Вся правда про лифт, застрявший в ТРЦ "Комсомолл": из первых рук

Одиннадцать иркутян, в том числе трое детей, которые 15 апреля застряли в лифте ТРЦ «Комсомолл», уже получили всероссийскую известность. Журналист Ника Песчинская случайно стала участником этого происшествия, о котором рассказали даже федеральные СМИ. В лифте не было вентиляции, и через десять минут там было уже нечем дышать. В то время как администрация торгового центра утверждает, что люди сами сломали лифт и провели в ожидании только четыре минуты. Что же произошло на самом деле? 


Меня как очевидца тех событий уже возмущает не столько само происшествие, сколько наглая и беспардонная ложь сотрудников торгово-развлекательного центра, которые спокойно дали в СМИ заведомо неправильную информацию. Ладно бы они ошиблись, посчитали неправильно. Но главный инженер заявил: лифт не работал всего четыре минуты, и это якобы подтверждено видеокамерами! А администратор вообще сказал, что это пассажиры сами лифт сломали, пытаясь открыть двери с самого начала. Вот так. Унтер-офицерская вдова сама себя высекла. 

И все это вранье - в спокойной уверенности, что им за это ничего не будет. И, насколько я знаю, ничего им за это не было. Врите дальше.  

Итак, рассказываем, как все было. 

15 апреля примерно около 19 часов мы вошли в лифт. В бурных обсуждениях, которые ведутся в интернет, люди недоумевают: зачем ехать на лифте, когда рядом лестница? Но этот лифт этот, прозрачный и красивый, скорее развлечение для детишек, чем способ подъема для взрослых. Конечно, на лестнице быстрее.

На табличке в лифте были указаны нормы: 1000 кг и 13 человек. В лифте было восемь взрослых и трое детей, общая масса до тонны явно не дотягивала. Люди нажали кнопку третьего этажа, но случился некий сбой, но лифт стал подниматься, потом остановился и плавно поехал вниз, на минус первый этаж, и там остановился. Мы начали смеяться и перешучиваться, несколько минут ждали, что все наладится. Потом нажали кнопку вызова диспетчера – она не работала. Тогда стали звонить по указанному телефону – в 19.07 был первый звонок. В 19.05 я начала снимать видео – сначала ради шутки, не так уж часто нам приходится застревать в лифте. Поначалу все казалось забавным приключением.

Добавил юмору охранник, который подошел к лифту и попытался открыть его… металлической ложкой, стараясь зачем-то вставить ее между дверьми, это ни к чему не привело. Но нам резко стало не до веселья, когда температура в лифте стала стремительно повышаться.

Стало ясно, что кабина практически герметична. Это подтверждает и тот факт, что мы совсем не слышали охранника, он что-то говорил нам, не доносилось ни звука. И вообще в ТРЦ было очень шумно, играла музыка, а в лифте – полная тишина. Сейчас я думаю: может, охранник, зная об этом, пытался всунуть ложку, чтобы сделать щель для воздуха?

Очень быстро стало жарко. Рядом с нами стоял крупный мужчина, у которого пот просто тек струйками по лицу и шее. Женщина в возрасте, которая стояла у входа, постоянно вытирала лицо платком. Дети напугались, одна девочка спросила: «Мама, мы тут навсегда останемся?» Другой мальчик спрашивал: «Мама, мы задохнемся?» Спокойнее всех был мой Никита, три года, который сообщил: «Дима, я уже очень давно тут стою!»

Самое плохое, что мы вообще не понимали, чего ждать! Охранник что-то показывал, мы не слышали ни слова. Чего нам ждать? Когда будет помощь? Может, уже пора самим что-то делать? Один человек, который очень плохо переносит духоту, уже прикидывал, каким образом ему выбить заднюю стенку лифта, чтобы никого не повредить.

В 19.12 я позвонила в МЧС и попросила, чтобы нам помогли. Там ответили, что охранник должен связаться с руководством, и только оно может вызвать МЧС. Я пыталась объяснить, что охранник нас просто не слышит, пусть они сами попробуют позвонить руководству! Но там слушать не стали. Люди стали стучать в стены лифта и кричать охраннику, чтобы вызывали МЧС. Он что-то отвечал, но не было слышно ни слова. Это понятно по видеозаписи.

Вот тогда мне стало страшно. Многие спрашивают в комментариях: зачем паниковать, если кругом люди, и они пытаются оказать помощь? Но дышать было все труднее, счет уже шел на минуты, а мы понятия не имели, сколько еще ждать и чего? Сколько раз люди умирали из-за того, что скорая слишком долго ехала. А лифт такой красивый, решиться сломать его наверняка не просто. Имущество всегда дороже, чем люди. А потом скажут, что никто не виноват. Или скажут, что мы лифт сами сломали! Забегая вперед, скажем, что именно это и произошло в итоге. Около 19.18 сотрудник службы эксплуатации что-то нажал, и двери открылись. Вечером я выложила две с лишним минуты видео на своей странице в соцсети.

Самое интересное началось наутро. Запись получила множество перепостов, журналисты стали звонить в «Комсомолла». Главный инженер «Комсомолла» Вадим Картавский сказал, что «это была заказуха какая-то», и что в лифте люди провели четыре минуты, это подтверждено видеозаписями. Правда, показать видеозаписи отказался. Кирилл Матвеев, администратор, вообще выдал фантастику в эфире телеканала:

- Причина – перегруз. Лифт спустился в цоколь, двери не сразу открылись, люди начали применять физические воздействия, тем самым сломав механизм. Дистанционно открыть их не получилось, в течение четырех минут пришел сотрудник службы эксплуатации и выпустил их вручную.

Вообще-то при перегрузе лифт просто издает сигнал и никуда не едет. Но этот лифт оказался какой-то особенный. Ложь мгновенно разлетелась по всей стране, люди начали потешаться над незадачливыми пассажирами лифта, которые из четырех минут раздули панику. Досталось и мне как журналисту, который желал «хайпануть». А сколько времени мы провели там на самом деле? Скажу сразу: точной цифры нет, так как мы не сразу начали звонить и снимать. Я написала на странице – почти полчаса. Позже, по нашим подсчетам, у нас получилось около двадцати минут. Понятно, стресс и все такое. Если двадцать минут показались нам вечностью, то что было бы за их положенные полчаса?

Но ведь сотрудники «Комсомола», в отличие от нас, располагали точной информацией о времени, имея видеозаписи. Получается, что они умышленно распространили через СМИ заведомую ложь. А теперь – что нам сказали по этому поводу в ТРЦ «Комсомолл» главный инженер Вадим Картавский:

- По камерам они там сидели двенадцать минут.

- Даже если так - почему Вы сказали – четыре?

- Ну, ошибочную мне предоставили информацию. У нас по нормативу допускается тридцать минут. Никаких сложностей и проблем не вижу.

- Но там вентиляции-то нет!


- Ну, начнем с того, что это не холодильник, и конструкцией лифта вентилятор не предусмотрен. По той жалобе я эксплуатирующую организацию попросил, чтобы они рассмотрели возможность установки дополнительного туда вентилятора.

- Дополнительного к чему? Там какой-то уже есть?

- Никакого нету. Конструкцией данного лифта не предусмотрено заводом-изготовителем.

- А сидеть там сорок минут, как Вы сказали в СМИ – это предусмотрено?


- Это Вы уже не со мной, а с производителем лифта связывайтесь. Я Вам говорю, что тридцать минут – норматив. Я могу сослаться на ГОСТ.

- Без воздуха?.. Наверное, должны быть какие-то другое нормативы? По-человечески…


- Есть ГОСТ для лифтов. Я Вам еще раз повторяю, что по конструкции лифта не предусмотрено, но мы теперь такую возможность мы рассматриваем, после инцидента. Если возможна туда установка – то мы его установим.

- Вы еще говорили что «заказуху». У Вас есть информация, что этот журналист раньше этим занималась, писала заказные материалы?

- Не знаю, я это видео не смотрел, честно говоря, и смотреть даже не собираюсь. Я сказал – не журналист заказухой, не надо меня пересказывать. Я сказал: «Возможно, что это заказуха». Я вот именно так сказал. И вообще при чем здесь журналист? Это вообще просто человек выложил в интернет. Левый человек, а не журналист (вот, оказывается, как! – авт).

- А почему так долго не могли открыть лифт?


- Потому что объект большой, больше 75 тысяч квадратных метров. Когда сигнал диспетчера произошел, дежурного вызвали. Он находился вообще в другом месте торгового центра, он не сидит возле лифтов, как раньше бабушки. Человеку нужно дойти. Блок управления лифтом находится на третьем этаже. Отключить его, прежде чем двери открывать, чтобы лифт, не дай Бог, не поехал куда-нибудь. Когда дверь открывается, людей выпускают.

- А сигнал, который в случае перегруза должен раздаваться? Он не работает?

- Нет, такого сигнала там нет.

- А почему кнопка связи с диспетчером не работала?

- Но как-то же дозвонились? Существует два вида связи: телефон и прямая связь. Ну, не знаю, посмотрим, почему не сработала. Может быть, банально человек вышел, а телефон у него с собой радиотелефон. Поэтому диспетчер на телефон ответил, а на прямой вызов нет.

- А почему ложкой пытались открыть дверь?


- Вот вы с начальником службы безопасности свяжитесь, почему ложкой охрана открывает? Хотя и не положено вообще.

Ну вот и все. Мне кажется, добавить нечего. Лифт – это вам не холодильник, чтобы вентиляцию ставить. Хотя даже в ящиках для перевозки собак делают дырочки для воздуха. Еще добавлю, что коллеги с телеканала «АС Байкал ТВ» вместе с директором управляющей компании торгового центра Виталием Аникиным провели некий «следственный эксперимент» в тот самом лифте. Кнопка так и не сработала, а дозваниваться по указанному номеру им пришлось пятнадцать минут. То есть, это нам еще повезло! Один из застрявших в лифте уже отправил заявление в прокуратуру. Ждем результатов.








Видео


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ