском районе, где в 2009 году главу выбирали депутаты – предыдущий руководитель Владимир Бутрий не справился с грузом ответственности и сейчас отбывает наказание за несколько уголовных преступлений. Невидимая борьба закончилась победой председателя Избирательной комиссии Читинской области Андрея Просяника.

На его место в конце года пришёл один из самых опытных в регионе политиков – министр трудовых ресурсов и демографической политики Валерий Буянов. За его плечами опыт нескольких успешных избирательных кампаний губернатора и безоговорочная победа на референдуме по объединению Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Буянов возглавил впервые сформированную Избирательную комиссию Забайкальского края.

В борьбе за это кресло пострадал начальник контрольного управления губернатора Забайкальского края, бывший главный федеральный инспектор в области и округе Павел Попов. Накануне заседания Центризбиркома, на котором ЦИК должен был поддержать две кандидатуры с правом решающего голоса, появилась информация о том, что на Попова заведено уголовное дело по факту мошенничества. Бывший федеральный инспектор по собственной инициативе свою кандидатуру в члены краевого ЦИК снял, и соперников у Буянова не осталось. На том же портале zabmedia.ru, в ответах на вопросы посетителей Гениатулин так прокомментировал возбуждение уголовного дела в отношении своего подчинённого: «Дело в отношении Павла Борисовича Попова возбуждено в связи с его деятельностью в тот период, когда он не работал в администрации, и не связано с его деятельностью в администрации губернатора Забайкальского края. Попов не имел и не имеет никакого отношения к распределению бюджетных средств. Если предварительное следствие посчитает, что статус подозреваемого не совместим с замещением должности государственной гражданской службы, и потребует, чтобы Попов должность освободил, мы эти требования, безусловно, выполним».

Попов в 2009 году был не единственным чиновником краевого правительства, на которого завели уголовное дело. В этом скорбном списке оказался и министр физической культуры и спорта Юрий Коноплёв. По обрывочной информации, его отстранили от должности. Комментариев по этому поводу в прессе не появлялось.

А вот уголовное дело в отношении начальника общественной приёмной губернатора Натальи Новиковой в этом году хоть неохотно, но комментировали. В администрации губернатора говорили о том, что решение об увольнении Новиковой может принять только глава региона. Последний в ответах на zabmedia.ru сообщил, что приговор получен и, несмотря на то, что наказание не содержит запрета на дальнейшее пребывание Новиковой в должности, вопрос о возможном перемещении рассматривается.

Безусловно, все эти дела не лучшим способом отразились на репутации правительства края.

Виктория Хохолкова



пн вт ср чт пт сб вс