Агитационный тур доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина начался 15 января, а закончится в эти выходные. За две недели сторонники премьера должны были объехать десятки городов от Москвы до Сахалина, с графиком по два города в день.
Тур за первый тур
Вместе с президентом Национальной медицинской палаты Леонидом Рошалем самыми активными агитаторами из «народного штаба» кандидата оказались трое новоявленных депутатов Госдумы, прошедших во фракцию «Единой России» через ОНФ, — токарь из Перми Валерий Трапезников, учительница истории из города Балашов Саратовской области Людмила Бокова и нижнетагильский пенсионер-металлург Валерий Якушев. В поездках к ним также часто присоединялась председатель Российского союза сельской молодежи Ольга Платошина.
Точный график следования путинских агитаторов по городам в ОНФ сообщить не смогли. По словам представителя фронта, у каждого из пятерки запланированы свои встречи с «профильными» общественными организациями и трудовыми коллективами. Наибольшую активность, судя по сообщениям СМИ, в рамках турне проявил Рошаль. В составе десанта агитаторов он с 16 января успел побывать в десятках городов: Саратов, Тольятти, Ярославль, Екатеринбург, Челябинск, Курган, Оренбург, Ханты-Мансийск, Барнаул, Чита, Тюмень, Владивосток, Южно-Сахалинск и другие.
По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, Путин был в курсе этого турне.
Смысл тура один, говорит источник в ОНФ: «Мобилизация целевых групп для победы в первом туре».
Спецрейс и спецборт
— Позвонил Рошаль, мы давно знакомы, вместе организовывали национальную медицинскую палату. Говорит: я буду в Барнауле, — рассказывает доктор из алтайской столицы Константин Емешин. — Я ему говорю: отлично, давай встречу. А он отвечает: нет, мы спецрейсом прилетаем.
Специальный чартерный рейс, доставивший в Барнаул 5 человек, сел в аэропорту им. Титова вечером 23 января, рассказывает Емешин и местный житель Владимир Небальзин. Небальзин, подозревая, что поездка носила агитационный характер, написал на «Карту нарушений» и подал заявление в прокуратуру (копия есть в распоряжении Forbes).
Теперь собеседники в справочной аэропорта Барнаула отвечают: никаких чартеров 23 января кроме рейса из Бангкока не было.
Борт был, уверяют собеседники Forbes, около 21.00 его встречал вице-губернатор Даниил Бессарабов, а протоколом ведал руководитель местного управления здравоохранения Виктор Яковлев. Из Барнаула чартер улетел в 13.00 следующего дня, говорят все собеседники: все проводилось молниеносно, одна из агитационных встреч — Боковой с преподавателями — закончилась только в полдень и учительница тут же умчалась в аэропорт.
Борт видели встречающие в аэропорту Курумоч (Самарская область) вечером 17 января: самолет марки Bombardier, бизнесджет. Собеседник описывает: «люксовая комплектация». Приземление самолета в Чите снимало местное телевидение, а описание борта содержится в репортаже корреспондента агентства ZabInfo — он называет ту же марку, уточняя модель — CRJ200. В сообщении агентства есть ссылка на слова справочной службы читинского аэропорта — борт обслуживается компанией RusAero, фрахтователь неизвестен.
Bombardier CRJ200
В RusAero от комментариев по поводу участия в агиттуре воздержались. Представитель компании пояснил: RusAero занимается исключительно наземным обслуживанием и не имеет отношения к аренде самих самолетов.
В аэропорту Владивостока, откуда агитбригада вылетела 26 января в 14:25 по местному времени, Forbes.Ru сообщили, что борт принадлежит австрийской авиакомпании Avcon Jet AG. Представитель перевозчика Ольга Мандра передала Forbes: «Любая информация, относящаяся к полетам, маршрутам и пассажирам Avcon Jet, является строго конфиденциальной и ни при каких обстоятельствах не разглашается третьей стороне». На сайте авиакомпании в разделе «авиапарк» модель Bombardier CRJ 200 не упоминается, зато рассказывается о большом опыте работы в России и на Украине.
По оценке собеседника на рынке VIP-авиации, часовая стоимость фрахта такого самолета даже с учетом дисконта составляет не меньше €3-4 тысяч.
На сайте Avcon месячная стоимость аренды самолетов канадского производителя колеблется от чуть более чем $10 000 до $250 000 в зависимости от модели и условий фрахта. В случае долгосрочной аренды (на срок от 60 месяцев) речь идет о суммах от $9 млн.
Представитель ОНФ, услышав вопрос о стоимости поездки и источнике средств, сказал, что все оплачено из избирательного фонда кандидата (по данным ЦИК на 24 января, в избирательный фонд Путина поступило 177,9 млн, израсходовано более 3 млн рублей). Сведениями о том, каким образом осуществляются поездки и используется ли для перевозки путинских агитбригад бизнес-авиация, в ОНФ не располагают.
По словам Пескова, тур напротив не оплачивался из фонда кандидата. Все участники поездки — активные сторонники ОНФ, они входят в общественные организации, которые сами по себе активно работают, поездка, возможно, проводится по линии этих организаций, говорит он.
Путин, говорит Песков, не в курсе графика поездки и того, как и на чем она осуществляется: «Но у Рошаля и других участников очень напряженный график, это нужно учитывать». Себестоимость полета того же Bombardier меньше прочих самолетов, отмечает собеседник.
Фрахтователя и стоимость путешествия Песков не знает. Представитель ОНФ ответить на этот вопрос не смог.
"В нашей аудитории Путин был убит как кандидат"
Набор мероприятий, который организуют в областных центрах залетевшие на час «простые люди» из ОНФ, стандартен: у каждого из десанта есть профиль, по которому местными администрациями организуются встречи с активом. Учитель — с преподавателями и наукой, врач — с докторами, автомобилист и рабочий — со своими целевыми аудиториями, описывает источник в избирательном штабе Путина.
Все проходило через алтайскую администрацию — сначала Рошаля повезли в новый онкоцентр, на следующий день собрали человек 600 медиков, перед которыми он выступил, — говорят Небальзин и Емешин. Бокову в сопровождении сотрудников администрации привезли в Алтайский политехнический университет, куда заранее попросили прийти около 200 преподавателей, аспирантов, студентов, рассказывает профессор этого вуза на условиях анонимности: «начальство настоятельно просило быть».
— Это была катастрофа! Учительница полчаса рассказывала нам о себе, говорила, как она попала в Народный фронт, разговаривала как с детьми, — восклицает профессор. — Потом ведущий предложил задавать вопросы. И зал выдохнул: «О чем?!»
— Кто-то спросил, что она думает о двухуровневой системе образования, и все напугались: «Она же не знает, что это такое!», — продолжает участник собрания. — И она ответила: «А вы что по этому поводу думаете?»
Вице-губернатор подсказал Боковой, вспоминает собеседник: «А вы за кого проголосуете 4 марта? И она ответила: «За Владимира Владимировича Путина».
— Могу сказать, что за эти полчаса кандидат Путин был убит в наших глазах, — подытожил он.
Емешин вынес то же суждение со встречи Рошаля с врачами: «Когда Рошаль вдруг предложил создать местную медицинскую палату, — а мы этого давно добивались, но встречали противодействие, — я решил не спешить, все это напоминало предвыборные обещания».
"Кампания как граненый стакан"
«Судя по всему, у Володина есть сильное влияние на Путина. Народный фронт и все его действия — типичные приемы Володина. Видимо, кампания Путина получится такой же. Простой, как граненый стакан. Володин — и сам как граненый стакан», — трактует скандал собеседник в ОНФ.
Есть риск, что «с такими имиджевыми проколами как рабочие в «гольфстримах», кампания провалится, опасается он.
В 2003 году предвыборный рекламный ролик СПС, где Борис Немцов, Анатолий Чубайс и Ирина Хакамада летят над Россией в бизнесджете, сидя в креслах из белой кожи, стал одной из причин провала партии на выборах. «Мы хотели сказать, что если создать прозрачные, конкурентоспособные правила работы на рынке, тогда каждый человек сможет заработать на такой самолет и заниматься бизнесом. А люди это восприняли ровно наоборот, что мы зажрались и далеки от народа», — вспоминает Хакамада. «А если кто-то застанет фронт на этом самолете, это будет уже не агитация, а контрагитация за Путина», — говорит она.
Поездка депутатов в агиттурне на бизнес-самолете может иметь для них юридические последствия, считает секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев: «Депутаты вообще не могут участвовать в президентской кампании — это прямо запрещено законом. Встречаться с электоратом они могут в рамках региональной недели — когда каждый депутат выезжает в свой субъект. Когда парламентарии мотаются по всей стране из города в город — это, откровенная незаконная агитация». Соловьев не исключает, что КПРФ инициирует проверку фактов участия единороссов в агиттуре и потребует привлечения нарушителей к административной или даже уголовной ответственности.
Доктор Рошаль, которого звонок Forbes застал в Южно-Сахалинске, отказался общаться с редакцией, сославшись на занятость. Учительница Бокова на звонки не отвечала, получить комментарии Володина редакции не удалось. Депутат Сергей Дорофеев, также участвовавший в сибирской части поездки, сказал, что не общается с журналистами по телефону.
Роман Баданин, Иван Осипов, Алексей Петя, "Русский Forbes"
"Байкал24"