Коррупция в системе как государственных, так и корпоративных закупок является одной из главных причин, тормозящих развитие российской экономики. Задача справиться с ней стоит перед чиновниками давно, однако успехи пока неочевидны. Тем временем бизнес, как кровно заинтересованная сторона, выстраивает свои схемы обеспечения чистоты сделок. О них рассказал «ФедералПресс» директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев.
- Коррупция возникает там, где есть взаимоотношения между организациями-поставщиками и организациями-заказчиками. Корпоративная коррупция – это в большей степени проблема крупных компаний. В малых и средних предприятиях в целом нет особой остроты этой проблемы, там всё гораздо более обозримо для непосредственного собственника. Проблема возникает там, где есть отделение собственности от оперативного управления. Грубо говоря, собственнику нет смысла воровать у самого себя. Соответственно, когда возникает большая структура управления компанией с большим числом звеньев, возникают стимулы к тому, чтобы поток денег, которые проходит через подразделения, оседал в карманах менеджеров, которые ими управляют.
Но в отношениях заказчик-поставщик проблемы возможны и на стороне поставщика - когда, например, поставщик пытается манипулировать условиями контракта. Такие проблемы характерны в основном для госсектора – по закону 94-ФЗ у заказчика практически нет механизмов воздействия на нерадивого поставщика, а расторгнуть договор с ним можно только через суд. В частном бизнесе такие проблемы тоже бывают, но там отсечение недобросовестных поставщиков происходит достаточно быстро и эффективно – если компания видит, что поставщик работает плохо, то ничто не мешает компании прервать отношения с ним и отменить решение об этой конкретной закупке.
Частные компании тоже нацелены на снижение стоимости закупок, но, в отличие от госструктур, которые ориентированы главным образом на снижение цен на торгах, предприниматели думают о конечной цели функционирования своего бизнеса. И в этом контексте более высокое качество или надежность поставок могут быть важнее, чем пятнадцать копеек, сэкономленные при закупке. Поэтому в бизнесе обычно происходит комплексная оценка целесообразности привлечения конкретного поставщика с учетом всех обстоятельств – и стоимости заказа, и репутации поставщика, и качества предлагаемых товаров, работ или услуг. Поэтому для частного бизнеса лично я не вижу особо большой проблемы в связи с недобросовестнными поставщиками, в бизнесе гораздо чаще возникает проблема корпоративной коррупции на уровне среднего менеджмента.
Причем риски коррупции могут быть выше там, где может быть шире сфера усмотрения конкретного менеджера в организации, которая выступает заказчиком. Это могут быть строительные работы, проектные работы, это могут быть крупные закупки тех или иных товаров или услуг, например, для нужд компании, это может быть закупка товаров в сетях розничной торговли. В большинстве случаев просто сократить сферу полномочий отдельного менеджера будет неэффективным решением. Для обеспечения эффективной работы организации каждый менеджер должен на своем уровне иметь определенный спектр полномочий.
Скорее, нужно не контролировать все процедуры во всех деталях, это неэффективно, а делать акцент на результатах работы и сравнивать эти результаты с работой других подобных подразделений – в этой компании, в других подобных компаниях. И уже исходя из контроля отклонений – например, если видно, что в данном подразделении средняя стоимость закупок выше, чем у других, или есть проблемы с качеством поставок, по срокам исполнения заказов - в таких случаях более детально разбираться с тем, что происходит в подразделении. В большинстве крупных компаний есть свои службы безопасности, которые как раз подобные ситуации отклонения от нормы могут более детально расследовать по своим каналам.
Принципиальное решение проблемы корпоративной коррупции – это большая внутренняя прозрачность. Больше информации должно быть доступно о проведении закупок вышестоящим органам управления, и должны выстроены нормальные, четкие схемы анализа информации. Для повышения эффективности закупок с точки зрения привлечения поставщиков и снижения цены внешняя прозрачность тоже нужна, но у компании должно быть свое понимание, какую информацию выносить на публику. Поэтому закон 223-ФЗ, по которому компании с госучастием, такие как Роснефть или Газпром, должны раскрывать свои планы закупок, сейчас является предметом большой дискуссии.
Кроме того, надо иметь механизмы обратной связи с потенциальными или действующими поставщиками с тем, чтобы у них была возможность при необходимости обратиться не только к конкретному менеджеру, курирующему их, но и к начальнику этого менеджера или, может быть, в другое подразделение, которое занимается контролем этих операций. В компаниях, в которых существуют большие объемы операций с поставщиками, можно организовать структуру с функцией «красной кнопки», то есть возможность обращения в головную компанию, в случае если на низовом уровне кто-то из менеджеров хочет украсть деньги. Российский крупный бизнес старается решать такие проблемы. Например, в компании ТНК-ВР создан и работает институт «конфликтных комиссий». Возможно, этот опыт стоит учесть государству при создании Федеральной контрактной системы. Я думаю, что также важно распространение лучших практик в самой бизнес-среде - включая наработки ТНК-ВР и других компаний, где созданы собственные системы противодействия корпоративной коррупции. Задачу по оценке и распространению таких практик, наверное, могли бы взять на себя ведущие бизнес-ассоциации.
"Байкал24"
по материалам "ФедералПресс"