Что же представляет собой новый образовательный стандарт

Еще раз объяснить родителям и школьникам, что же представляет собой новый образовательный стандарт, мы попросили заместителя руководителя министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Бальжит ДАМБАЕВУ.

Что и для чего?

— Бальжит Балдандоржиевна, расскажите, для чего вообще понадобилось вводить новые стандарты?

— Дело в том, что те стандарты, по которым мы раньше работали, были ориентированы на другое общество. В советское время нужны были специалисты узкого профиля, имеющие соответствующий объем знаний по предметам. Сейчас общество изменилось. Нужны люди иного мышления, люди, знающие, что им нужно для успешности в целом жизни и конкретно карьеры. Кроме того, современный человек редко довольствуется одной профессией. Сейчас он ищет себя, он должен отвечать на вызовы времени. Жизнь быстро меняется, в ее течении человек может сменить несколько профессий. Если он неправильно выбрал специальность в молодости, он может учиться дальше, приобретать другие навыки. Если человек успешен в своей профессии, то он должен постоянно повышать квалификацию, а это снова обучения. Поэтому надо учиться всю жизнь. Новые образовательные стандарты как раз направлены на решение этих вопросов.

— Расскажите, в чем основное отличие нового стандарта?

- Мы сейчас можем говорить о том, что ФГОС — это принципиально новое видение системы общего образования и результатов этого образования. В отличие от предыдущего стандарта качественно изменилась его концепция. Что это значит? Раньше в соответствии со стандартами мы предъявляли требования к учителям — чему и как учить, какие должны быть учебники, предметы, какие технологии должны быть применены педагогом, — и этим ограничивались. В новом стандарте изменились требования к тому, каким образом, в каких условиях проходит обучение. Если раньше от ребенка требовали результат — знания по конкретному предмету, то сейчас эти знания — не самое главное, а главное — какими методами и способами он их получил. Об этом должен знать сам ученик. Он должен овладеть способами познания. Появился такой термин “универсальное учебное действие” — это не только знание, как решить задачу, но и понимание, каким способом ее лучше решить. И важно научить ребенка применять эти способы действий в жизни.

— Для того, чтобы ввести новые стандарты в штатном режиме, проводился эксперимент. Каковые его результаты?

— В 2009 году в крае появились пилотные школы, в которых апробировали ФГОС. Их было 75. С 2010 года к ним прибавилось еще 58 школ. В итоге уже 133 школы участвовали в эксперименте. На их базе сейчас создаются ресурсные центры, где проходят обучение педагоги.

В ходе эксперимента мы целенаправленно работали над подготовкой кадров. На сегодняшний день все педагоги, которые набирают первоклассников, обучены. Во всех школах края разработан самый главный нормативный документ — основная общеобразовательная программа начального звена. В каждой школе она уникальна, учитывает ее особенности. В конце учебного года мы провели конкурс, выбрали образцовые программы. Лучшими стали четыре школы — Тарбагатайская и Балягинская Петровск-Забайкальского района, Красночикойская школа № 2 и Краснокаменская гимназия № 9.

В ходе эксперимента забайкальские школы оснащались новым оборудованием. На конец учебного года почти 40% начальных классов имеют современную технику. Первые классы к 1 сентября должны быть оснащены на 100%. Это большой объем работы, требует финансовых вливаний. Все ресурсы, которые были в образовании, мы направили на это.

С 1 сентября запускается широкомасштабный проект по модернизации общего образования, который инициировал премьер-министр РФ Владимир Путин. Согласно проекту, до конца 2011 года в школы поступит оборудование на 129 млн. рублей. На будущий год эта сумма будет кратно увеличена.

— Бальжит Балдандоржиевна, а эксперимент выявил какие-то проблемы?

— Прежде всего, хромает оснащенность. Усилена составляющая исследовательского характера, поэтому в кабинетах первых классов обязательно должно быть оборудование, которое позволяет проводить исследовательскую работу. Очень серьезные требования отводятся технологии, чтобы ребенок научился что-то делать руками. Нужно оборудование для таких предметов, как музыка, художественное творчество. Раньше у нас этому не уделялось должного внимания, сейчас это необходимо.

Педагог нового поколения

— Как же тогда должна измениться работа учителя?

- Необходимо не только давать знания в готовом виде, а выстраивать урок таким образом, чтобы был, как мы говорим на научном языке, системно-деятельностный подход. То есть нужно сделать так, чтобы ребенок действовал на уроке, имея не только знания, но и мотив, интерес к тому, о чем будет идти речь, зная план своих действий на сегодня. И только после этого школьник осознанно приобретает знания. В конце урока он должен проконтролировать, оценить себя — а чего я достиг? Если такая деятельность будет на каждом занятии, то у ребенка сформируются умения, как добыть нужную информацию.

Это очень серьезная и сложная работа с каждым учителем, которую мы проводим уже несколько лет. Раньше требования стандарта ставились в основном перед учителем — вот такой результат должен быть, вот такие знания ты должен дать детям. А в каких условиях ты работаешь, способствуют ли они тому, чтобы ты решил эти задачи, не было записано в стандарте. И поэтому прошлые два учебных года мы старались оборудовать рабочее место каждого учителя, чтобы оно соответствовало ФГОС. К примеру, серьезные требования по новому стандарту предъявляются к навыкам работы на компьютере, начиная с 1 класса. Поэтому в кабинете начальных классов рабочее место учителя оснащено компьютером, видеопроектором, экраном, программными продуктами.

— Вы говорили о том, что учителя проходили специальные курсы. Чему в первую очередь научили педагогов?

— Прежде всего, нужно изменить менталитет учителя, его психолого-педагогическую позицию. Если раньше педагог преподавал авторитарно, то теперь он должен быть сопровождающим. Учитель владеет методикой преподавания, методикой освоения каких-то знаний, какого-то предмета. Сейчас задача архисложная — учитель должен передать ученику свою методику познания. Вот в чем разница. Этому и учатся педагоги.

— Как все это соотносится с образованием в педагогических учебных заведениях?

— Мы об этом говорили на августовской конференции. Стандарты профессионального образования тоже будут меняться, и уже будут соответствовать стандартам общего образования.

— А как сами педагоги относятся к новому стандарту?

— Конечно, есть учителя, которые в силу каких-то своих причин не принимают новые стандарты. Нам Москва прямо сказала: если не принимается новая концепция стандарта, то этот учитель не должен работать. Ведь дети сегодня иные, не такие, как 20-30 лет назад. В прошлые десятилетия спорили: обязательно ли, чтобы учитель владел навыками работы на компьютере? Сейчас ответ очевиден: обязательно. У многих детей компьютер есть дома, ребенок уже с дошкольного возраста умеет им пользоваться. Учитель не должен отставать от ученика.

— Как тогда быть с кадрами — школе нужен учитель современный, готовый изменить стиль преподавания, полностью поменять мировоззрение в отношение ученика… А молодые в школы не охотно идут.

— Есть много примеров, когда учитель, имея богатейший опыт работы в школе, прекрасно осваивает новые технологии. Происходит и обновление педагогического персонала. У нас в крае 14,8% молодых педагогов. В России менее 13%. Здесь важно личное стремление быть полезным и соответствовать уровню развития современных детей.

Как познавать мир

— Бальжит Балдандоржиевна, расскажите, какие учебники должны быть по новым государственным стандартам?

— По сути, в учебниках происходят те же концептуальные изменения. Сейчас задания должны быть такие, чтобы ребенок мог сам находить какие-то решения. На первый план выходят развивающие материалы. В последнее время появилось много учебников, в которых изначально заложены принципы развивающего обучения. Сейчас они просто приводятся в соответствие. И не думайте, что с 1 сентября сразу все учебники в школах поменяются. Нет. Многие работали по системе Эльконина-Давыдова, Занковой, системе развивающего обучения, так вот, они остаются в силе.

— Наконец, последний вопрос: подведем итог, что же должен уметь ребенок, выходя из начальной школы?

— Во-первых, он должен иметь желание учиться, саморазвиваться. Во-вторых, — знать, какими способами он может этот мир познавать. И наконец, в-третьих, обладать соответствующим объемом знаний. Этого никто не отменял.

Беседовала Олеся ГОРЛОВА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ