Все лучшее — снова детям

«Такого внимания, какое сегодня уделяется инфраструктуре системы образования, в Иркутской области не было много лет», — подчеркнула на встрече с журналистами газет «Байкальские вести» и «Наша Сибскана», а также информационного агентства «Альтаир» министр образования Иркутской области Елена ОСИПОВА. Кроме этой обнадеживающей информации, мы вынесли из состоявшейся беседы и другую информацию, интересную и полезную как родительской, так и педагогической общественности Прибайкалья.

— Елена Александровна, каковы на сегодня приоритеты развития и «болевые точки» региональной системы образования?

— Можно сказать, что приоритетные направления развития одновременно являются точками интенсивной работы.

Первое направление — дошкольное образование. Здесь мы имеем дело с возрастом, в котором формируется структура личности человека, закладываются основы для его успешного или неуспешного будущего. На сегодня в этой сфере идут системные преобразования: вводятся федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. Процесс движется поэтапно, с 1 января 2014 года. Интенсивно работают институты, подведомственные министерству образования региона, на территории области действуют инновационные площадки. По этому вопросу в рамках форума «Образование Приангарья» состоялось первое заседание общероссийской координационной группы.

Конечно, и родителей очень волнует проблема введения федеральных стандартов. Хочу еще раз подчеркнуть, что это настоятельное веление времени, поскольку в качестве результата образовательного процесса нам нужна успешная личность, способная строить коммуникации, работать с информацией, общаться в любом сообществе. Что касается стандартов именно в сфере дошкольного образования, то здесь мы преследуем цель подготовить детей — прежде всего, психологически — к следующей ступени обучения.

Отмечу, что в сфере общего образования федеральные образовательные стандарты вводятся уже третий год. И начальная школа в их рамках уже полностью подготовлена к переходу на основную ступень. И там тоже было напряжение родительской общественности, бабушек-дедушек: не перегружаем ли мы детей? Озабоченность понятна, ведь перед детьми ставятся задачи, непохожие на те, что решали их родители: из точки А в точку Б, по четкому алгоритму… В центре внимания — уже не воспроизведение готовых знаний, умений и навыков, как раньше, а умение их применять. Это опять же веление времени, нам всем надо это понимать.

Второе направление, также касающееся дошкольного образования, — обеспечение его доступности. Проект модернизации региональной системы дошкольного образования реализуется второй год, в том числе и при содействии федеральных субсидий. Реализация проекта идет в рамках нескольких направлений. Это и строительство и реконструкция детских садов, и создание новых мест за счет альтернативных форм. Наша важнейшая задача — дать возможность каждому ребенку, живущему в Иркутской области, получить дошкольное образование. Ведь в соответствии с новым законом это необходимая ступень общего образования, а и задача серьезная. Для ее решения в 2012 году разработана дорожная карта. И в рамках этой дорожной карты мы вместе с муниципалитетами движемся к поставленной цели.

Еще один аспект — уже три года идет процесс модернизации общего образования в части обновления материально-технической базы учреждений.



В сфере общего образования федеральные образовательные стандарты вводятся уже третий год. И начальная школа в их рамках уже полностью подготовлена к переходу на основную ступень. И там тоже было напряжение родительской общественности, бабушек-дедушек: не перегружаем ли мы детей? Озабоченность понятна, ведь перед детьми ставятся задачи, непохожие на те, что решали их родители: из точки А в точку Б, по четкому алгоритму… В центре внимания — уже не воспроизведение готовых знаний, умений и навыков, как раньше, а умение их применять. Это опять же веление времени, нам всем надо это понимать.



— Сейчас идет процесс сдачи ЕГЭ, и здесь, наверное, тоже есть болевая точка…

— Действительно, сегодня серьезные дебаты идут и в сети, и в СМИ относительно качества образования, и в регионе, и в стране. Обращу внимание — впервые процедура проведения ЕГЭ и в одиннадцатых, и в девятых классах максимально приближена к чистому виду. Примененные методы соблюдения порядка проведения обеспечили самый точный результат без погрешностей, которые можно было бы списать на организационные трудности.

Полученные в таких условиях итоги оказываются лучше, чем мы ожидали. По девятым классам 12 процентов детей не сдали успешно экзамены, что сопоставимо с результатами прошлого года и мониторинговыми исследованиями качества. В одиннадцатых классах процент детей, не сдавших обязательные предметы, едва приближается к двум при всей строгости процедуры. То есть наша планомерная работа совместно с Рособрнадзором оказалась эффективной. 12 ребят по литературе и русскому языку попали в категорию «100-бальников». И это хорошее достижение. С другой стороны, при том объеме финансирования, которое сегодня осуществляется в сферу образования, мы должны выдать качество по максимуму. Его от нас ждут и родители, и работодатели, и те, кто принимает ребят на следующую ступень обучения. Мы идем по этому пути.

— Для решения задачи повышения качества образования, очевидно, нужно совершенствовать кадровый потенциал. Какие меры принимаются?

— Комплексные. Работа включает и решение проблемы старения кадров, и проблемы задержки на одном и том же рабочем месте специалистов в возрасте до 30 лет, и проблемы обеспечения кадрами в сельских школах.

На протяжении последних лет положительная динамика стабильна. Так, у нас уже 16 процентов педагогов, а не 10, как раньше, моложе 30 лет. Ряд вопросов надо решать и на уровне правительства. В тревожной зоне сохранение традиций педагогического образования в Иркутской области. Вы знаете, что педагогическая академия стала структурным подразделением ИГУ, и это вызывает некоторые опасения.

Мы уделяем внимание и повышению социального статуса учителя, и финансово-экономической поддержке педагогов, в том числе — молодежи. Например, сейчас идет большая работа в вопросе предоставления служебного жилья. В сельской местности в рамках программы, которая до нынешнего года называлась «Развитие села», немало строится жилья. Кроме того, на конкурсной основе 25 наиболее успешным выпускникам педагогических вузов, принявшим решение работать в селе, выделяется по миллиону рублей из областного бюджета.

— Нет случаев, когда выпускники участвуют в этой программе только ради этого миллиона?

— Зарегистрирован лишь один случай, когда кто-то не справился с задачей и вернулся в город. Но здесь средства пришлось возвращать, причем мы говорим только о части миллиона — ведь он выделяется поэтапно, в течение трех лет. Условия жесткие, расходование строго отслеживается.

Мы уделили внимание и такому аспекту, как относительно низкая оплата труда молодых специалистов, которые пока не имеют квалификационной категории. Им предусмотрены доплаты и из муниципальных, и из регионального бюджетов. Хороший опыт муниципальной поддержки учителей моложе 30 лет есть в Иркутске.

Хочу упомянуть и такую меру стимуляции, как грантовая поддержка педагогических работников. Это и федеральный президентский грант, и серия региональных, которые поддерживаются губернатором. Еще есть хорошая традиция, которую мы храним, несмотря на все бюджетные сложности — конкурс профессионального мастерства. Весной мы вручили три автомобиля победителям, в том числе впервые — педагогу профессионального образования.

Если говорить о динамике заработной платы, то она растет, и достаточно серьезно. За три года в сфере дошкольного образования средняя зарплата выросла с 9967 до 21 701 рублей, почти в 2,5 раза. В сфере общего образования имеем рост с 15 до 29 тыс. рублей, в сфере дополнительного образования — с 10 800 до 22 581 рублей.

— А как при этом изменилась нагрузка?

— Осталась прежней. Конечно, сохраняется высокая интенсивность труда, здесь есть проблема, и мы очень плотно работаем по ее решению и с педагогическим сообществом, и с профсоюзами. Да, при повышении заработной платы, предписанном указом президента, в методику расчета берется общий совокупный заработок, а не заработок на одну ставку, как хотелось бы нашим педагогам. Но это проблема не региональная, а общефедеральная. И я хочу добавить, основываясь на собственном опыте и опыте общения с педагогами: работать на одну ставку далеко не каждый и желает. В среднем у нас нагрузка от 1,4 до 1,6 ставки (самая высокая интенсивность труда — в Иркутском районе). И педагог, работающий на 1,4 ставки, растет профессионально чуть быстрее, чем его коллега на одной ставке, то есть аттестуется активнее, успевает инновационные разработки показывать.



Всего в Иркутской области 847 школ. И около 120 школ мы за пять лет должны капитально отремонтировать или построить новые здания (в соотношении примерно 50 на 50 процентов). Это высокая планка.



— Но есть ведь случаи сокращения персонала. Может, это — один из методов повышения средней заработной платы? Пример — один из детских садов в Ангарске, где вместо двух воспитателей в одной группе работают трое в двух группах.

— Мы недавно были в Ангарске, отработали несколько обращений. Хочу подчеркнуть: в соответствии с законом об образовании штатное расписание — полномочия руководителя образовательной организации. И если раздут административно-управленческий штат — бухгалтер, главный бухгалтер, делопроизводитель и так далее, то, конечно, руководителю учреждения приходится сокращать основных работников под предлогом неких региональных указаний, которых на самом деле не было. По методике, разработанной на региональном уровне, при наполняемости группы 25,4 человек две ставки выделяются автоматически.

Добавлю: нельзя по отдельным случаям делать обобщающие выводы. Это не всегда способствует развитию. Но работать надо обязательно, и по конкретным случаям. Мы отрабатываем все обращения, поступающие к нам и в электронную приемную, и через пикеты, и в другой форме. То есть садимся в машину с начальником управления по финансам и юристами и едем без предупреждения в учреждение… По итогам обязательно готовим официальный ответ.

— Большие усилия прилагаются для решения проблемы доступности услуг дошкольного образования. А как быть со школами? Сегодня слышны мнения, что уже через пять, а то и через пару лет область ждет острая проблема обветшавших, морально устаревших школьных зданий...

— Одна из главных задач, которую ставит перед нами губернатор, — совершенствование инфраструктуры образования. И такого внимания, какое сегодня ей уделяется, в Иркутской области не было много лет. Школы и детские сады — первые пункты повестки дня губернаторского визита в любой муниципалитет.

Проблема со школами решается по нескольким направлениям. И аргументов несколько. Во-первых, федеральные образовательные стандарты подразумевают одну смену обучения (вторая смена — только для дополнительного образования). Во-вторых, многие школы не в полной мере соответствуют запросам потребителей образовательных услуг. В первую очередь, это деревянные школы, а также двухэтажные, пожароопасные. Массово требуют капитального ремонта и школы с годом постройки старше 1950 года. Губернатор дал поручение министерству образования и министерству строительства и дорожного хозяйства, и мы совместно подготовили список из 67 школ, требующих капремонта.

Источников финансирования три. Первый — привлечение средств государственно-частного партнерства, второй — федеральная субсидия (кстати, на уровне федерации сейчас обсуждается проект так называемой «второй волны» модернизации общего образования, и в его рамках планируются именно капремонты и строительство). Третий — наша региональная программа развития образования. В нынешнем году по этой программе сдаем две новые школы, далее ежегодно минимум по четыре. В этом аспекте отмечу проблему. Подготовка проектно-сметной документации, конкретные шаги для выделения средств — полномочия муниципальные. Мы за муниципалитеты работать не имеем права. И сегодня нередко случается так, что средства есть, а должной скорости оформления документов у муниципалитетов нет.

— А сколько надо школ отремонтировать и построить, чтобы ситуация не ухудшалась?

— Всего в Иркутской области 847 школ. И около 120 школ мы за пять лет должны капитально отремонтировать или построить новые здания (в соотношении примерно 50 на 50 процентов). Это высокая планка.

В решении поставленной задачи мы намерены применять практику отработки типовых проектов. Это, во-первых, позволит соблюсти единообразные требования, а во-вторых — строить здания с параметрами, оптимальными именно для нашего региона. Еще одно перспективное направление — здания-трансформеры, или «школы —детские сады». То есть, если складывается соответствующая демографическая ситуация, то объект становится больше детским садом, чем школой (детей дошкольного возраста больше), а со временем — наоборот. По поручению председателя правительства России такие проекты сейчас разрабатываются в расчете на 500 детей каждый. Они были бы очень актуальны, например, в Березовом, в Стрижах. Там сейчас много молодежи и, соответственно, много детей дошкольного возраста.

— Решается ли проблема нехватки мест в детских садах в районах точечной застройки, когда возводится высотное здание, и возможностей существующего детского сада не хватает?

— В Иркутске есть ряд предложений от застройщиков, которые соответствуют и разработкам на федеральном уровне: при застройке первые этажи жилых зданий отводить под детский сад. В феврале этого года специально для такого решения проблемы несколько смягчены требования СанПин. Строить на отдельных земельных участках дополнительные детские сады на сегодня не всегда реально. Актуально также строительство корпоративных детских садов (на этом направлении есть привлекательный опыт в Новосибирске). Интересен федеральный проект «билдинг-сада»: в жилых домах на первом этаже формируется филиал муниципального детского сада на одну-две группы, где организовано питание. Дети подрастают, переходят в основной детский сад. У нас первая ласточка в реализации такого проекта — город Шелехов.

— Каков опыт перевода учреждений образования с муниципального на областной уровень финансирования?

— В сфере общего образования переход произошел четыре года назад. И точно по такой же модели, как сейчас это происходит с дошкольным образованием. В первый год процесс шел болезненно, а затем наладился. Что касается дошкольного образования, то в большинстве муниципалитетов обрадовались переходу на региональный уровень.

Переход делает финансовую систему более стабильной. Финансовые возможности у региона выше, в том числе для исполнения гарантий указа о повышении уровня оплаты труда. При этом Иркутская область выбрала более жесткий вариант перевода дошкольного образования. В соответствии с законом мы должны были забрать только оплату труда педагогических работников. А мы взяли на финансирование и прочий персонал, облегчив бремя ответственности муниципалитета. Другое дело, что в отдельных муниципалитетах, где жили на широкую ногу, есть необходимость пересмотра штатного расписания.

На муниципальном уровне остались ремонт и содержание зданий. Тем не менее, в рамках государственной программы образования мы планируем капитальные ремонты в детских садах, в том числе сопровождаемые вводом новых мест.



Если говорить о динамике заработной платы, то она растет, и достаточно серьезно. За три года в сфере дошкольного образования средняя зарплата выросла с 9967 до 21 701 рубля, почти в 2,5 раза. В сфере общего образования имеем рост с 15 до 29 тыс. рублей, в сфере дополнительного образования — с 10 800 до 22 581 рубля.



— Сегодня часто можно услышать от родителей желание перевести школу на пятидневку. Чья это компетенция?

— Для первоклассников по требованиям СанПин предусмотрена только пятидневка. Для остальных детей этот вопрос решает образовательная организация — школа — после согласования с родительским органом общественного управления (родительским собранием, родительским комитетом, управляющим советом). Больше никто повлиять на решение не может.

Важно, что учебный план, соответствующий образовательному стандарту, определяет одно количество часов на предмет при пятидневке, и другое — при шестидневке. В первом случае количество обязательных учебных часов меньше. Именно поэтому примеров выбора пятидневки не так много, сколько первоначально высказывается желаний (в Иркутске — менее одного процента).

— 22 процента выпускников одиннадцатых классов области не сдали ЕГЭ по физике. Кто-то за это ответит?

— Когда только начинался ЕГЭ, по результатам аттестации по физике область стартовала с 40 процентов. В прошлом году было 28 процентов, сейчас — 22 процента. То есть налицо прогресс.

С одной стороны, родители имеют полное право спросить с руководства образовательной организации за качество предоставляемой образовательной услуги. Но при этом мы должны понимать, что качество образования — совокупный труд и учителя, и родителей. Детский сад и школа — не камеры хранения для ребенка.

Что касается ответственности учителей, то у нас есть инструменты, которые активно применяются: аттестация кадров, стимулирующий фонд заработной платы, уровень ответственности всей образовательной организации. Но мы должны разобраться, где причиной низкого результата стала низкая квалификация педагога, а где — расположение школы в социально неблагополучной среде. И требовать только «пятерок» и «четверок» от выпускников такого учреждения нереально.

Другой вопрос, что на «тройку» научить мы обязаны всех. Где не научили, разговор будет серьезным. Так, после экзаменов по математике и по русскому языку состоялось совещание с приглашением ректора института повышения квалификации, председателей предметных комиссий. И это только первое, стартовое совещание. Мы рассмотрим всю аналитику в разрезе каждой школы, в разрезе результатов учеников каждого педагога — а у нас есть такая возможность. В августе совместно со службой по контролю и надзору в сфере образования пройдут кустовые выезды в муниципалитеты. Работать будем по каждому предмету.

Кстати, что касается крайней меры — лишения учреждения лицензии — в этом году уже есть случай ее приостановки (в частности, на такое учреждение не распространяются социальные гарантии для работников).

— Вы упомянули такой инструмент, как стимулирующие выплаты учителям. Они зависят от количества баллов, которые заработал педагог. Но не секрет, часто определяющим фактором здесь являются хорошие отношения учителя с директором...

— Это сложнейшая проблема, ведь использование данного инструмента отражает уровень профессионализма руководителя образовательной организации. Стимулирующий фонд — главный механизм достижения качества, и руководителей надо обучать работе с ним. В частности, мы анализируем положение об оплате труда, критерии, за что и сколько баллов в этой образовательной организации получает педагог (кстати, эти критерии согласовываются с органом общественного управления школы). В указанном документе видно, что является главным для руководителя учреждения. Если — чистое помещение, то больше всего педагог может получить за организацию дежурств в школе. Если главным являются достижения выпускников — то педагоги активно поощряются за число участников в олимпиадах и конференциях. А если директор и орган общественного управления осознали свою задачу, чтобы наименьшее количество детей покидало их школу без документа, то критерии мы увидим иные...

По всем случаям злоупотреблений мы проводим выезды. При нарушениях, в частности, расторгается эффективный контракт с руководителем.

— Сейчас стал подниматься вопрос инклюзивного обучения, когда дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных классах…

— Закон об образовании декларирует, что каждый ребенок вне зависимости от состояния здоровья, проживающий в микрорайоне, имеет право обучаться в расположенной здесь образовательной организации.

Отсюда следуют две проблемы. Во-первых, это обеспечение физической доступности, вплоть до изменения ширины дверных проемов для проезда на коляске, наличия соответствующего лифта. Во-вторых, это психологическая готовность педагогов и остальных школьников встретить таких детей. И это — вопрос перестройки сознания. И здесь я говорю больше о взрослых. Дети наши отзывчивы и добры, это доказывает тот же проект «Добрая зима». Но некоторые родители задают вопросы: не отвлекут ли особые дети слишком много внимания учителя, не скажется ли такая модель на психике здоровых детей? Учитель должен работать, одновременно с несколькими категориями. Здесь мы говорим о новой философии в подготовке педагогов. Это действительно интенсивность труда, которая требует дополнительного внимания.

Подчеркну: я говорю сейчас о детях с сохранным, обычным интеллектом. Другие случаи — отдельная тема. Вообще, проблема предоставления образовательных услуг детям с ограниченными возможностями до сих пор слабо оформлена нормативно. Но есть, например, общероссийский сайт, где она всесторонне рассматривается, и туда направляются предложения и из Иркутской области.

— Как решается вопрос с обеспечением учебниками?

— Около трети миллиарда из федерального и регионального бюджетов за три года мы истратили на приобретение учебников. При этом уровень обеспеченности учебниками за бюджетный счет в муниципалитетах разный. В Иркутске, например, он самый низкий – 70 процентов по данным мэра.

Конечно, в областном центре много авторских школ, школ с малораспространенными методиками, но закон об образовании гласит, что приобретение учебников — полномочия не только федерации и региона, но и еще и муниципалитета.

В этом году по решению губернатора 50 млн рублей направлено только для приобретения учебников. Кроме того, выделяется региональная субвенция на каждого ученика, из которой от 50 до 70 процентов рекомендовано использовать на учебники. В Иркутске неизменно направляют 50 процентов — то есть используется нижняя планка.

В целом по муниципалитетам обеспеченность учебниками равна 94,7 процента. Кроме того, по поручению главы региона норматив на учебные расходы на каждого ученика с 2015 года будет повышен с 780 до 1230 рублей в год.

— Вопрос от газеты «Наша Сибскана». В прошлом году мы возобновили турниры по футболу и баскетболу на призы фонда Матиенко. Турниры проводятся в Иркутске в течение лета. Так вот, к нам в первый день турнира приехали 13 команд. При них было только двое взрослых — то есть ребята организовались самостоятельно. Вечером подходили родители и благодарили нас. Может быть, работу по организации полезного летнего досуга детей стоить усилить, расширить? Ведь каникулы — это масса свободного времени, интересы у детей разные…

— Эту задачу мы решаем и прорабатываем различные пути. В том числе и с учетом такого полезного опыта. У нас есть база — отличные учителя физкультуры, в хорошем смысле фанатики своего дела. Организуются различные областные спортивные мероприятия.

— Вопрос от нашего шахматного обозревателя. Еще в СССР были исследования, подтвердившие, что введение обязательных уроков шахмат благоприятно сказывается на общем уровне развития. А ведь интеллектуальный уровень современных школьников снижается…

— Есть хорошая практика в отдельных регионах — третий час физкультуры используется как особый час. Где-то выбирают дзюдо, где-то спортивные танцы. А в отдельных регионах — шахматы. Ваше предложение могло бы быть хорошей инициативой. Но надо продумать конкретную ее реализацию, например, как и где найти нужное число педагогов. А идею наше министерство поддерживает!

Записала Наталья Антипина, "Байкальские вести".

Фото Александра Новикова, "Байкальские вести".



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ